Электромобиль взрослый, уходит от водителя

Электромобиль взрослый, уходит от водителя
Автор:

Какой электромобиль взрослый можно официально купить в России новым, как с ним жить, и куда повезет эта революционная техника?

Киа Соул электрический

В Литве электрические автомобили заправляют бесплатно, построена сеть необходимых станций, передвигаться можно свободно — парковка в городе бесплатная. По прогнозам аналитиков к концу 2018 года 2% мировых продаж будут составлять автомобили с электродвигателями, а общее число зарегистрированных электромобилей превысит 5 млн.

Электромобиль взрослый на российском рынке (весь модельный ряд, включая продажи и серыми дилерами см. ниже) по-прежнему в диковинку — несмотря на рост продаж по итогам первых четырёх месяцев 2018 года на 65% относительно 2017, абсолютные цифры проданных машин с нулевым выхлопом скромные: реализовано 28 единиц.

Согласно оптимистичному докладу министра энергетики РФ Александра Новака на форуме ENES 2016, к 2020 году количество электромобилей в России может достичь 200 тысяч штук, а стремительный рост продаж в этом сегменте будет обусловлен стимулирующими мерами со стороны государства.

По итогам первого полугодия 2018 года государственная поддержка ограничена точечными мерами регионального уровня — в Москве, Санкт-Петербурге и Казани электромобили пользуются преимуществом бесплатной парковки, а в Московской и Калужской области отменён транспортный налог.

Опель Test Center Dudenhofen

Для сравнения: в Норвегии государство компенсирует покупателю до 15% стоимости электромобиля, в Португалии, Дании и Японии электромобили освобождаются от налогов, а передовые по продажам автомобилей на электротяге США и Китай в лидерах по государственным субсидиям: в штатах дотация покупателям составляет 25% от стоимости автомобиля, в КНР доходят до 35%.

Отсутствие господдержки — лишь один из факторов. Производители не спешат официально продавать электромобили на отечественном рынке, что сулит владельцу дополнительные издержки в обслуживании и ремонте. В настоящее время в России официально продаёт электромобили только Renault — на выбор предлагают сверхкомпактный Twizy Z.E. или коммерческий фургончик Kangoo Z.E. Лидеры сегмента — Tesla и Nissan Leaf пока продаются у нас лишь “серыми” дилерами.

Тесла Model-S 4

Тесла Model-S — один из лидеров пока скромных продаж в РФ.

Другая проблема, которая сдерживает распространение электрокаров в нашей стране — неразвитость инфраструктуры. Если маленькие электромобили (вроде Renault Twizy Z.E.) можно заряжать, подключив к обычной евророзетке, то для “больших” электрических машин или быстрой зарядки батарей требуются специализированные заправочные станции. Пока подобные ЭЗС для России скорее диковинка, нежели часть инфраструктуры: похвастать наличием электрозаправки может далеко не каждая столица субъекта, не говоря уже о почти полном отсутствии электрических заправочных станций на междугородних трассах.

Ниссан-Leaf 3

Nissan Leaf: функциональный и доступный.

Наконец, предлагаемый (даже с учётом неофициальных продаж) модельный ряд электромобилей в России отнюдь не способствует расширению географии продаж: по-настоящему функциональный и сравнительно доступный автомобиль из линейки только один — Nissan Leaf, остальные модели позиционируютcя либо как модный девайс для состоятельных людей (Tesla), либо как сверхкомпактный городской автомобиль по негуманной цене (i-miev, Smart Electric, Twizy Z.E.). Причём к изначально более высокой по сравнению с аналогами на традиционном топливе цене добавляются дополнительные, “российские” издержки: монтаж системы ЭРА-Глонасс, получение сертификата одобрения ОТТС, таможенные операции, НДС, утилизационный сбор, что делает ввоз электромобилей бизнесом с сомнительной доходностью.

