Идеальный автомобиль универсал заказывали?

Идеальный автомобиль универсал заказывали?
Автор:

Каким должен быть автомобиль универсал для нас, россиян? Диктуем  свои требования.

Не секрет, у нас больше любят седаны, универсалы же порой презрительно называют сараями. В чем же причина такого отношения? Ответить поможет краткий экскурс в историю отечественного автомобилестроения…

К сожалению, автопром СССР не очень баловал нас  универсалами, отдавая предпочтение более простым и дешёвым в производстве седанам. При общем дефиците легковых авто универсалы вообще были почти что раритетом, купить их было архитрудно.

Вот они перед вами, те редкие и малодоступные «универсальные изделия» из СССР и новой России.

Московский завод малолитражных автомобилей «МЗМА», позже «АЗЛК» (им. Ленинского Комсомола)

Универсал "Москвич" 423 , 1957 год

Универсал «Москвич» 423, 1957 год

"Москвич" 427

Универсал «Москвич» 427, 1968 год

"Москвич" 2137

Универсал «Москвич» 2137, 1976 год.

Модели с кузовом «универсал», выпускавшиеся Горьковским автомобильным заводом «ГАЗ»

Универсал ГАЗ 22   1962 год.

Универсал ГАЗ 22, 1962 год.

ГАЗ 24-02 "Волга".

Универсал ГАЗ 24-02, 1972 год.

ГАЗ 310221 "Волга".

Универсал ГАЗ 310221, 1997 год.

Модель Ижевского машиностроительного завода «ИжМаш»

ИЖ 21261 "Фабула"

Универсал ИЖ 21261 «Фабула», 2004 год.

Универсалы Волжского автомобильного завода ВАЗ

ВАЗ 2102 "Жигули"

Универсал ВАЗ 2102, 1972 год.

ВАЗ 2104 "Жигули"

Универсал ВАЗ 2104, 1984 год.

ВАЗ 2111

Универсал ВАЗ 2111, 1998 год.

Универсал ВАЗ 2171     2009 год.

Универсал ВАЗ 2171, 2009 год.

Универсал ВАЗ 1117 2007 год.

Универсал ВАЗ 1117, 2007 год.

Универсал  ВАЗ 2194     2013 год.

Универсал ВАЗ 2194, 2013 год.

Народ в те годы старался брать посильный пример с начальников, а они, включая «партийную номенклатуру» и уж тем более первых лиц государства, перемещались на строгих, черных автомобилях-членовозах с кузовом седан, начиная от «Волги» ГАЗ- 24 и «Чайки» ГАЗ-13,ГАЗ-14, и заканчивая монументальными лимузинами ЗИЛ–111, ЗИЛ-114, ЗИЛ 117.

Вот и образовался ассоциативный ряд: седан = престиж, уважение, мечта всей жизни…

Можно много рассуждать о демократических ценностях в разных обществах, но согласитесь, что народ, как правило, обращает пристальное внимание на образ жизни первых лиц, элиты. Сравните, например, на каких машинах ездили президент Франции Шарль де Голль и Генсек СССР Л.И. Брежнев.

Citroen DS

Кортеж генерала Шарля де Голля (Франция)

ЗИЛ- 111

Кортеж Генерального секретаря Л.И. Брежнева (СССР)

У француза — хоть и специально оборудованный, но всё-таки демократичный и доступный Citroen DS, у нашего вождя — штучный, ручной сборки ЗИЛ 111, который в принципе невозможно было заполучить в личное пользование даже самым большим начальникам в СССР.

А что же автомобиль универсал? А это — работяга, в котором холодно зимой и пахнет бензином, если канистра в багажнике (обычное дело тогда — АЗС были расставлены редко, не то, что нынче).

Да если даже и хотелось… Я хорошо помню, как мой отец в 1976 году мечтал купить универсал Москвич 427, но такие машины были наперечёт и по большому «блату», поэтому в итоге дело кончилось седаном «Москвич 412» производства Ижевского машиностроительного завода. Этот автомобиль многое повидал на своем веку: и длительные путешествия, и поездки на рыбалку, и загородный отдых.  Но каждый раз, когда мы собирались в путешествие и начинали укладывать в скромный багажник и на заднее сиденье все необходимые в то время вещи, отец мечтательно говорил: «Эх! Вот Был бы у нас универсал…»

Позже, ещё в эпоху дефицита в начале 90-х, я и сам стал владельцем седана  «Москвич» 2140 SL.

