Как проиграть гонку

Как проиграть гонку
Автор:

Любительская гонка командный картинг-марафон  со звучным название «Co-DRIVERs CUP 2013»: как еще можно интереснее провести выходные дни! Конечно мы жаждали только победы.

Мы – это команда automps.ru  в составе Петра Меньших, Сергея Трофимова, Алексея Карачева, Александра Андреади. Но выиграть хотели и остальные десять заявившихся на гонку команд, в каждой из них рвались в бой по четыре пилота.

Картинг с командой automps.ru  2013 г

Команда automps.ru: Алексей Карачев (слева), Петр Меньших, Александр Андреади, Сергей Трофимов

Организаторы – CARDAN Group ввели как условие для участия: «хоть раз посидеть в штурманском кресле», ну и разумеется стартовые взносы.

Картинг с командой automps.ru  2013 г

Алексей Кузьмич — известный раллист, организатор и вдохновитель любительских гонок, в том числе и Co-DRIVERs CUP 2013

Вначале немного о рулежке

На ночь всем был дан совет прокрутить прохождение трассы в голове — закрепляет нужные навыки даже у профессионалов.

Почему профессиональным автоспортсменам зачастую не сразу удается вкатиться на прокатном картодроме? Тут есть несколько причин. Основная — в прокате ездят грамотные пилоты и не очень. И зачастую не очень грамотные пилоты едут уже, чем того требует классическая траектория. Если представить, что трасса по всей ширине имеет одинаковые сцепные свойства, это будет явный провал. Но если много прокатчиков много раз проедут по этой «неправильной» траектории, они вотрут туда столько резины, что «держак» там будет космический, и ехать узко будет гораздо быстрее, чем бороться с машиной на внешке, пытаясь написать красивую линию.

В прокате быстрее тот, кто едет уже других, и при этом попадает в повороты.

Картинг с командой automps.ru  2013 г

Александр Андреади показал одно из лучших времен прохождения круга в гонке Co-DRIVERs CUP 2013

Торможение. У карта тормозит только задняя ось. Почувствовать момент блокировки могут не все. А это как раз очень важно. На трассе картодрома  Forza длина торможения  после моста (по-моему это единственное место торможения) ~1 сек. Нужно быстро нажать тормоз, балансируя на грани блокировки (только так карт замедляется эффективно и прогнозируемо) и плавно отпускать его на входе в поворот, совмещая с поворотом руля.

Именно под отпускание тормоза карт может начать поворачивать (до этого мы используем все сцепные свойства задних шин на замедление). Попытаемся сделать все сразу — получим занос. А любое скольжение, которое заставляет нас крутить руль в обратную от поворота сторону — это большая потеря времени.

«Сползать» с тормоза нужно плавно еще и потому, что нам необходимо нежно перемещать вес с передней оси на внешние колеса, затем на задние. Только если мы осуществляем этот переход плавно — мы используем 100% «держака» от шин.

Картинг с командой automps.ru 2013 г

Одиннадцать картов на трассе работают с полной отдачей, воздух пропитан духом борьбы и маслом.

Синхронной работой рулем и отпусканием левой ноги мы должны добиться легкого скольжения шин — всех четырех, но задних чуть больше, чтобы машина разворачивалась вокруг своей оси. Когда мы почувствовали этот момент, нужно сразу немного «встать» на газ — буквально 5-10% хода педали. Это позволит убрать тормозной момент, действующий на заднюю ось при отпущенной педали газа (в карте два задних колеса соединены между собой жестко, аналогично 2way блокировке дифференциала на дрифт-карах), поэтому если мы не трогаем газ, одно колесо как минимум сопротивляется повороту, что может привести к неожиданному срыву оси. Во избежание этого мы начинаем слегка придерживать газ, дожидаемся, когда карт будет смотреть в сторону выхода и быстро, но прогрессивно добавляем газ. На выходе тоже нужно чувствовать эффект легкого скольжения.

Цель — после апекса поставить руль максимально ровно, и доворачивать машину только газом. Тогда карт выстрелит, как из рогатки)

О самой гонке и как мы ее проиграли

Поскольку формат гонки был не слишком сложным, и общий вес команды не влиял на стартовую позицию, мы спокойно ждали своей очереди на жеребьевку картов. Счастливая рука Петра Меньших вытянула нам машину под номером 1. Соответственно, и стартовать мы должны были первыми. Это удача!

Картинг с командой automps.ru  2013 г

Алексею Карачев устанавливает связь с менеджером нашей команды.

Гонка проходила без довесов, поэтому легкие пилоты определенно имели преимущество. Таких у нас было двое. И первый из них, Алексей Карачев, открыл гонку отличной сессией, показывая стабильно лучшее время круга, что позволило за 40 минут создать отрыв в два круга от ближайшего преследователя.

