Закругляемся – популярно о пилотировании

Закругляемся – популярно о пилотировании
Автор:

Здесь о горячих хэтчбэках и не только.

Прошли те времена, когда любители на практически стандартных «эмках», «эвиках» и «стихах» собирались в стихийные группы просто так погонять в удовольствие. За прошедшие 7 лет  кардинально возрос интерес к любительским автомобильным соревнованиям, доработке автомобилей для трека и искусству пилотирования.

В центральной России уже существуют два самых популярных чемпионата — Кубок на лучшее время круга MaxPowerCars, основанный в 2006 году Максимом Травиным, экс-пилотом немецкой Formula 3. Традиционно это мероприятие привлекает наиболее дорогие и серьезно доработанные автомобили. В этом году к ним присоединились и зачеты для мотоциклистов. Наряду с ним процветает молодежный кубок «горячих хэтчбэков» — Russian Hot Hatch Car Championship.

На этапах MaxPowerCars можно встретить весьма эксклюзивную технику. Например, Porsche Carrera GT.

Роман Голиков — действующий участник RRC в классе Туринг зачастую не прочь выгулять свою рокочущую Audi R8 на этапе MaxPowerCars.

Молодежный кубок «горячих хэтчбэков» — Russian Hot Hatch Car Championship. Созданный в 2010 году рядом энтузиастов из разных интернет-клубов и проводившийся вначале в рамках трек-дней Open-Race он постепенно эволюционировал до самостоятельного и самого массового тайм-аттак соревнования в России.

Кубок хэтчбеков. Очередь перед выездом на трек. Народу всегда полно.

Toyota GT86.

В этом году я принял участие в нескольких этапах RHHCC на двух автомобилях — достаточно сильно модифицированной Honda Civic в кузове EG (1000кг/250л.с.) и почти стандартной Toyota GT86 (1250кг/200л.с.). Машины попадают в разные классы, и борьба была плотной в обоих случаях. За счет массовости — в каждом классе набирается в среднем по два десятка пилотов — соревнование получается интересным, и верхние 5-10 пилотов борются за десятые, а то и сотые доли секунды между собой.  Входной билет — всего 5000 рублей за участие, и такое развлечение могут позволить себе многие любители.

В RHHCC самый популярный автомобиль — Renault Megane RS.

Подробно о Toyota GT86 (1250кг/200л.с.) я уже рассказывал ранее, теперь поделюсь своими впечатлениями о соревновании, прошедшем в сентябре на трассе Смоленское кольцо.

В пятницу до моего приезда уже успели побить пару машин. Вход в первую «змейку» со скользким поребриком многих отправлял в отбойник. Вот и белая Октавия c желтым Сивиком не смогли избежать контакта с ним. С поребриками в мокрую погоду нужно быть нежным, касаться только в избранных местах и желательно с прямым рулем.

Из-за вылетов и последующих эвакуаций иногда возникают задержки на 30-50 минут.

Девушки тоже дают жару. Татьяна Головлева в борьбе со «скользяком» на выходе из шпильки на трассе NRing.

Время не впечатляло, и мы с товарищами под слегка утихшим дождем пошли изучать трассу после заездов. Основная особенность Смоленска — это его асфальт. Во-первых, средняя полоса всегда более скользкая, поэтому в дождь ее нужно пересекать на максимально прямых колесах. Во-вторых, отсутствует финальный слой. Поэтому граница более высоких поребриков и полотно связаны небольшой горочкой. На поребрике можно неплохо подскочить. А в мокрую погоду, особенно вкупе с низкими сцепными свойствами краски это может быть опасно. Слизывает оттуда машины пачками.

Зато за поребриком во многих местах есть бетонная полоса, которая сохнет быстрее асфальта и имеет однозначно больший зацеп, нежели сам поребрик. Полотно трассы имеет ощутимый уклон внутрь, поэтому внешняя полоса, особенно, крайние 50 см имеют значительно больше «держака». Чем и рекомендуется пользоваться. В дождь работают более поздние апексы с глубоким торможением, разворотом у внешней кромки и мощным разгоном на прямых колесах.

