Электромобиль взрослый, уходит от водителя

Электромобиль взрослый, уходит от водителя
Автор:

Какой электромобиль взрослый можно официально купить в России новым, как с ним жить, и куда повезет эта революционная техника?

Киа Соул электрический

В Литве электрические автомобили заправляют бесплатно, построена сеть необходимых станций, передвигаться можно свободно — парковка в городе бесплатная. По прогнозам аналитиков к концу 2018 года 2% мировых продаж будут составлять автомобили с электродвигателями, а общее число зарегистрированных электромобилей превысит 5 млн.

Электромобиль взрослый на российском рынке (весь модельный ряд, включая продажи и серыми дилерами см. ниже) по-прежнему в диковинку — несмотря на рост продаж по итогам первых четырёх месяцев 2018 года на 65% относительно 2017, абсолютные цифры проданных машин с нулевым выхлопом скромные: реализовано 28 единиц.

Согласно оптимистичному докладу министра энергетики РФ Александра Новака на форуме ENES 2016, к 2020 году количество электромобилей в России может достичь 200 тысяч штук, а стремительный рост продаж в этом сегменте будет обусловлен стимулирующими мерами со стороны государства.

По итогам первого полугодия 2018 года государственная поддержка ограничена точечными мерами регионального уровня — в Москве, Санкт-Петербурге и Казани электромобили пользуются преимуществом бесплатной парковки, а в Московской и Калужской области отменён транспортный налог.

Опель Test Center Dudenhofen

Для сравнения: в Норвегии государство компенсирует покупателю до 15% стоимости электромобиля, в Португалии, Дании и Японии электромобили освобождаются от налогов, а передовые по продажам автомобилей на электротяге США и Китай в лидерах по государственным субсидиям: в штатах дотация покупателям составляет 25% от стоимости автомобиля, в КНР доходят до 35%.

Отсутствие господдержки — лишь один из факторов. Производители не спешат официально продавать электромобили на отечественном рынке, что сулит владельцу дополнительные издержки в обслуживании и ремонте. В настоящее время в России официально продаёт электромобили только Renault — на выбор предлагают сверхкомпактный Twizy Z.E. или коммерческий фургончик Kangoo Z.E. Лидеры сегмента — Tesla и Nissan Leaf пока продаются у нас лишь “серыми” дилерами.

Тесла Model-S 4

Тесла Model-S — один из лидеров пока скромных продаж в РФ.

Другая проблема, которая сдерживает распространение электрокаров в нашей стране — неразвитость инфраструктуры. Если маленькие электромобили (вроде Renault Twizy Z.E.) можно заряжать, подключив к обычной евророзетке, то для “больших” электрических машин или быстрой зарядки батарей требуются специализированные заправочные станции. Пока подобные ЭЗС для России скорее диковинка, нежели часть инфраструктуры: похвастать наличием электрозаправки может далеко не каждая столица субъекта, не говоря уже о почти полном отсутствии электрических заправочных станций на междугородних трассах.

Ниссан-Leaf 3

Nissan Leaf: функциональный и доступный.

Наконец, предлагаемый (даже с учётом неофициальных продаж) модельный ряд электромобилей в России отнюдь не способствует расширению географии продаж: по-настоящему функциональный и сравнительно доступный автомобиль из линейки только один — Nissan Leaf, остальные модели позиционируютcя либо как модный девайс для состоятельных людей (Tesla), либо как сверхкомпактный городской автомобиль по негуманной цене (i-miev, Smart Electric, Twizy Z.E.). Причём к изначально более высокой по сравнению с аналогами на традиционном топливе цене добавляются дополнительные, “российские” издержки: монтаж системы ЭРА-Глонасс, получение сертификата одобрения ОТТС, таможенные операции, НДС, утилизационный сбор, что делает ввоз электромобилей бизнесом с сомнительной доходностью.