Электромобиль взрослый: весь модельный ряд

Nissan Leaf

Если продажи Nissan Leaf в России вызывают улыбку (несмотря на неофициальный титул самого популярного электромобиля в России по итогам первого квартала, за три месяца продано всего 9 новых автомобилей), то на мировой арене за 7 лет выпуска первого поколения реализовано более 280 тысяч машин. Достоинства Leaf`a в его простоте (хэтчбек максимально похож на обычный автомобиль как внешне, так и функционально) и невысокой цене.

Ниссан-Leaf

Nissan Leaf

Nissan Leaf, пожалуй, самый популярный электрокар на российском вторичном рынке — в Приморье цены на подержанные японские машины без пробега по РФ начинаются от 300 тысяч рублей.
В прошлом году у Leaf сменилось поколение, причём машины II генерации планируют начать официально продавать в России. Цены пока не объявлены, однако в США базовая версия стартует с отметки в 30 тысяч $, а немногочисленные объявления “серых” дилеров о продаже машин II поколения в нашей стране колеблются у отметки в 2,2 млн рублей.
За эти деньги покупатель получает переднеприводный автомобиль с электромотором в 150 л.с./320 Н*м (у первого поколения двигатель развивал 110 л.с./254 Н*м) и ёмкостью батарей в 40 киловатт-часов, что эквивалентно пробегу в 378 км по европейскому циклу NEDC (у первого поколения 24 кВт*ч или 175 км по NEDC). Зарядка от обычной сети по заверениям производителя займёт 16 часов, а с использованием “быстрой” зарядной станции можно зарядить батареи до 80% ёмкости за 40 минут. В перспективе появление версии с ёмкостью батарей в 60 кВт*ч — вполне вероятно, что дебют такой модификации совпадёт с выходом Nissan Leaf на российский рынок.

Tesla Model S

Тесла Model-S

Tesla Model S

Лидер люкс-сегмента в Европе по итогам 2017 года — Tesla Model S постепенно разворачивается в сторону покупателей и в России. Сага с официальными “белыми” продажами Tesla в России близка к завершению — клуб Moscow Tesla Club уже полгода занимается продажами и обслуживанием автомобилей Tesla в России, осталось получить статус официального дилера. Пока загадок для потенциального покупателя Tesla хватает: конфигуратора в привычном понимании на сайте нет, ассортимент автомобилей в наличии тоже вызывает вопросы, в данных много фактических ошибок, да и “вилка” разброса цен от 4,8 до 7,5 млн рублей за подержанные Model S лишена конкретики.

Тесла Model-S 3

В зависимости от типа привода, количества электродвигателей и их отдачи существует 13 различных модификаций Tesla Model S

На сайте Moscow Tesla Club доступны для выбора только три ныне выпускаемых версии с полным приводом — 75D, оснащённый двумя электродвигателями на 330 л.с. и батареей на 75 кВт*ч, 100D (525 л.с. и 100 кВт*ч), P100D (762 л.с. и 100 кВт*ч). В зависимости от версии и режима эксплуатации производитель обещает от 420 до 630 км пробега на одной зарядке. На момент публикации материала новых базовых Tesla Model S 75D в наличии на сайте не было; за версию 100D в России просят более 11 млн. рублей, а топовая P100D с ураганной динамикой (2,7 с 0-100 км/ч) обойдётся дороже 16 млн. рублей.

Tesla Model X

Тесла Model X

Премиум-кроссовер американской марки наступает на пятки Porsche Cayenne в продажах в Европе, но остаётся не более чем эффектным гаджетом на российском рынке — Model X стоит сравнимо, а продаётся хуже, нежели Bentley Bentayga с привычными агрегатами на углеводородном топливе.

Как и в случае с седаном, представительство Tesla предлагает три версии, 75D, 100D и P100D с безальтернативным полным приводом, запас хода — от 380 до 560 км. Найти в наличии Tesla Model X 75D не удалось, цены на мощные модификации 100D и Р100D с небольшим пробегом или без оного колеблются в районе 12-18 млн рублей.

