«Трабант» среди смертной любви

«Трабант» среди смертной любви
Автор:

Трабант» неконкурентоспособен, он должен умереть, – так писали немецкие газеты в 1991 году. Сказать такое о «Жигулях» в то время ни у кого язык не повернулся бы. А зря, может быть мы уже катались на них как на экскурсионных раритетах, сохранив в конкурентной борьбе свой родной автопром. Как сделали немцы, любя «Трабант».

Что необычного в экскурсии на «Трабанте» вдоль Берлинской стены? Ну, во-первых каждому предложат самому сесть за руль – но это, конечно же, не главное. Главное – это марка автомобиля: знаменитый гэдээровский «Траби»!

Trabant

Год 1991 -й, 400 автомобилей Trabant , из последней партии ждут отправки в Турцию. С экспортом и популярностью внутри страны все в порядке.

«Трабанты» еще живы, несмотря на то, что выпуск автомобильчика был освоен еще в 1957 году! Кстати, по-немецки «Trabant» означает «спутник»: ведь как раз в том году мы запустили первый в истории человечества шарик вокруг Земли!

Любой владелец «Трабанта», услышав скептическое высказывание про свою любимую игрушку, тут же щелкнет «знатока» по носу: дескать, это же «Ауди»! И будет, в общем-то прав: после войны территория Германии, где находился Цвикау, вошла в состав ГДР, при этом бывший завод «Хорьх» был национализирован и объединен с бывшим заводом «Ауди»! А в 1948 году заводы вошли в IFA. Вскоре здесь возобновили производство легковых автомобилей IFA F8, простой и хорошо отработанной конструкции, представлявшей собой минимальную модернизацию довоенной малолитражки, имевшей двухтактный мотор, передний привод, легкую раму и деревянный каркас кузова.

Trabant, Berlin

Из-за нехватки стального проката в послевоенные годы вскоре часть кузовных панелей стали выполнять из материала на основе фенолфор-мальдегидной смолы и отходов хлопкового производства – «дуропласта». С 1955 года в серию пошла малолитражка с мотоциклетным мотором объёмом 700 см³, пришедшая на смену устаревшей F8 – AWZ P70 «Zwickau». Это и был непосредственный предок «Трабанта».

На автомобильчике стоял поперечно расположенный рядный двухтактный, двухцилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения объемом 0,6 л. (изначально 0,5 л.) и мощностью 26 л.с. (изначально 18 л.с.). Передняя независимая подвеска представляла собой конструкцию со штампованными нижними рычагами и поперечной рессорой, игравшей роль верхних рычагов. Задняя подвеска – тоже независимая, выполненная на поперечной рессоре; ее трубчатые рычаги были закреплены на кузове через резиновые шайбы вместо сайлентблоков: они работали на сжатие, а не на скручивание. Рулевое управление – реечного типа.

Traban

Между прочим, «Трабант» не имел… бензонасоса! Топливо шло в карбюратор самотеком, благо крошечный бак торчал прямо под капотом.

Экскурсоводы любят открывать капот и демонстративно замерять остаток топлива щупом. А вот кузов, вообще говоря, не совсем пластмассовый: его остов – из стальных штамповок, а вот навесные декоративные панели были сделаны из того самого «дуропласта». Дуропласт чем-то схож со стеклопластиком, но более пригоден для массового производства: кузовные панели из него изготавливали простой штамповкой.

Поэтому машин-ка весила всего 620 кг и могла начхательски относиться к проблемам с коррозией.
На конвейере «Трабант» продержался до 1991 года – как верный пес до конца жизни СССР. Их было выпушено более 3 млн. штук. Часть моделей в восьмидесятые годы оснащали четырехтактным двигателем от «Поло», но уход машинки с конвейера был предрешен.