В этот день не было сильного наката на трассе, поэтому мокрые траектории от сухих отличались сильно не везде. Пожалуй, самое важное место, где можно было много потерять или приобрести — это вторая «змейка». Там важно очень точно попасть в первый поребрик, а, точнее, за него (где есть немного цепкого бетончика), в то же время не коснувшись ограничительного столбика. А далее с минимальным подсбросом перекладывать машину из одного поворота в другой, стараясь сделать линию максимально прямой.

Некоторые пилоты успевали участвовать в обоих чемпионатах. Например, Павел Лещинский на BMW M3 E92.

Ну а что же остальные участники RHHCC? Toyota GT86 попадает в класс Warm-Street, в котором, помимо еще одной Toyota GT86 и немного доработанной Subaru BRZ в основном участвуют переднеприводные легкие Toyota Corolla разных модификаций (одна даже в кузове универсал) и две новые BMW 118i, отнятые у жен-домохозяек. Этот класс собирает до 45 участников на отдельных этапах, поэтому борьба в первой десятке всегда очень плотная.

Техника в RHHCC весьма разнообразная. Можно встретить даже гоночный универсал Toyota Corolla. И неплохо едет! Стабильно занимает место в 10-ке быстрейших пилотов класса Warm-street.

На каждый этап RHHCC приезжает в среднем по 100 участников, поэтому они зачастую разделены на два дня. Участие стоит всего 5000 руб., что дает возможность испытать себя в 5 заездах, с 4мя боевыми кругами в каждом.

Некоторым особенно импонирует, что каждый круг идет в зачет. Поэтому такой недорогой тайм-аттак популярен. Всего классов 8. И помимо непосредственно хэтчбеков (RHHCC — Russian Hot Hatch Car Championship — «чемпионат горячих хэтчбеков»), появились классы для мощных заднеприводных и полноприводных автомобилей. Но самые популярные машины в зачете — это современные турбированные переднеприводники. Renault Megane RS пока лидирует — на этапе можно увидеть до 15 таких машин.

Что до участников — мужской коллектив разбавляют несколько милых девушек, причем на самой разношерстной технике — от Ford Fiesta 1.6 до 400-сильных турбированных Honda S2000 и Mitsubishi Evo IX.

Наиболее близко к подиуму пока подобралась только Татьяна Головлева на экзотичном для нашего рынка автомобиле Hyundai Genesis Coupe 3.8, занявшая на этапе в Мячково 4-е место в классе Super-Street. Надеемся вскоре увидеть леди и на тумбочке! А на прошедшем этапе многие радовали публику эффектными вылетами и разворотами на 360 градусов. Но лидирует в этом зачете Полина Абрамова на хэтчбеке Honda Civic Type R FN2. Вылетев задом в отбойник из шин хорошим ходом, она смогла отделаться лишь незначительными повреждениями.

В MaxPowerCars класс GT3 был наиболее популярен в этом году, собирая до 17 участников за этап.

На следующее утро погода сильно не улучшилась. В 9 часов утра трасса полностью мокрая, моросит мелкий дождь, прогноз на улучшение ситуации только на послеобеденное время.

Первый утренний заезд прошел спокойно и аккуратно, ибо трасса оставалась довольно скользкой. Кое-где был весьма хороший зацеп, но все же были места, где заноса на выходе было сложно избежать.

Порой и в конце самого последнего и самого важного поворота Тойоту подсрывало. Поэтому мощно и спокойно открыться перед выходом на прямик было сложновато. Скорее всего, с меньшим развалом сзади она была бы стабильнее на таком покрытии… Результат — всего лишь пятое время в заезде, 2:03.608, в четырех (!) секундах от лидера, Дениса Кудряшова на Skoda Octavia 1.8T. Между нами — Павел Васищев, Владислав Лобов на Toyota Corolla Levin и Станислав Сидорук на BMW 118i.

Второй заезд был скомкан из-за эвакуации, и после возобновления заезда дождь усилился. Да и множество вылетавших машин не особо способствовало улучшению времени. Однако, необходимо было оставаться холодным, как айсберг, и следить за собственной отдачей.