Электромобиль взрослый: весь модельный ряд

Nissan Leaf

Если продажи Nissan Leaf в России вызывают улыбку (несмотря на неофициальный титул самого популярного электромобиля в России по итогам первого квартала, за три месяца продано всего 9 новых автомобилей), то на мировой арене за 7 лет выпуска первого поколения реализовано более 280 тысяч машин. Достоинства Leaf`a в его простоте (хэтчбек максимально похож на обычный автомобиль как внешне, так и функционально) и невысокой цене.

Ниссан-Leaf

Nissan Leaf

Nissan Leaf, пожалуй, самый популярный электрокар на российском вторичном рынке — в Приморье цены на подержанные японские машины без пробега по РФ начинаются от 300 тысяч рублей.
В прошлом году у Leaf сменилось поколение, причём машины II генерации планируют начать официально продавать в России. Цены пока не объявлены, однако в США базовая версия стартует с отметки в 30 тысяч $, а немногочисленные объявления “серых” дилеров о продаже машин II поколения в нашей стране колеблются у отметки в 2,2 млн рублей.
За эти деньги покупатель получает переднеприводный автомобиль с электромотором в 150 л.с./320 Н*м (у первого поколения двигатель развивал 110 л.с./254 Н*м) и ёмкостью батарей в 40 киловатт-часов, что эквивалентно пробегу в 378 км по европейскому циклу NEDC (у первого поколения 24 кВт*ч или 175 км по NEDC). Зарядка от обычной сети по заверениям производителя займёт 16 часов, а с использованием “быстрой” зарядной станции можно зарядить батареи до 80% ёмкости за 40 минут. В перспективе появление версии с ёмкостью батарей в 60 кВт*ч — вполне вероятно, что дебют такой модификации совпадёт с выходом Nissan Leaf на российский рынок.

Tesla Model S

Тесла Model-S

Tesla Model S

Лидер люкс-сегмента в Европе по итогам 2017 года — Tesla Model S постепенно разворачивается в сторону покупателей и в России. Сага с официальными “белыми” продажами Tesla в России близка к завершению — клуб Moscow Tesla Club уже полгода занимается продажами и обслуживанием автомобилей Tesla в России, осталось получить статус официального дилера. Пока загадок для потенциального покупателя Tesla хватает: конфигуратора в привычном понимании на сайте нет, ассортимент автомобилей в наличии тоже вызывает вопросы, в данных много фактических ошибок, да и “вилка” разброса цен от 4,8 до 7,5 млн рублей за подержанные Model S лишена конкретики.

Тесла Model-S 3

В зависимости от типа привода, количества электродвигателей и их отдачи существует 13 различных модификаций Tesla Model S

На сайте Moscow Tesla Club доступны для выбора только три ныне выпускаемых версии с полным приводом — 75D, оснащённый двумя электродвигателями на 330 л.с. и батареей на 75 кВт*ч, 100D (525 л.с. и 100 кВт*ч), P100D (762 л.с. и 100 кВт*ч). В зависимости от версии и режима эксплуатации производитель обещает от 420 до 630 км пробега на одной зарядке. На момент публикации материала новых базовых Tesla Model S 75D в наличии на сайте не было; за версию 100D в России просят более 11 млн. рублей, а топовая P100D с ураганной динамикой (2,7 с 0-100 км/ч) обойдётся дороже 16 млн. рублей.

Tesla Model X

Тесла Model X

Премиум-кроссовер американской марки наступает на пятки Porsche Cayenne в продажах в Европе, но остаётся не более чем эффектным гаджетом на российском рынке — Model X стоит сравнимо, а продаётся хуже, нежели Bentley Bentayga с привычными агрегатами на углеводородном топливе.

Как и в случае с седаном, представительство Tesla предлагает три версии, 75D, 100D и P100D с безальтернативным полным приводом, запас хода — от 380 до 560 км. Найти в наличии Tesla Model X 75D не удалось, цены на мощные модификации 100D и Р100D с небольшим пробегом или без оного колеблются в районе 12-18 млн рублей.