И я также помню свои мучения, когда нужно было привезти из магазина купленный телевизор или собрать вещи для неблизкой поездки в Крым.

Отец свободно вздохнул только тогда, когда продал верой и правдой отслуживший ему 30 лет «Москвич» и приобрел немного подержанный реэкспортный ВАЗ 2108. Исполнилась его мечта о трансформации салона и удобстве путешествий!

Если уж речь идёт о престиже, то здесь мало кто задумывается о содержании, только о форме, а ведь автомобиль универсал изначально дороже в производстве чем седан. На универсал идет больше металла, стекла, пластмассы. Универсалы, как правило, имеют большую длину и простор салона, чем стандартные модели на базе которых они созданы, а иногда и опции, которые для других типов кузовов вообще не предлагаются.

В моих руках побывало несколько разных автомобилей с кузовами универсал и трансформируемыми салонами. Но ни в одном не было той идеальной компоновки или конструкторских решений, которые позволили бы полностью использовать пространство салона с максимальной эффективностью или обеспечить удобство в дальнем путешествии.

Все время чего-нибудь, да не хватало для полной гармонии!

Я постоянно задумывался: Ну как же так? Ведь есть проверенные решения, есть удачные находки у разных производителей, есть в конце концов нетрадиционные подходы. Что же мешает конструкторам всё это объединить в одном автомобиле? Давно ушли в прошлое рессорные подвески, неразрезные задние мосты, и топливные баки расположенные в заднем свесе, а воз и ныне там!

При современных методах компьютерного проектирования, уже не салон должен строиться по остаточному принципу вокруг агрегатов и ходовой части, а ходовая часть и агрегаты вокруг оптимального салона с учётом всех его возможных трансформаций!

Это в полной мере относится как к Российским, так и к иностранным производителям, продающим такие автомобили у нас. В основном, это массовые автомобили классов B, B+,C,C+,D,D+.

Что ж, учитывая свой опыт эксплуатации таких автомобилей, опыт знакомых и друзей, а также внимательно отслеживая новинки разных производителей, возьму на себя смелость составить портрет идеального универсала для России!

А что? Ведь изымают же пепельницы в машинах для Канады, и добавляют подстаканники для кофе и боковые габаритные огни в машинах для США? Чем мы хуже?

Тем более, что для нас покупка автомобиля всё ещё является знаковой, и покупатель хочет получить максимальный функционал за свои деньги. И  у того, кто осознанно выбрал универсал, такая машина будет решать максимум задач при неизменности формы.

Современный  автомобиль универсал для российских условий, должен иметь следующие элементы в конструкции и компоновке салона:

  1. Трансформация заднего ряда должна обеспечиваться укладкой спинки на подушку сидения с образованием ровной площадки с багажным отделением. Никаких откидывающихся вперёд подушек задних сидений и ступенек при складывании спинок!
BMW 5 Series

Пример: трансформация салона автомобиля BMW 5 Series.

2. Даже в базовой комплектации спинка правого переднего сиденья должна откидываться вперед для увеличения внутреннего пространства.

Skoda Octavia Combi

Пример: салон автомобиля Skoda Octavia.

По моим наблюдениям, у производителей нет единства в конструкции спинок заднего сидения. На более демократичных моделях применяется разделение спинки в пропорции 60:40, причем меньшая часть располагается или справа, или слева. Ремень безопасности для среднего пассажира всегда интегрирован в спинку сидения, а не в потолочную консоль.

Из соображений безопасности я лично считаю, что меньшую часть нужно всегда размещать справа, так как при перевозке объемных грузов и трёх пассажиров, пассажир заднего сиденья должен выходить на тротуар, а не на проезжую часть. На более дорогих моделях, применяется схема разделения 40:20:40. В этом случае компоновка ещё более удобна.

3. Пример компоновки заднего сиденья, складываемого в пропорции 60:40 в автомобиле Peugeot 308 SW.

Peugeot-308 SW

Компоновка заднего сиденья в пропорции 60:40 в универсале Peugeot 308 SW.

4. Пример компоновки заднего сиденья, складываемого в пропорции 40:20:40 в автомобиле BMW 5 Series.

BMW 5 Series

Компоновка сиденья в пропорции 40:20:40 в универсале BMW 5 Series

5. Не зависимо от варианта трансформации спинки, в ней должны быть хорошо доступные крепления детских сидений Iso Fix, откидывающийся подлокотник и отдельный лючок для длинномеров. Как например на Audi A-6 Avant.