Tesla Model 3

Продажи Tesla Model 3 в России обещают начать в IV квартале 2018 года, а первая демонстрационная машина уже колесит по дорогам Москвы. Model 3 — самый доступный электромобиль в модельном ряду компании, ориентированный на массового покупателя, его стоимость на зарубежных рынках стартует от $35 тысяч. К сожалению, в нашей стране цены начинаются с отметки в 3,5 млн рублей, так что о популярности новинки среди обычных потребителей говорить не приходится.

Тесла Model 3

Tesla-Model-3

В базовой версии Model 3 оснащается аккумуляторами на 60 кВт*ч и мотором, мощностью 258 л.с (запас хода 350 км), у новинки задний привод и потрясающе эффективная аэродинамика — согласно данным производителя, коэффициент аэродинамического сопротивления Сx = 0,23.
Наряду с планами старта официальных продаж в Tesla рассчитывают вложиться и в развитие инфраструктуры: сеть фирменных зарядных станций Supercharger будет построена вдоль ключевых российских магистралей, а в данный момент компания подыскивает участки для строительства.

Renault Twizy Z.E.

РеноTwizy Z.E.-3

Renault-Twizy-Z.E.

Несмотря на весьма скромные продажи (удаётся продать буквально несколько автомобилей в год), в Renault не отказываются от продажи и обслуживания электромобилей в России — Twizy Z.E. легко найти в конфигураторе фирмы, автомобиль даже предлагается в двух вариантах исполнения, коммерческом (с “грузовым” отсеком в 200 литров) и пассажирском. Информация об автомобиле легко доступна, в столичных регионах малютку даже можно взять на тест-драйв, а цены единообразны. Правда, 100 км запаса хода, 6кВт*ч ёмкости батареи, 11 л.с. мощности электромоторчика, отсутствие остекления и всё это почти за миллион рублей! При стартовой цене в 949 тысяч за такую малютку рассчитывать на успех сложно.

Рено Twizy Z.E.-2

Renault-Twizy-Z.E.

Renault Kangoo Z.E.

Грузопассажирский фургон Kangoo Z.E. логично вписывается в структуру французских электромашин, состоящую из карапуза Twizy Z.E., компактного хэтчбека ZOE Z.E. и седана Fluence Z.E. Но на российском рынке хэтчбек и седан не предлагают, а вот фургон в модельном ряду есть, при том, что даже обычная версия Kangoo с ДВС не пользуется большим спросом. Переднеприводный автомобиль оснащается электромотором, мощностью в 60 л.с., ёмкость батареи составляет 22кВт*ч, а заявленный пробег на одной зарядке — 170 км. При всей функциональности и практичности электрофургона (можно заряжать от обычной розетки) любой бизнес-план отпугивает цена: на отечественном рынке не найти Kangoo Z.E. дешевле 2,6 млн рублей.

Mitsubishi i-miev

Мицубиси-i-miev 2

Mitsubishi i-miev

Mitsubishi i-miev — первопроходец на отечественном рынке электромашин. С момента старта продаж в 2011 году было реализовано 269 автомобилей, причём большую часть машин закупили государственные учреждения. Однако в 2016 году в компании прекратили официальные продажи модели на российском рынке.

«Пока государство не начнет развивать инфраструктуру для электромобилей и поддерживать спрос, мы не будем продавать электрические авто на российском рынке», — заявил руководитель российского представительства марки Наоя Накамура. Характерно, что до ухода Mitsubishi i-miev в базовой версии стоил 999 тысяч рублей, а миниатюрный электромобиль предлагали в коммерческом исполнении для перевозки грузов с отсеком в 1000 литров. Официально продаваемые в России версии оснащались двигателем в 67 л.с., обеспечивая автомобилю неплохую динамику разгона, а 18кВт*ч аккумулятора хватало на 150 км пробега в спокойном ритме в тёплую погоду.