К третьему заезду дождь слегка утихомирился, и времена поползли вниз. Первое время у Станислава Сидорука (2:00.101), мои же 2:03.185 тянули только на шестую строчку. Очень не хватало хода во второй «змейке» и последнем повороте, но ехать там «на все деньги» было по-прежнему опасно. В четвертом заезде держака стало больше, и я улучшился до 1:58.246. Но остальные пилоты тоже не дремали! Разрыв сохранялся.

Оставался один последний заезд. Траектория подсохла. Дорожка оставалась все еще достаточно влажной, но однозначно можно было «валить» смелее. Торможение на главной прямой со 120м сместилось до 90м, на выходе уже можно было грубее нажимать на газ. На выходе вторая до красной зоны, третья в пол и торможение перед вторым поворотом с горочки около 80м. Нежно с трейл-брейкингом… И когда же уже мощно открыться? Ага, вот здесь. Широкий выход на грани с поребриком, успеваю подоткнуть третью перед торможением в шпильке со спуском.

Торможение с 40м, плавный вход на трейл-брейкинге, цепляю внутренним колесом второй поребрик-«сосиску», машина встает на два колеса, приземляется… и в пол с прямыми колесами! Теперь самое важное максимально разогнаться перед входом в первую змейку и быть феерически нежным с рулем, чтобы вызвать минимальное перераспределение масс.
Заход с внешнего поребрика, глубоко режу первый на входе и аккуратное торможение перед входом в разворотную шпильку. Тут на выходе часто «бочит». Далее плавная дуга, которая сама по себе не очень важна. А вот вход во вторую «змейку» после нее — очень даже!

Надо подготовиться заранее и от самой белой линии целясь в столбик нажать газ! Целюсь…открываюсь…вроде даже не сильно мимо! Под сброс-нажатие газа проходим остальные поребрики «змейки» и вываливаемся на наружную часть левого поворота с подъемом. Дальше слепое торможение и длинная шпилька с выходом на дальний прямик.

Целюсь в траву и небо, мощное торможение, разворот и… где там выход??? Не всегда удобно сидеть супернизко))) О, вот он, внешний поребрик! Вторая в пол. Немного «ставит», но все в рамках приличия. Продолжаем разгон на третьей, правую плавную дугу в пол с выходом на внешний поребрик и сейчас попозже бы затормозить перед последней дугой! Терплю до отметки 50м, еще немного…

Короткое торможение, и я бросаю автомобиль замедляться поворотом передних колес. Дальше немного терпения на среднем газу, вижу поребрик на выходе — а дальше 3я в пол, на выходе 4я, и мы на финишной отсечке!

Один круг все-таки удалось собрать из лучших секторов. Время 1:52.075. Но это — только 4й результат… Ох уж эта вторая «змейка»! Не покорилась мне в этот раз! Время победителя, Павла Васищева, 1:51.086, и вся эта секунда — во втором секторе. А между нами — Иван Демух на BMW 118i с результатом 1:51.130 и Игорь Шаров на Toyota Corolla Levin (1:51.556). И сразу за мной — Антон Сараев на Subaru BRZ с отрывом всего в 0.124 секунды! Вот это борьба!

Видео лучшей попытки.

Сергей Демух на своем Ford Focus RS выступает в обоих чемпионатах. Любит ездить на все деньги. Пока хватает.

В RHHCC заднеприводная техника не очень популярна. Nissan Silvia S13 Евгения Коханенко вообще единственная.

Чемпионат на лучшее время круга RHHCC остается самым доступным и популярным способом проверить себя и свою машину на треке, посоревноваться с другими любителями и просто хорошо провести время. С точки зрения серьезных тренировок, конечно, это не идеальный формат.

Когда так много участников, нужно успеть, чтобы все откатали свои попытки; а если вылеты, эвакуации… Все это заставляет держать пелотон в ритме. В итоге между собственными попытками проходит по 1.5 часа, а сам заезд нужно откатать молниеносно и так же быстро освободить трассу. Порой успеваешь забыть, что хотел сделать в предыдущей попытке, пока выпустят на следующую. Поэтому хорошо приезжать заранее и катать трек-день, а в день соревнований тупо показывать результат.

Кубок RHHCC отличается тем, что в нем участвуют сами организаторы. Вот и Александр Гармаш на своем Seat Leon Cupra в этом году празднует победу в классе Hot-race.