Tesla Model 3

Продажи Tesla Model 3 в России обещают начать в IV квартале 2018 года, а первая демонстрационная машина уже колесит по дорогам Москвы. Model 3 — самый доступный электромобиль в модельном ряду компании, ориентированный на массового покупателя, его стоимость на зарубежных рынках стартует от $35 тысяч. К сожалению, в нашей стране цены начинаются с отметки в 3,5 млн рублей, так что о популярности новинки среди обычных потребителей говорить не приходится.

Тесла Model 3

Tesla-Model-3

В базовой версии Model 3 оснащается аккумуляторами на 60 кВт*ч и мотором, мощностью 258 л.с (запас хода 350 км), у новинки задний привод и потрясающе эффективная аэродинамика — согласно данным производителя, коэффициент аэродинамического сопротивления Сx = 0,23.
Наряду с планами старта официальных продаж в Tesla рассчитывают вложиться и в развитие инфраструктуры: сеть фирменных зарядных станций Supercharger будет построена вдоль ключевых российских магистралей, а в данный момент компания подыскивает участки для строительства.

Renault Twizy Z.E.

РеноTwizy Z.E.-3

Renault-Twizy-Z.E.

Несмотря на весьма скромные продажи (удаётся продать буквально несколько автомобилей в год), в Renault не отказываются от продажи и обслуживания электромобилей в России — Twizy Z.E. легко найти в конфигураторе фирмы, автомобиль даже предлагается в двух вариантах исполнения, коммерческом (с “грузовым” отсеком в 200 литров) и пассажирском. Информация об автомобиле легко доступна, в столичных регионах малютку даже можно взять на тест-драйв, а цены единообразны. Правда, 100 км запаса хода, 6кВт*ч ёмкости батареи, 11 л.с. мощности электромоторчика, отсутствие остекления и всё это почти за миллион рублей! При стартовой цене в 949 тысяч за такую малютку рассчитывать на успех сложно.

Рено Twizy Z.E.-2

Renault-Twizy-Z.E.

Renault Kangoo Z.E.

Грузопассажирский фургон Kangoo Z.E. логично вписывается в структуру французских электромашин, состоящую из карапуза Twizy Z.E., компактного хэтчбека ZOE Z.E. и седана Fluence Z.E. Но на российском рынке хэтчбек и седан не предлагают, а вот фургон в модельном ряду есть, при том, что даже обычная версия Kangoo с ДВС не пользуется большим спросом. Переднеприводный автомобиль оснащается электромотором, мощностью в 60 л.с., ёмкость батареи составляет 22кВт*ч, а заявленный пробег на одной зарядке — 170 км. При всей функциональности и практичности электрофургона (можно заряжать от обычной розетки) любой бизнес-план отпугивает цена: на отечественном рынке не найти Kangoo Z.E. дешевле 2,6 млн рублей.

Mitsubishi i-miev

Мицубиси-i-miev 2

Mitsubishi i-miev

Mitsubishi i-miev — первопроходец на отечественном рынке электромашин. С момента старта продаж в 2011 году было реализовано 269 автомобилей, причём большую часть машин закупили государственные учреждения. Однако в 2016 году в компании прекратили официальные продажи модели на российском рынке.

«Пока государство не начнет развивать инфраструктуру для электромобилей и поддерживать спрос, мы не будем продавать электрические авто на российском рынке», — заявил руководитель российского представительства марки Наоя Накамура. Характерно, что до ухода Mitsubishi i-miev в базовой версии стоил 999 тысяч рублей, а миниатюрный электромобиль предлагали в коммерческом исполнении для перевозки грузов с отсеком в 1000 литров. Официально продаваемые в России версии оснащались двигателем в 67 л.с., обеспечивая автомобилю неплохую динамику разгона, а 18кВт*ч аккумулятора хватало на 150 км пробега в спокойном ритме в тёплую погоду.