Мицубиси-i-miev 4

Mitsubishi i-miev

Smart Electric For Two/For Four

Мерседес-Бенц Рус обещает начать продажи электрических версий Smart For Two/For Four на российском рынке в 2018 году — цены пока не объявлены, но в Германии нижняя граница пролегает на отметке в $24 тысячи. Нынешние цены на бензиновые автомобили начинаются с 890 тысяч рублей, так что при разумном ценообразовании своих клиентов электрический Smart найдёт. Под капотом Smart Electric двигатель мощностью в 82 л.с., ёмкость батареи без малого 18 кВт*ч, заряжать автомобиль можно от обычной розетки, а запас хода составляет 155 км. Производитель заявляет, что полностью зарядить малыша от 220-Вольтного зарядного устройства (12А) можно за 16 часов 30 минут, а минимальное время “заправки” с более мощным источником питания составит 3 часа.

EQ – это новая технологическая субмарка Mercedes-Benz для электро- и гибридных моделей.

Электромобиль взрослый – это шаг и к автономному движению

Внизу популярное видео из серии AUTOBEST SUMMIT, где я представляю Россию.

Да, именно так: автономное движение — реальность завтрашнего дня. Потому что автомобили с автопилотом УЖЕ ездят по дорогам общего пользования, но ЕЩЕ в качестве эксперимента. Посмотрим, что сделано, и что стоит на пути к широкому внедрению новой технологии.

Ваш самолет приземлился в городе, в котором вы еще ни разу не были. Покинув терминал, вы решили по дороге в отель немного перекусить. Включаете смартфон, чтобы найти симпатичный итальянский ресторан. В доли секунды умный гаджет решает задачу, учитывая ваши предпочтения и прежние посещения ресторанов. Вы выбираете первое предложение из небольшого списка альтернатив, и несколько мгновений спустя перед вами останавливается автомобиль. Двери открываются автоматически и вы видите элегантный салон с четырьмя свободными креслами.

Renault E2-GO: Заходите, авто дружески вас приветствует на родном языке, двери закрываются и машина устремляется к цели. Вы можете расслабиться на скамейке, пока авто самостоятельно катит по автобану в центр города.

Примерно такой сценарий в скором будущем станет вполне типичным. Но над его реализацией сегодня работают несколько крупнейших отраслей и стартапов. Ведь должны быть интегрированы целый ряд сервисов, разработаны мобильные приложения, не говоря уже о собственно системе автопилотирования.

Сегодняшние покупатели автомобилей уже пользуются современными ассистентами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems), адаптивными темпоматами (АСС), сигнализатором ухода с полосы (Lane Departure Warning, LDW), системами распознавания дорожных знаков (Traffic Sign Recognition, TSR) и интеллектуальным дальним светом фар (High-Beam Assistant) с регулированием дальности луча, которые появились в последние годы. Более продвинутые автомобили уже располагают ассистентом удержания на полосе (Lane-Centering Assistant, LCA) в связке с интеллигентным АСС, подстраивающимся под ограничения скорости и гарантирующим безопасные перестроения, а также не ослепляющим дальним светом (Glare-Free High-Beam, GFHB), автономным экстренным тормозом (Autonomous Emergency Braking, AEB), распознаванием пешеходов (Pedestrian Detection, PD) и продвинутыми функциями для городской езды (Advanced City Assistants, ACA).

Центр in Rüsselsheim, Driver Monitoring Bench

Инженеры постоянно разрабатывают новые системы безопасности, чтобы избегать ДТП и/или снижать тяжесть их последствий.

Автопилотирование – ответ промышленности на стремление к нулевой смертности на дорогах. По оценкам специалистов к 2030 году до 15% новых автомобилей будут беспилотниками. Для пассажиров это означает комфортабельное путешествие со всеми привычными атрибутами современной деловой жизни.

В ближайшем будущем «самодвижущиеся экипажи» (какое возрождение забытого термина!) будут в состоянии избегать рисков, связанных с человеческими эмоциями, усталостью и реагировать на любую дорожную ситуацию. Притом время реакции электронных систем будет значительно короче времени реакции человека, что критически важно.