Audi A-6

Задние сиденья Audi A-6 Avant.

6. Для увеличения полезного объёма салона, под передними сиденьями необходимо разместить специальные ящики или ёмкости. Пример: салоны автомобилей Chevrolet Trax/Tracker, Fiat Freemont.

Chevrolet Tracker

Выдвижной ящик под передними сиденьями Chevrolet Tracker.

Fiat Freemont

Ёмкость под подушкой переднего сиденья в Fiat Freemont.

7. Ну и, конечно, не стоит забывать о самом багажном отделении, где по сегодняшним меркам простых крючков для крепления грузов уже недостаточно. Необходимо подумать хотя бы о простейшей крепёжной системе. Пример: багажник KIA Ceed_SW.

KIA Ceed SW

Система крепления грузов в багажнике KIA Ceed SW.

8. При оборудовании органайзера в «подполье» грузовой площадки, необходимо обязательно подумать о нише для багажной шторки, и о местах для хранения мелких вещей и инструмента. Пример: ниша в автомобиле Chevrolet Cruze SW

Chevrolet-Cruze_SW

Органайзер в «подполе» багажного отделения Chevrolet Cruze SW

9. В целях безопасности, знак аварийной остановки необходимо располагать в легкодоступном месте. А почему бы его не включить в штатную комплектацию автомобиля? Завод может выбрать достойную, сертифицированную конструкцию и мы будем навсегда избавлены от дешёвых подделок, которые ничего не отражают. Пример: автомобиль BMW 3 Series.

BMW 3 Series

Вариант крепления знака аварийной остановки в крышке багажника на BMW 3 Series

10. Также можно предложить в качестве опций электропривод двери багажника и отдельно открывающееся стекло. Пример: автомобиль BMW 5 Series.

BMW 5 Series

Отдельно открывающееся стекло пятой двери на автомобиле BMW 5 Series.

11. Не стоит экономить и на удобстве задних пассажиров. В дальней дороге, на спинках задних сидений пригодятся откидные столики. Пример: автомобиль Seat Leon ST.

Seat-Leon_ST

Удобные, откидывающиеся столики в салоне Seat Leon ST.

12. Не нужно забывать и о безопасности самых маленьких пассажиров. Ведь универсал автомобиль как правило семейный, а значит дети обязательно будут в нём присутствовать. Как пример, можно взять за основу идею, применяемую на задних сиденьях автомобилей Volvo-V70.

Volvo V70

Интегрированные детские сиденья в салоне универсала Volvo V70.

13. И ещё один немаловажный фактор для безопасности движения и пассажиров. Так как автомобиль универсал будет использоваться и для дальних поездок, то для его дозаправки  из канистры, необходимо, чтобы заправочная горловина была справа по ходу движения.

Lada Priora SW

Для удобства заправки и в целях безопасности водителя и пассажиров, заправочная горловина должна находиться справа.

14. Релинги обязаны быть в любой комплектации. Так же необходимо не забыть про дополнительные розетки на 12 V и крючки для пакетов в багажнике. Пример: Skoda Octavia Combi.

Skoda Octavia Combi

Дополнительные розетки на 12V в багажнике и крючки для пакетов-признаки продуманности конструкции и хорошего тона.

Нет у конструкторов и определённой системы в размещении запасного колеса. У одних моделей оно размещено в отштампованной нише в полу багажного отделения, у других – под полом снаружи и открыто дорожной грязи. Честно говоря, оба варианта не блещут удобством. Особенно, при полностью загруженном багажнике. Если в первом случае придется разгружать багажник, чтобы достать запасное колесо, (что на дороге довольно небезопасно), то во втором случае скучать тоже не придется: попробуйте-ка сначала достать из-под длинного свеса колесо, а потом убрать пробитое обратно (особенно ночью)! Грязная одежда и сбитые руки вам гарантированы.

У нас пока ещё дороги далеки от совершенства и пробитое колесо — обычное дело. Европейский подход с докатками или компрессором с герметиком, нам совершенно не подходит.

Но есть ли пример удачного решения?  Я считаю, конечно, есть!

Сейчас, наверное, уже почти никто и не вспомнит позабытый концепт Audi Steppenwolf 2000 года. Машина красотой не блистала, но предлагала оригинальное решение по хранению запаски. Почему бы не взять его за основу?

Audi

Концепткар 2000 года Audi Steppenwolf.

Audi

Расположение запасного колеса в Audi Steppenwolf.