Мицубиси-i-miev 4

Mitsubishi i-miev

Smart Electric For Two/For Four

Мерседес-Бенц Рус обещает начать продажи электрических версий Smart For Two/For Four на российском рынке в 2018 году — цены пока не объявлены, но в Германии нижняя граница пролегает на отметке в $24 тысячи. Нынешние цены на бензиновые автомобили начинаются с 890 тысяч рублей, так что при разумном ценообразовании своих клиентов электрический Smart найдёт. Под капотом Smart Electric двигатель мощностью в 82 л.с., ёмкость батареи без малого 18 кВт*ч, заряжать автомобиль можно от обычной розетки, а запас хода составляет 155 км. Производитель заявляет, что полностью зарядить малыша от 220-Вольтного зарядного устройства (12А) можно за 16 часов 30 минут, а минимальное время “заправки” с более мощным источником питания составит 3 часа.

EQ – это новая технологическая субмарка Mercedes-Benz для электро- и гибридных моделей.

Электромобиль взрослый – это шаг и к автономному движению

Внизу популярное видео из серии AUTOBEST SUMMIT, где я представляю Россию.

Да, именно так: автономное движение — реальность завтрашнего дня. Потому что автомобили с автопилотом УЖЕ ездят по дорогам общего пользования, но ЕЩЕ в качестве эксперимента. Посмотрим, что сделано, и что стоит на пути к широкому внедрению новой технологии.

Ваш самолет приземлился в городе, в котором вы еще ни разу не были. Покинув терминал, вы решили по дороге в отель немного перекусить. Включаете смартфон, чтобы найти симпатичный итальянский ресторан. В доли секунды умный гаджет решает задачу, учитывая ваши предпочтения и прежние посещения ресторанов. Вы выбираете первое предложение из небольшого списка альтернатив, и несколько мгновений спустя перед вами останавливается автомобиль. Двери открываются автоматически и вы видите элегантный салон с четырьмя свободными креслами.

Renault E2-GO: Заходите, авто дружески вас приветствует на родном языке, двери закрываются и машина устремляется к цели. Вы можете расслабиться на скамейке, пока авто самостоятельно катит по автобану в центр города.

Примерно такой сценарий в скором будущем станет вполне типичным. Но над его реализацией сегодня работают несколько крупнейших отраслей и стартапов. Ведь должны быть интегрированы целый ряд сервисов, разработаны мобильные приложения, не говоря уже о собственно системе автопилотирования.

Сегодняшние покупатели автомобилей уже пользуются современными ассистентами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems), адаптивными темпоматами (АСС), сигнализатором ухода с полосы (Lane Departure Warning, LDW), системами распознавания дорожных знаков (Traffic Sign Recognition, TSR) и интеллектуальным дальним светом фар (High-Beam Assistant) с регулированием дальности луча, которые появились в последние годы. Более продвинутые автомобили уже располагают ассистентом удержания на полосе (Lane-Centering Assistant, LCA) в связке с интеллигентным АСС, подстраивающимся под ограничения скорости и гарантирующим безопасные перестроения, а также не ослепляющим дальним светом (Glare-Free High-Beam, GFHB), автономным экстренным тормозом (Autonomous Emergency Braking, AEB), распознаванием пешеходов (Pedestrian Detection, PD) и продвинутыми функциями для городской езды (Advanced City Assistants, ACA).

Центр in Rüsselsheim, Driver Monitoring Bench

Инженеры постоянно разрабатывают новые системы безопасности, чтобы избегать ДТП и/или снижать тяжесть их последствий.

Автопилотирование – ответ промышленности на стремление к нулевой смертности на дорогах. По оценкам специалистов к 2030 году до 15% новых автомобилей будут беспилотниками. Для пассажиров это означает комфортабельное путешествие со всеми привычными атрибутами современной деловой жизни.

В ближайшем будущем «самодвижущиеся экипажи» (какое возрождение забытого термина!) будут в состоянии избегать рисков, связанных с человеческими эмоциями, усталостью и реагировать на любую дорожную ситуацию. Притом время реакции электронных систем будет значительно короче времени реакции человека, что критически важно.