Trabant

С конвейера – не значит из жизни! Машинка, на которые рядовые немцы стояли в очереди по-рой по 10 – 15 лет (!) не могла не стать культовой. Не случайно автопутешественник Рольф Беккер, объездивший на автомобиле весь мир (включая редакцию ЗР!) пользуется исключительно «Трабантами»: мол, что с ним сделается-то?

Ой-ей-ей… Как же тут впереди тесно-то! Сзади как раз свободнее. Рычаг КПП – на руле: черт, а как им пользоваться-то?
Воспоминания про 408-й «москвич» будут вредными: там все было не так. К счастью, на торпедо прилепили шпаргалку с порядком переключения. Так, вниз – это первая, вверх – вторая, на себя и вниз – третья. Звучит команда «пустить моторы».

Trabant, Polizei

Пять «Трабантов» бодро крутят стартеры – вспышек нет. Подскакивает предводитель, лезет рукой куда-то под рулевую колонку, дает команду «Крути, мол!» – движок пускается! Похоже, что где-то там прятался подсос! Машинку трясет просто зверски: эксперты советуют газовать, не стесняясь. Предводитель прыгает в первый «Трабант», лихо выруливает со стоянки – остальные вприпрыжку выкатываются за ним на берлинские улицы…

Экскурсовод что-то вещает – мол, «посмотрите налево», но у водителя заботы другие: как бы не заглохнуть на светофоре и не врубить сдуру заднюю передачу. «Трабант» трясется, подпрыгивает, но едет! И ни один «Мерседес» не пытается его подрезать, хотя на спидометре от силы 50 км/ч.

Вот уже скоро и конец путешествия, но экскурсовод вдруг что-то испуганно бормочет – типа, «у нас неприятности!», а из-за поворотом выезжает «Трабант» с матюгальниками на крыше, рядом с которым замаячила фигура в серой шинели. Пришелец из гэдээровских времен. Мрачный и недовольный жизнью полицейский…Боже мой, да мы и сейчас так в своих «Жигулях» живем.

Polizei

Гэдээровец — силовик в своем амплуа. Он сурово барабанит палкой по крыше, требует у каждого предъявить ему визу, что-то недовольно выкрикивает, может и прописать лекарство: «Упал – отжался!»

Трабант
Вместо того, чтобы издеваться над техническим слабоумием предков, не сумевших полвека назад освоить «евро-4», немцы подарили маленьким машинкам вторую жизнь. Потому что это – их история, такая же как и берлинская стена.

Traban

На площадке с «Трабантами» стоит и более «серьезная» техника. Это делали мы. Как и многое другое, о чем стали забывать, а жаль. Без памяти о прошлом нет будущего, в котором пусть больше не будет берлинских стен.

Trabant

Среди этой смертной любви Мой Бог, помоги мне эту смертельную любовь пережить.

Перевод с плаката: Среди этой смертной любви.

Мой бог, помоги мне эту смертную любовь пережить.



  • Russkiy

    старшие кто служил в тех краях где этих бричек полно было,рассказывали зимой по пьяни идёшь по кузову кулаком ё.нишь они трескаются)))),а так аппарат зачёт, юркий городской ,чисто по городу кататься я думаю норм),без права выезда на магистрали)-чисто для безопасности)…
    да уж вот это пидарастия на стене,ватикан тут ещё вроде недавно коры смочил,я худею…

  • Аркадий

    Настоящий ё-мобиль во плоти. И тебе пластиковый кузов, и низкая цена. И такая желанная производителю очередь. И расход топлива наверняка не больше, чем задумывали прохоровцы

  • Андрей

    Катался год назад я на этих же Трабантах в этой же прокатной конторе. Отличные впечатления. Честный автомобильчик, который резво откликается на команды водителя. Привык к нему мгновенно и поэтому с комфортом пропутешествовал по экскурсионному маршруту, спокойно разглядывая достопримечательности. Один раз отстали на паре светофоров, но ничего — экскурсионный Трабант это зверь-машина, имеющая приоритет на улицах Берлина а-ля машины с мигалками в Москве — живо нагнали группу.

Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.