Формула 1: пятнадцать изменений, а она работает

Формула 1: пятнадцать изменений, а она работает
Автор:

Моторы всего лишь 1,6-литровые, зато с шестью (!) цилиндрами, в которые  нельзя заливать больше 100 кг (135 л) бензина в час — и это теперь Формула 1. На первом же этапе сезона 2014 г за перерасход уже дисквалифицировали серебряного призера. И это только начало внедрения нового регламента. Разберемся в его технических нюансах.

Шоу по-прежнему во главе угла, но побеждает тот, кто придет первым, и только… если не выскочит за рамки 100 кг (135 л) бензина, не отравит слишком сильно воздух на трассе, не испортит слух зрителей слишком сильным шумом. Всего внесено 15 изменений, о которых и поговорим подробнее.

Формула 1, новый регламент.

Formula 1: Отныне – никаких 8 цилиндров и никаких 2,4 л рабочего объема. Они, как и душераздирающий звук болидов, остались в прошлом.

Первый старт этого года по новому регламенту уже принес дисквалификацию: Даниэль Рикьярдо финишировал вторым в Гран При Австралии, но через несколько часов после гонки был исключен из её протокола за превышение командой разрешенного лимита расхода топлива в 100 кг/ч. «Ред Булл», конечно с этим не согласился и подал апелляцию. Так, наверное весь год будет закаляться новый регламент.

Начнем, пожалуй, с самого интересного – с моторов. Отныне – никаких 8 цилиндров и никаких 2,4 л рабочего объема.

Формула 1, новый регламент.

Формула 1 по старому регламенту разогревает зрителей на Москоурейсвей.

Теперь только 1,6-литровые «шестерки» – комбинация, которую редко встретишь вне Формулы. Такой рабочий объем на серийных авто предполагает никак не больше 4 «горшков»!

Даунсайзинг добрался  и до формульных болидов, а поскольку им, как ни крути, не обойтись парой сотен сил, разрешено устанавливать один турбокомпрессор и… вспомогательные электромоторы, что означает пришествие гибридов в высшую спортивную лигу. ДВС не имеет права быть мощнее 600 л.с., но весь силовой агрегат может развивать и 750 л.с., что почти так же много, как и прежде.

Эко Формула!

Оба мотор-генератора вносят немалую лепту — до 160 л.с.!

Внимательный читатель, наверное, заметил множественное число: электромоторЫ. Тут все очень непросто и хитроумно. Возьмем, к примеру, двигатель Renault Energy F1-2014. В нем установлено два мотор-генератора MGU-H (Motor-generator Unit Heat) и MGU-K  (Motor-generator Unit Kinetic). Первый преобразует в электроэнергию тепло выхлопных газов, а второй – энергию торможения. MGU-H соединен с валом турбокомпрессора. Работая в режиме генератора, он питает либо MGU-K, работающий в режиме электродвигателя, либо запасает энергию в батарее для дальнейшего использования. В качестве электромотора MGU-H используется для управления скоростью вращения турбины, регулируя количество поступающего в ДВС воздуха. Например, он может замедлять ее, заменяя перепускной клапан, либо ускорить вращение, компенсируя эффект турбоямы.

MGU-K соединен с коленвалом ДВС. Во время торможения MGU-K работает как генератор, помогая замедлять автомобиль и одновременно преобразуя кинетическую энергию в электричество. При ускорении MGU-K переходит в режим электродвигателя, дополнительно «подкручивая» ДВС. При этом он получает питание либо от батареи, либо от MGU-H.

Согласовывает работу мотор-генераторов и батареи в разных режимах движения, силовой блок системы ERS (Energy Recovery System). По сравнению с прошлогодней системой KERS нынешняя вдвое мощнее и вдесятеро(!) эффективнее.

Эко Формула!

Новый мотор «Мерседеса» выглядит грузнее агрегата от «Рено»

Новые двигатели не имеют права раскручиваться до 18 000 об/мин., а лишь до 15 000 – это обещает снижение уровня шума и сделает его не таким пронзительным. Максимальный вес гибридного силового агрегата не должен превышать 155 кг. Это довольно много, так что допустимую снаряженную массу всего болида увеличили до 685 кило (это, правда, всего на 5 кг больше прежнего).

"Ред Булл"- победитель: болид из прошлого с допустимой снаряженной массой 792 кг.

«Ред Булл»- победитель: болид из прошлого с допустимой снаряженной массой 792 кг.

Интересно, кстати, вспомнить, как менялись требования к двигателям на протяжении всей истории гонок Формулы 1. Вот, смотрите:

1950-1951: 4,5 – литровый атмосферник или 1,5 –литровый с наддувом

1952-1953: 2,0 – литровый атмосферник или  500-кубовый с наддувом

1954-1960: 2,5 – литровый атмосферник или  750-кубовый с наддувом

1961-1965: 1,3 –1,5 л рабочего объема при запрете наддува

1966-1985: 3,0 – литровый атмосферник или  1,5 –литровый с наддувом. При этом в 1984-1985 гг. было введено ограничение по бензину – не более  220 литров на гонку

1986: 1,5 – литровые турбомоторы, притом, что атмосферные, напротив были запрещены. Норматив по бензину – 195 литров

1987-1988: 3,5 – литровый атмосферник или  1,5-литровый с турбонаддувом. Расход бензина в 1988 году ограничили 150 литрами.

1989-1994: 3,5 – литровый атмосферник при количестве цилиндров не более 12

1995-2005: 3,0 – литровый атмосферник  с ограничением количества цилиндров до 10 с 2000 года

2006-2013: 2,4 –литровый атмосферныйr V8 (в 2009 и с 2011 допускался MGU-K)

Эко Формула!

Такими моторы были в прошлом году.