Одновременно меняется и сам подход человека к мобильности. Например, в городах уже снижается ценность обладания автомобилем. Быстро растет рынок концепций коллективного использования автомобилей вроде каршеринга. И именно здесь сложно переоценить пользу автопилотов.
Правда, такое будущее неизбежно связано с обработкой огромных массивов информации и личных данных. Помните, с чего мы начали это обзор? Так вот: ваши предпочтения относительно отелей и ресторанов, а также все ваши перемещения, естественным образом будут накапливаться в дата-центрах и сделают вашу частную жизнь не такой уж и частной. Конечно, предпринимаются все меры против несанкционированного доступа к этим массивам информации, но… Надо ли продолжать? Впрочем, согласно опросам, многие согласны с тем, что преимущества в комфорте и безопасности важнее.

6 уровней автоматизации: 0 — без автоматики (предупреждение об уходе с полосы, о столкновении с впереди идущим автомобилем); 1 — ассистированный (удержание на полосе, адаптивный круиз-контроль); 2 — частично автоматизированный (ассистент парковки); 3 — условно автоматизированный (автопилотирование в пробках); 4 — высоко автоматизированный (автопилотирование в паркингах); 5 — полностью автоматизированный (робот-такси).

Внешние и внутренние коммуникации автомобиля с автопилотом

Однако, надежная техника – лишь часть решения. Другую часть образуют законодательные рамки, в которых будет разрешено движение автопилотируемых авто. Новая форма мобильности потребует коренного пересмотра этих норм. В частности, придется пересмотреть знаменитую Венскую конвенцию 1968 года (Vienna Convention on Road Traffic; она, кстати, позволяет вам сегодня ездить за рубежом с национальным водительским удостоверением). В нее уже внесены дополнения, разрешающие автопилотирование при условии, что водитель находится за рулем, постоянно контролирует ситуацию и может в любой момент перехватить управление у компьютера. Кроме того, в ряде стран выданы частные разрешения на тестирование автопилотов на дорогах общего пользования, начиная от плотного движения в центрах городов и кончая быстрыми немецкими автобанами.
В 2014 году Общество автомобильных инженеров Society of Automotive Engineers (SAE, американский аналог немецкогоVDA) ввело классификацию J3016, описывающую 6 ступеней автономности, начиная от нулевого уровня (постоянный контроль водителя над тормозами, рулем, акселератором и двигателем) до уровня 5 (полностью автоматизированное вождение без контроля человеком).

Последняя ступень предъявляет очень серьезные технические требования. Например, способность обрабатывать и анализировать гигантские объемы данных в реальном времени. При этом постоянно растет количество сенсоров, воспринимающих происходящее в автомобиле и вокруг него. Каждый такой автомобиль должен свободно, без ошибок и задержек обрабатывать потоки данных по радиоканалу Over-The-Air (OTA) между автомобилем и окружением (V2B), между автомобилями (V2V), между автомобилем и дорожной инфраструктурой (V2I), автомобилем и его пользователем (V2U), а также между автомобилем и коммуникационной инфраструктурой (V2C). Всю вместе эту функциональность обозначают как V2X.

Чтобы выполнить эти требования, нужны шесть ключевых элементов.

