Замена моторного масла весной
Нужна ли каждый год замена моторного масла? И какое заливать – наше или импортное? Как в связи с импортозамещением формируется состав российского масла? Задаю эти вопросы в продолжении темы «Наше масло или импортное».
У меня в гараже есть один любимый быстрый автомобиль, на котором езжу мало, но продавать жалко. Есть и другой, на котором езжу много — на этом с заменой моторного масла весной процедура более менее понятная — за год он 15 тыс. км набегает. А вот сервис простаивающего автомобиля обходится дорого. И вот пришла в голову мысль: зачем мне на простаивающем авто каждый год замена моторного масла?

Моторное масло работает в адских условиях. Обязанностей у него, как минимум, четыре. Собственно, смазка – раз, охлаждение – два, мойка двигателя – три, вынос загрязнений в масляный фильтр – четыре.
Раз в год замена моторного масла?
Хороший вопрос, правда? И правильный ответ, все-таки, надо себе дать: масло необходимо менять не реже раза в год. Оно окисляется, теряя первоначальные свойства, а потому исполнять обязанности должным образом уже не сможет.
Какое масло заливать? Такое, на которое ткнул пальцем производитель машины. Группа качества и вязкость – читай инструкцию. А вот насчет страны-производителя там ничего не сказано. Что же делать?
Наше или импортное
Не для того покупаем автомобиль, чтобы пытаться сэкономить на канистре. Наверное, можно своего любимца и на 80-й бензин перевести – даже интересно будет. В общем, так и хочется сказать: бери, какое подороже! То есть, ненашенское.

Секреты производства моторного масла хранятся за морями за семью замками.
А можно ли брать нашенское? Как утверждают, отечественных присадок не видать, а потому и сомневаться в качестве этих самых присадок нет оснований. Тем не менее, вопрос интересный – что, к примеру, будет, если сравнить два масла – наше и ихнее. Взять две синтетики – допустим, 5W-40. Классы качества – SN/CF по классификации API, А3/В4 по ACEA. Именно так и поступили недавно мои коллеги, взяв на испытания два синтетических масла – европейское Shell Helix Ultra 5W-40, ценой 1950 рублей за четырехлитровую канистру, и российское Sintoil Platinum, ценой 940 рублей за такую же канистру. Разбег в цене – примерно двойной. Первое решили погонять без замены примерно 15000 км, а второе – заменить таким же свежим на середине, то есть два раза по семь с половиной.

Сталкиваем российское мало и импортное.
Опуская нюансы, переходим к результатам. Отечественное масло показало несколько большую динамику старения, чем буржуйское. Но масло вовремя поменяли – и на свежем масле вторую половину испытаний двигатель отработал практически так же. Если сравнить результаты на первой и второй половине испытаний, каждая из которых начиналась со свежего масла, то разница между итоговыми замерами (на 7500 «км» и 15000 «км») лежит в пределах погрешности измерения. А в итоге двигатель, на котором масло заменялось на середине цикла испытаний, дал небольшое, но реально заметное снижение расхода топлива в сравнении с двигателем, на котором масло не меняли (на 1,1 – 3,0% в зависимости от режима работы, в среднем – на 1,5%).
А что с деньгами?

Если плюнуть на деньги вообще, то лучше всего заливать дорогое масло и менять его часто! Или пересесть на другие лошадиные силы.
Если тупо просуммировать все затраты – покупка масла, его замена, стоимость фильтров, разница в расходе топлива и т. д., то баланс будет в пользу отечественного масла! Путь и чуть-чуть, но – именно так.
Сразу успокоим спорщиков: наши выиграли за счет частой замены и низкой цены! Если плюнуть на деньги вообще, то лучше всего заливать дорогое масло и менять его часто! Это, конечно, в том случае, если владелец машины заботится о ней. Предписанные интервалы замены масла можно смело делить на два – будет только лучше.
Жалко денег? Ну, извините…
Физико-химические показатели образцов моторного масла
Shell Helix Ultra 5W-40 / Sintoil Platinum 5W-40ПАРАМЕТР | Начальная стадия | Промежуточная стадия | Промежуточная стадия после замены (только для Sintoil) | Итоговая стадия |
---|---|---|---|---|
Общие физико-химические параметры | ||||
Кинематическая вязкость при 40 °С, сСт | 74,99 / 87,38 | 81,35 / 94,75 | 86,99 | 88,76 / 96,12 |
Кинематическая вязкость при 100 °С, сСт | 13,24 / 14,84 | 13,98 / 15,33 | 14,62 | 14,66 / 15,47 |
Кинематическая вязкость при 150 °С, сСт | 5,59 / 6,14 | 5,83 / 6,23 | 6,03 | 6,01 / 6,27 |
Индекс вязкости | 180,3 / 178,6 | 177,9 / 171,4 | 175,9 | 172,9 / 170,9 |
Условная температура проворачиваемости кол.вала, Т5000, °С (расчетная) | -26,9 / -24,6 | -25,4 / -22,2 | -24,2 | -23,4 / -21,9 |
Щелочное число, мг КОН/г | 8,8 / 10,1 | 8,1 / 8,8 | 9,9 | 6,2 / 8,5 |
Температура застывания, °С | -39 / | -37 / | -35 / | |
Температура вспышки в открытом тигле, °С | 217 / 230 | 210 / 221 | 228 | 202 / 217 |
Содержание продуктов износа в моторном масле, мг/кг | ||||
Железо | 5 / 3 | 20 / 27 | 5 | 55 / 29 |
Алюминий | 2 / < 1 | 16 / 18 | 2 | 46 / 20 |