2014: 1,6 – литровый V6 с турбонаддувом и MGU-K + MGU-H

Эко Формула!

Смотрите сами, насколько компактнее стала нынешняя «шестерка» от Renault

Несмотря на серьезное усложнение моторов – отныне предусмотрен, кстати, непосредственный впрыск! – они должны стать надежнее: за весь сезон можно поменять двигатель лишь 5 раз. А коробка передач обязана выдержать 6 вместо 5 гонок! Если же какой-то элемент выйдет из строя в шестой, седьмой и т.д. раз, то команда поплатится штрафом: сдвинется назад на 10 стартовых позиций.

Эко Формула!

Топливо теперь впрыскивается прямо в цилиндр и никак иначе!

Еще одно интересное требование введено для фирм изготовителей силовых агрегатов: каждая имеет право омологировать на сезон лишь один тип. Это сделано для того, чтобы исключить возможность сборки одним производителем разных двигателей для разных команд-клиентов. Пилюлю подсластили: теперь каждый производитель моторов может снабжать не три , а  четыре команды.

Перейдем к ходовой части и кузову. Введение эффективной рекуперации потребовало применить в задних тормозах систему ABS, заодно, к радости «зеленых» меньше будет гореть резина, выделяя канцерогены в сторону трибун.

Кузов больше не будут подвергать боковым крэш-тестам. Вместо этого жестко регламентирована его энергопоглощающая структура в части формы, материалов и расположения. Боковые стенки кокпита стали прочнее и могут теперь при статическом тесте прогибаться всего на  5 вместо прежних 20 мм.

 

Эко Формула!

Презентация нового болида Red Bull. Нос стал ниже, антикрыло сзади — скромнее. Ничего не попишешь: регламент!

Для повышения безопасности болидов при ударе в бок запрещена ступенька в шасси и нос теперь опустился почти до земли – в случае чего он стукнет заметно ниже. Интересно, что дизайнер болидов команды Red Bull Эдриан Ньюи сильно сомневается в правильности этого решения: «А что произойдет при наезде сзади?»

Эко Формула!

Эдриан Ньюи улыбается, как принято у европейцев. Но на деле новый дизайн болидов ему не по вкусу.

— Задняя крэш-структура выше передней и один болид подъедет под другой. Я даже думать не хочу, что случится при таком сценарии, как произошел между Михаэлем Шумахером и Луиззи в 2010 г. в Абу Даби. Если один болид наедет на другой, я не завидую пилоту нижнего при столь опущенном носе, — говорит Эдриан Ньюи.

Еще пара новаций, введенных в регламент из соображений безопасности. Теперь на пит-стопе каждый работник должен носить шлем. А минимальная скорость снижена со 100 до 80 км/ч и даже (в Мельбурне, Монте-Карло и  Сингапуре) до 60 км/ч. Тоже мне – гонки!

Бегло пробежимся по некоторым другим, уже не техническим пунктам правил. Итак, отныне проштрафившийся на 12 баллов в течение года пилот, обязан пропустить одну гонку. А баллы начисляются спортивными комиссарами от 1 до 3-х в зависимости от тяжести нарушения. Причем, можно «извиниться» за свою ошибку прямо во время заезда, добровольно уступив одну позицию.

Эко Формула!

Берни Экклстоун (слева) предложил начислять пункты на последней гонке сезона в двойном размере. А Жан Тодт (президент FIA) «навечно» закрепил стартовые номера за командами.

По пятницам в первые 30 минут тренировок каждый пилот получает дополнительный комплект резины, который он должен вернуть через полчаса обратно. По мысли авторов поправки это должно стимулировать сразу с началом тренировки выезжать на трассу.

Ну и, наконец, резко уменьшено количество часов, которые команда может поработать в аэродинамической трубе. В качестве компенсации в течение сезона разрешены четыре двухдневные тренировки по вторникам и средам сразу после завершения гонок.

Новая Формула стала медленнее и тише. Но пилотам приходится попотеть больше, чем раньше. Почему? Прежде всего, виной тому уменьшившийся на 15% аэродинамический прижим и запрет на использование выхлопных газов для блокирования диффузоров, что дополнительно уменьшило сцепление с дорогой. А крутящий момент, напротив, вырос с 380 до 550 Н∙м. Вот и попробуйте в таких условиях удержать болид на трассе при прежних скоростях!

Формула 1: новый регламент

Renault-F1-Motor-2014-V6: Сам двигатель кажется меньше, чем турбина для него.

Вот что сказал, например, Фернандо Алонсо: «Мне впервые пришлось ехать в новой машине во время дождя. Это не доставило удовольствия. В каждой кривой чуть не взлетаешь в воздух!» Ему вторит начинающий гонщик Вальтери Боттас: «Управление стало сложнее, хотя едем мы медленнее. Необходимо очень тонко чувствовать правую ногу, а торможение вообще стало настоящим приключением. Мы вынуждены тормозить раньше».

Не столь огорчен Нико Росберг, победитель первого австралийского этапа: «Все имеет две стороны медали. Любой гонщик хотел бы топить на полную катушку. Но теперь появились новые требования, которые тоже имеют свою привлекательность. Например, экономить топливо, не ухудшая время круга».

 

Формула 1: новый регламент

Ничего себе рабочие режимы!

Читатель, наблюдая за гонками по новому регламенту , конечно, сам сделает для себя выводы. А мы бы хотели лишь напомнить, что правила в Формуле 1 менялись уже много раз, переживем и этот регламент. Зато никому точно не будет скучно!
Российский гонщик Даниил Квят, прекрасно выступил на первом этапе в Австралии и даже после гонки двигался вверх по турнирной таблице — после дисквалификации Рикьярдо наш Даниил стал девятым, и новый регламент ему не помешал.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.