Одновременно меняется и сам подход человека к мобильности. Например, в городах уже снижается ценность обладания автомобилем. Быстро растет рынок концепций коллективного использования автомобилей вроде каршеринга. И именно здесь сложно переоценить пользу автопилотов.
Правда, такое будущее неизбежно связано с обработкой огромных массивов информации и личных данных. Помните, с чего мы начали это обзор? Так вот: ваши предпочтения относительно отелей и ресторанов, а также все ваши перемещения, естественным образом будут накапливаться в дата-центрах и сделают вашу частную жизнь не такой уж и частной. Конечно, предпринимаются все меры против несанкционированного доступа к этим массивам информации, но… Надо ли продолжать? Впрочем, согласно опросам, многие согласны с тем, что преимущества в комфорте и безопасности важнее.

6 уровней автоматизации: 0 — без автоматики (предупреждение об уходе с полосы, о столкновении с впереди идущим автомобилем); 1 — ассистированный (удержание на полосе, адаптивный круиз-контроль); 2 — частично автоматизированный (ассистент парковки); 3 — условно автоматизированный (автопилотирование в пробках); 4 — высоко автоматизированный (автопилотирование в паркингах); 5 — полностью автоматизированный (робот-такси).

Внешние и внутренние коммуникации автомобиля с автопилотом

Однако, надежная техника – лишь часть решения. Другую часть образуют законодательные рамки, в которых будет разрешено движение автопилотируемых авто. Новая форма мобильности потребует коренного пересмотра этих норм. В частности, придется пересмотреть знаменитую Венскую конвенцию 1968 года (Vienna Convention on Road Traffic; она, кстати, позволяет вам сегодня ездить за рубежом с национальным водительским удостоверением). В нее уже внесены дополнения, разрешающие автопилотирование при условии, что водитель находится за рулем, постоянно контролирует ситуацию и может в любой момент перехватить управление у компьютера. Кроме того, в ряде стран выданы частные разрешения на тестирование автопилотов на дорогах общего пользования, начиная от плотного движения в центрах городов и кончая быстрыми немецкими автобанами.
В 2014 году Общество автомобильных инженеров Society of Automotive Engineers (SAE, американский аналог немецкогоVDA) ввело классификацию J3016, описывающую 6 ступеней автономности, начиная от нулевого уровня (постоянный контроль водителя над тормозами, рулем, акселератором и двигателем) до уровня 5 (полностью автоматизированное вождение без контроля человеком).

Последняя ступень предъявляет очень серьезные технические требования. Например, способность обрабатывать и анализировать гигантские объемы данных в реальном времени. При этом постоянно растет количество сенсоров, воспринимающих происходящее в автомобиле и вокруг него. Каждый такой автомобиль должен свободно, без ошибок и задержек обрабатывать потоки данных по радиоканалу Over-The-Air (OTA) между автомобилем и окружением (V2B), между автомобилями (V2V), между автомобилем и дорожной инфраструктурой (V2I), автомобилем и его пользователем (V2U), а также между автомобилем и коммуникационной инфраструктурой (V2C). Всю вместе эту функциональность обозначают как V2X.

Чтобы выполнить эти требования, нужны шесть ключевых элементов.