Кирилл Мартыненко на своей Honda Civic EK уверенно выиграл сезон в классе Warm-race и вдобавок был признан лучшим пилотом года по версии RHHCC, за что получил путевку на Гонку Звезд «За Рулем».

С точки зрения однодневного формата кубок на лучшее время круга MaxPowerCars выглядит выгоднее. Сюда приезжают люди в основном на более дорогих и серьезно подготовленных автомобилях. Базовый класс Туринг уже позволяет довольно значительные доработки относительно аналогичного класса в RHHCC. Здесь подготовка машины значит много. Соответственно, и расходы на участие и подготовку автомобиля больше. Если хочешь быть конкурентоспособным — изволь потратить энную сумму на доработку и не позабудь подтянуть свои навыки, чтобы реализовать весь потенциал. Поэтому и тренеры здесь пользуются гораздо большим спросом.

Формат мероприятия обычно таков: один день для автомобилей, с утра и до обеда свободные тренировки по 15 минут (можно выезжать хоть во все подряд), после обеда еще пара тренировок, а затем идут финальные заезды по классам — три боевых круга для каждого пилота, в каждом из которых нужно максимально собраться и показать быстрое время. Аналогично проходит день для мотоциклистов. Стоимость участия — 9000-18000 за этап в зависимости от места проведения.

Огнедышащий EVO IX Дмитрия Артамонова — чемпиона MaxPowerCars 2013 в классе Turbo-Pro.

MPC, Класс Touring. Атакуют по полной программе.

Классический Nissan GT-R33 на трассе Moscow Raceway.

Всего классов 6: Touring, GT3, GT2, GT1, Turbo-Pro и Unlimited. В основном, участвуют пилоты на BMW М-серий, Porsche 911 различных версий, Nissan GT-R и, конечно, неразлучная парочка EVO/STI приличной степени доработки. Самым массовым стал класс GT3, собиравший до 17 участников на этапе. Борьба здесь также весьма плотная, но скорее в первой тройке-пятерке.

За этими пределами разрывы уже порой весьма значительны. Где-то из-за техники, где-то ввиду неопытности пилотов. Вот эта первая тройка-пятерка и участвует постоянно, строит планы на сезон, тратит приличные средства, приезжает на этапы со своими командами механиков, ЗИПом и определенными целями. Остальные скорее проводят время в хорошей компании и спокойно катаются. Что называет, без фанатизма. Тут никто не торопит, никто не заставляет кататься без остановки. Есть у тебя запал, катайся — не хочу. Тренируйся, укатывай шины и тормоза, работай над ошибками, над настройкой техники.

Если надо, и трек-день перед этапом возьми, позанимайся с тренером. А не хочешь — прокатись пару сессий и финальные заезды, а в остальное время пей чай-кофе, сиди на раскладном стульчике и веди непринужденную беседу с товарищами, наслаждаясь выходным днем. Эту свободу ценят многие участники, для кого экономия — не главное. Ну и конечно, в МПК работает жестокая, но справедливая поговорка — «нет денег на автоспорт — играй в бадминтон».

Степан Крумилов, постоянный участник МПК, не стесняется своего агрессивного стиля пилотирования.

Чемпион класса Touring 2013 Константин Литвинов любит хорошую компанию.

Награждение по итогам сезона проходит в официальной обстановке. Помимо денежных призов от спонсора — компании Yokohama — двое пилотов были награждены возможностью принять участие в традиционной Гонке Звезд «За Рулем».

Мы радуемся, что появляется интерес к автоспорту, и к профессиональному, и к любительскому. Построено много новых трасс за последнее время. Появляется все больше грамотно подготовленных автомобилей. Автоспортивная культура повышается, что не может не радовать. А что касаемо чемпионатов MaxPowerCars и RHHCC, подытожить можно следующим: главное — у нас есть выбор.

В любом случае, и то, и другое — хороший автомобильный досуг. И если в вашей крови есть бензин — нужно обязательно попробовать.

Видео про RHHCC (by Константин Васильев)

Видео про MaxPowerCars (by Monsta)

Фото любезно предоставлены photo-octopus.ru и Владиславом Алиевым.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.