Впрочем, немцы здесь не были первыми. Похожее решение было еще на советском универсале ГАЗ 24-02  «Волга». Запасное колесо можно было достать, не разгружая багажника!

ГАЗ 24-02 "Волга"

Расположение запасного колеса в советском универсале ГАЗ 24-02 «Волга».

Неплохо было бы сделать многосекционный бампер, разработать заново оригинальное прицепное устройство.

Похожий прецедент уже давно есть на автомобилях Opel, где предлагается идея выдвижного бампера, но только для крепления велосипедов (правда, в этом случае автомобиль лишается запасного колеса). Но чем не отправная точка?

Opel-Astra

Система FlexFix для перевозки велосипедов на автомобиле Opel Astra Sports Tourer.

Неужели мы не заслужили свой собственный, оригинальный автомобиль универсал, удобный для потребителя?

Думаю, что пора нашим и иностранным производителям свежим взглядом посмотреть на конструкцию и предложить российскому рынку действительно неординарную и удобную модель.



  • Самый большой клиренс у кроссоверов и внедорожников http://poisk-auto.com/news/view/id/134/name/Samyy_bolshoy_klirens_u_krossoverov_i_vnedorozhnikov.html

  • Ригонда

    Спасибо за статью! Интересно, благодаря иллюстрациям познавательно и аргументированно. Как владелец универсала Форд Фокус согласен со всем написанным.

  • Михаил

    Очень интересная статья, прочитал с удовольствием! Спасибо, Петр!
    Пара моментов что смог бы добавить это: выпуклое зеркальце для пригляда за детьми, возможность наклона спинки заднего ряда и обязательный задний парктроник.

  • Шамиль

    К универсалу добавить в меру проходимости и повыше клиренса. В меру — столько чтобы реально добавть проходимости а не теоретически и чтобы не ухудшить поведение на ровной дороге и не прибавив много стоимости к машине. Все это обернуть в более-менее красивую обертку и продавать по вменяемой цене, и чтобы не сыпалась, не ломалась.
    Слишком много требуется? Сегодня, на мой взгляд, это Сандеро стипвей. Есть у него недостатки, но с учетом цены баланс смещается далеко в положительную сторону. Еще раз повторяю — с учетом цены и качества!!
    Вроде автоваз собирается собирать подобное на основе Х-рея, весты, Если сохранят качество, количество автомобиля и снизят цену — да здравствует новая золотая середина, но на сегодняшний день — это Стипвей.
    То что я написал — золотая середина, больше для жителя региона а не Москвы и Питера, дорожные условия очень разные, ОЧЕНЬ!!! вы ведь проезжаете по федеральным дорогам по регионам, вот если там пожили бы тогда поняли насколько велика разница.

    • Спасибо за отклик,надеемся нас услышат.

      13 марта 2015 г., 14:09 пользователь Disqus написал:

    • Optimus

      степвей никак НЕ универсал) если уж и говорить о «золотой середине», то я бы к ней причислил Skoda Octavia Tour Combi (ныне снятую с производства, к сожалению), а новые Октавии уже неслабо вышли из области ценовой широкой доступности( , интереснее был бы Ларгус Кросс, но ему не хватает более современных и мощных моторов и как бы сказать, солидности, в отделке салона

    • Владимир

      Вставлю свои 5 копеек, как владелец Степвея первого поколения. Отличается он от ВАЗов совсем чуть-чуть. Да, он начинает поскрипывать салоном через 30-40 тыс. км. Но: он никогда не принесет Вам такого сюрприза, как, например Гранта за меньшую цену. А именно: обрыв ремня вспом. механизмов. Перетирание тросиком сцепления тормозных шлангов. Скрип тросика ручника (при нахождении тросика на его штатном месте). Так что выбор за Вами: переплатить 100-150 тыс. и взять Степвей или сэкономить и купить ВАЗ, но при этом устранить все болячки — и на Вашу долю останется только какой-нибудь гадкий, но безобидный прикол от ВАЗа — типа тугих кривых дверей или чего-нибудь еще в этом роде. Ах да. Проблему прожорливости Степвея я решил переходом на газ. Баллон вместо запаски на 42 литра. Запас хода на газе БОЛЬШЕ чем на бензине (500 против 380-420). Кажется, все.

  • Комментарий моего друга Alexandr Astapov: «Я бы сюда добавил (к возможности раскладки задней части салона в ровную площадку) возможность сдвигать оба передних кресла еще сильнее вперед, высокую крышу, мягкую обивку потолка — и шторки с электроприводом)))»

Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.