Основные слагаемые успеха в любительских картинговых гонках — хороший пилот и хорошая машина. Поскольку карты все немного разные по скорости и управляемости, важную миссию выполняет менеджер команды, который подгадывает время заезда пилота на смену с целью выбрать наиболее быстрый карт для следующего пилота.

Картинг с командой automps.ru  2013 г

Так работают менеджеры всех команд, но выигрывает только одна из них.

На картодроме Forza правила пит-стопа просты и понятны. Нужно аккуратно подъехать к пит-лейну, остановиться у въезда, нажать кнопку, которая включает отсчет времени. Каждой команде для смены дается 20 секунд. Вполне достаточно, чтобы спокойно смениться, поменять датчик и «лопату» (так называют магнитную планку с номером команды, которая закрепляется на передней части карта), и когда табло гаснет — стартовать в дымный космос.

При первой смене мы долго ждали подходящей машины, и в самый последний момент на пит-стоп заехало больше пилотов, чем предполагалось. А пока не закончилось время пребывания на пит-лейне предыдущей команды, следующий пилот не может нажать кнопку. В итоге мы простояли лишних 40-50 секунд, и наше преимущество резко сократилось. Обычно штраф за «пересид» (нахождение карта на трассе больше допустимого регламентом времени) жестко штрафуется. Во избежание этого и было принято решение заезжать несмотря на пробку перед пит-лейном. Как потом оказалось, штраф за «пересид» в этой гонке был гораздо более слабым — всего лишь быстрый stop&go, и можно было спокойно проехать еще пару кругов, сесть на нормальную машину, потом отбыть наказание и мчать дальше. В итоге штраф мы все равно получили, потому что из-за отсутствия хронометриста на трассе в этот раз отсчет времени производился по нажатию кнопки. В общем, 50 секунд потеряли, и stop&go все равно заработали.

Картинг с командой automps.ru  2013 г

Благодаря Алексею Карачеву, целых 40 минут команда automps.ru шла первой.

Следующим ехал Петр Меньших. Поскольку вес он имеет нормальный мужской, а вкат поменьше, было решено запустить его на минимальные 15-20 минут. Машинка попалась тоже не самая быстрая, поэтому конкуренты начали активно нагонять. Однако, Петр  отстаивал честь нашей команды достойно и не сдавался в борьбе.

Затем эстафету принял Сергей Трофимов. Свои 40 минут откатал без особых проблем, благо физически хорошо подготовлен. А ведь к середине гонки накатывается серьезный «держак», и карт периодически едет то на 3-х, то на 2-х колесах, и устать можно уже минут за 25. Но все же отсутствие тренировок на этой трассе из-за плотного графика тестов, плюс перелет из Барселоны в Москву в ночь перед гонкой плюс полученное сотрясение мозга на тестах формулы «Рено 2.0» дали о себе знать — вкатиться с ходу Сергею было трудновато.

Картинг с командой automps.ru  2013 г

Нужно аккуратно подъехать к пит-лейну, остановиться у въезда, нажать кнопку, которая включает отсчет времени. Каждой команде для смены дается 20 секунд.

На момент, когда я (Александр Андреади) сел в карт, мы занимали 6-ю позицию в двух с лишних кругах от лидеров – команды Mazda High Power в составе Полины Абрамовой, Максима Белоцкого, Алексея Сливицкого, Михаила Лободы. Ребята ехали бодро и стабильно, поэтому чтобы сократить отрыв, пришлось попотеть. И хоть я легок, а машинка мне досталась что надо — нагнать два круга так и не удалось, и мы финишировали 5-ми.

Картинг с командой automps.ru  2013 г

И Вика Оленева тоже очень хотела победить.

Вдобавок командам выдавались дополнительные задания, позволявшие прибавить к финальному результату по 1 кругу за выполнение каждого из них. И если с первым мы спокойно справились в начале гонки, то во втором допустили одну небольшую ошибку, в результате чего лишились возможного подиума и в итоговом протоколе заняли гордую 4-ю строчку.

Картинг с командой automps.ru 2013 г

Вторая задача из штурманской практики – правильно проложить маршрут.

Вывод: Bene facit, qui ex aliorum erroribus sibi exemplum sumit – Хорошо делает тот, кто учится на ошибках других. Учитесь и вы, с наскока даже очень хорошим составом выиграть непросто. Чтобы качественно проиграть гонку нужно взять хороших пилотов, но практически без тренировок на конкретной трассе, опытного менеджера (с которым до этого ни разу не работали), добавить немного усталости и предшествующих травм и не мучиться со стратегией! А ведь для победы нужно взаимопонимание между участниками, солидарность целей и вкат, вкат, вкат. В прокатном картинге как и в профессиональном автоспорте нужен баланс. Внутренний баланс в команде, а это — тренировки, время и силы. Учитесь, тренируйтесь и выигрывайте чаще.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Свежие комментарии

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.