1. АРХИТЕКТУРА
Новые автомобили вскоре получат доменную архитектуру с сконцентрированными в кластерах вычислительными мощностями на каждую группу функций. Эти домены будут связаны через центральную шину и высокоскоростную сеть с иерархически подчиненными сенсорами и актуаторами.
2. HIGH-SPEED DATA
Высокопроизводительные компьютеры и растущее количество ADAS-сенсоров, как стерео видеокамеры высокого разрешения, радары и лидары, интерфейсы машина-человек, дисплеи 4К или хед-ап дисплеи приводят к росту количества узлов в сети. А это в свою очередь влечет рост объема данных, передаваемых через каждое соединение. Кроме того придется управлять многочисленными параллельными и двунаправленными потоками данных и иметь достаточную буферную емкость. К 2020 году потребуется скорость передачи данных свыше 12 Гбит/с.
3. ВНЕШНИЕ СВЯЗИ
Как уже упоминалось выше, ключевым требованием автопилотирования является получение корректной информации об окружающей среде. Например, автопилот сможет прибегнуть к торможению или ускорению только, если будет знать, что происходит вокруг автомобиля. И лучше, если информации будет больше, чем обычно получает водитель через зрение. Функционал V2X предусматривает получение сведений, например, от светофоров (когда они переключатся), от других автомобилей (когда они СОБИРАЮТСЯ затормозить или свернуть), о приближающемся спецтранспорте или о впереди поджидающем заторе. Причем, информацию надо получать очень быстро. Сегодняшние сети мобильной связи даже 4G имеют задержки 30 – 40 мс, что в данном случае неприемлемо! Так что разработчики автопилотов рассчитывают на сети следующего, пятого поколения и даже выше. Технология 5G, которую начнут внедрять с 2019 года, обеспечивает скорость передачи до 10 Гбит/с и заметно меньшие задержки.
4. НАДЕЖНОСТЬ
Безотказная работа сенсоров и передача данных от них должна гарантироваться при любых условиях, при свойственных автомобилю перепадах температур, вибрациях, влажности и т.д. А это означает особые требования, например, к кабелям и разъемам. Цена ненадежного контакта в случае автопилота может быть чрезвычайно высока!
5. БЕЗОПАСНОСТЬ
А здесь уже речь идет защите передаваемых данных от несанкционированного доступа и вмешательства, а также от электромагнитных помех. Можно представить, что произойдет, если злоумышленник сможет исказить передаваемую от датчиков информацию!
6. КОНСТРУКЦИЯ
Тенденция к миниатюризации сенсоров и актуаторов, а также рост их числа и, соответственно, соединений с процессорами, требуют миниатюризации разъемов, что вступает в противоречие с их надежностью и требованиями влагозащиты. Это приведет к появлению совершенно новых конструкторских решений.

Насколько важно решение всех обозначенных проблем показывают уже случившиеся смертельные(!) ДТП с автопилотируемыми автомобилями. Совсем недавно робот-такси Uber задавил велосипедистку:

Проведенное расследование инцидента показало: автопилот вовремя увидел женщину, но неверно интерпретировал тот самый поток данных от видеокамер, посчитав ее за… гонимый ветром пластиковый пакет. А в программу заложено игнорирование таких «препятствий». Теперь программисты поправят баг, но… Даже в старых версиях Windows до сих пор находят уязвимости. Сколько их будет в автопилотах? А ведь в данном случае цена каждой — ЖИЗНЬ, а то и не одна!

Еще одна авария со смертельным исходом произошла в Аризоне с автомобилем Tesla. Он неожиданно на полном ходу на шоссе свернул в отбойник, разделявший полосы. Самое интересное, что водитель-испытатель решил повторить заезд на том же самом месте на таком же автомобиле. Только он был готов к неожиданностям, и она-таки произошла. Ровно в том же месте руль опять крутанулся влево. Тест-пилот, к счастью, успел его перехватить и выровнять машину, а потом нашли и причину такого поведения робота: хитрый дефект в… дорожной разметке! Заметим, что обычные водители его даже не замечали, а вот электронные мозги «сходили с ума».

Кстати, в инструкции к таким автомобилям указано: включив автопилот вы ОБЯЗАНЫ быть в постоянной готовности перехватить управление! Это — комфортная езда? Да она напрягает куда больше, чем обычное вождение — постоянно ждать подвоха.

Тем не менее, испытания продолжаются. В интересное время живем, однако!

На видео внизу — ближайшее будущее транспорта — всего лишь 2030 год.

От автора блога automps.ru Петра Меньших: Благодарю AUTOBEST SUMMIT в Бухаресте за инициативу и организацию информации по новым мегатрассам автомобильной промышленности и их влиянию на крупные городские сообщества.

В подготовке обзора электромобилей на российском рынке участвовали Роман Харитонов и Сергей Ильин.

 



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Горячие темы

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.