1. АРХИТЕКТУРА
Новые автомобили вскоре получат доменную архитектуру с сконцентрированными в кластерах вычислительными мощностями на каждую группу функций. Эти домены будут связаны через центральную шину и высокоскоростную сеть с иерархически подчиненными сенсорами и актуаторами.
2. HIGH-SPEED DATA
Высокопроизводительные компьютеры и растущее количество ADAS-сенсоров, как стерео видеокамеры высокого разрешения, радары и лидары, интерфейсы машина-человек, дисплеи 4К или хед-ап дисплеи приводят к росту количества узлов в сети. А это в свою очередь влечет рост объема данных, передаваемых через каждое соединение. Кроме того придется управлять многочисленными параллельными и двунаправленными потоками данных и иметь достаточную буферную емкость. К 2020 году потребуется скорость передачи данных свыше 12 Гбит/с.
3. ВНЕШНИЕ СВЯЗИ
Как уже упоминалось выше, ключевым требованием автопилотирования является получение корректной информации об окружающей среде. Например, автопилот сможет прибегнуть к торможению или ускорению только, если будет знать, что происходит вокруг автомобиля. И лучше, если информации будет больше, чем обычно получает водитель через зрение. Функционал V2X предусматривает получение сведений, например, от светофоров (когда они переключатся), от других автомобилей (когда они СОБИРАЮТСЯ затормозить или свернуть), о приближающемся спецтранспорте или о впереди поджидающем заторе. Причем, информацию надо получать очень быстро. Сегодняшние сети мобильной связи даже 4G имеют задержки 30 – 40 мс, что в данном случае неприемлемо! Так что разработчики автопилотов рассчитывают на сети следующего, пятого поколения и даже выше. Технология 5G, которую начнут внедрять с 2019 года, обеспечивает скорость передачи до 10 Гбит/с и заметно меньшие задержки.
4. НАДЕЖНОСТЬ
Безотказная работа сенсоров и передача данных от них должна гарантироваться при любых условиях, при свойственных автомобилю перепадах температур, вибрациях, влажности и т.д. А это означает особые требования, например, к кабелям и разъемам. Цена ненадежного контакта в случае автопилота может быть чрезвычайно высока!
5. БЕЗОПАСНОСТЬ
А здесь уже речь идет защите передаваемых данных от несанкционированного доступа и вмешательства, а также от электромагнитных помех. Можно представить, что произойдет, если злоумышленник сможет исказить передаваемую от датчиков информацию!
6. КОНСТРУКЦИЯ
Тенденция к миниатюризации сенсоров и актуаторов, а также рост их числа и, соответственно, соединений с процессорами, требуют миниатюризации разъемов, что вступает в противоречие с их надежностью и требованиями влагозащиты. Это приведет к появлению совершенно новых конструкторских решений.

Насколько важно решение всех обозначенных проблем показывают уже случившиеся смертельные(!) ДТП с автопилотируемыми автомобилями. Совсем недавно робот-такси Uber задавил велосипедистку:

Проведенное расследование инцидента показало: автопилот вовремя увидел женщину, но неверно интерпретировал тот самый поток данных от видеокамер, посчитав ее за… гонимый ветром пластиковый пакет. А в программу заложено игнорирование таких «препятствий». Теперь программисты поправят баг, но… Даже в старых версиях Windows до сих пор находят уязвимости. Сколько их будет в автопилотах? А ведь в данном случае цена каждой — ЖИЗНЬ, а то и не одна!

Еще одна авария со смертельным исходом произошла в Аризоне с автомобилем Tesla. Он неожиданно на полном ходу на шоссе свернул в отбойник, разделявший полосы. Самое интересное, что водитель-испытатель решил повторить заезд на том же самом месте на таком же автомобиле. Только он был готов к неожиданностям, и она-таки произошла. Ровно в том же месте руль опять крутанулся влево. Тест-пилот, к счастью, успел его перехватить и выровнять машину, а потом нашли и причину такого поведения робота: хитрый дефект в… дорожной разметке! Заметим, что обычные водители его даже не замечали, а вот электронные мозги «сходили с ума».

Кстати, в инструкции к таким автомобилям указано: включив автопилот вы ОБЯЗАНЫ быть в постоянной готовности перехватить управление! Это — комфортная езда? Да она напрягает куда больше, чем обычное вождение — постоянно ждать подвоха.

Тем не менее, испытания продолжаются. В интересное время живем, однако!

На видео внизу — ближайшее будущее транспорта — всего лишь 2030 год.

От автора блога automps.ru Петра Меньших: Благодарю AUTOBEST SUMMIT в Бухаресте за инициативу и организацию информации по новым мегатрассам автомобильной промышленности и их влиянию на крупные городские сообщества.

В подготовке обзора электромобилей на российском рынке участвовали Роман Харитонов и Сергей Ильин.

 



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.