«Трабант» среди смертной любви

«Трабант» среди смертной любви
Автор:

Трабант» неконкурентоспособен, он должен умереть, – так писали немецкие газеты в 1991 году. Сказать такое о «Жигулях» в то время ни у кого язык не повернулся бы. А зря, может быть мы уже катались на них как на экскурсионных раритетах, сохранив в конкурентной борьбе свой родной автопром. Как сделали немцы, любя «Трабант».

Что необычного в экскурсии на «Трабанте» вдоль Берлинской стены? Ну, во-первых каждому предложат самому сесть за руль – но это, конечно же, не главное. Главное – это марка автомобиля: знаменитый гэдээровский «Траби»!

Trabant

Год 1991 -й, 400 автомобилей Trabant , из последней партии ждут отправки в Турцию. С экспортом и популярностью внутри страны все в порядке.

«Трабанты» еще живы, несмотря на то, что выпуск автомобильчика был освоен еще в 1957 году! Кстати, по-немецки «Trabant» означает «спутник»: ведь как раз в том году мы запустили первый в истории человечества шарик вокруг Земли!

Любой владелец «Трабанта», услышав скептическое высказывание про свою любимую игрушку, тут же щелкнет «знатока» по носу: дескать, это же «Ауди»! И будет, в общем-то прав: после войны территория Германии, где находился Цвикау, вошла в состав ГДР, при этом бывший завод «Хорьх» был национализирован и объединен с бывшим заводом «Ауди»! А в 1948 году заводы вошли в IFA. Вскоре здесь возобновили производство легковых автомобилей IFA F8, простой и хорошо отработанной конструкции, представлявшей собой минимальную модернизацию довоенной малолитражки, имевшей двухтактный мотор, передний привод, легкую раму и деревянный каркас кузова.

Trabant, Berlin

Из-за нехватки стального проката в послевоенные годы вскоре часть кузовных панелей стали выполнять из материала на основе фенолфор-мальдегидной смолы и отходов хлопкового производства – «дуропласта». С 1955 года в серию пошла малолитражка с мотоциклетным мотором объёмом 700 см³, пришедшая на смену устаревшей F8 – AWZ P70 «Zwickau». Это и был непосредственный предок «Трабанта».

На автомобильчике стоял поперечно расположенный рядный двухтактный, двухцилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения объемом 0,6 л. (изначально 0,5 л.) и мощностью 26 л.с. (изначально 18 л.с.). Передняя независимая подвеска представляла собой конструкцию со штампованными нижними рычагами и поперечной рессорой, игравшей роль верхних рычагов. Задняя подвеска – тоже независимая, выполненная на поперечной рессоре; ее трубчатые рычаги были закреплены на кузове через резиновые шайбы вместо сайлентблоков: они работали на сжатие, а не на скручивание. Рулевое управление – реечного типа.

Traban

Между прочим, «Трабант» не имел… бензонасоса! Топливо шло в карбюратор самотеком, благо крошечный бак торчал прямо под капотом.

Экскурсоводы любят открывать капот и демонстративно замерять остаток топлива щупом. А вот кузов, вообще говоря, не совсем пластмассовый: его остов – из стальных штамповок, а вот навесные декоративные панели были сделаны из того самого «дуропласта». Дуропласт чем-то схож со стеклопластиком, но более пригоден для массового производства: кузовные панели из него изготавливали простой штамповкой.

Поэтому машин-ка весила всего 620 кг и могла начхательски относиться к проблемам с коррозией.
На конвейере «Трабант» продержался до 1991 года – как верный пес до конца жизни СССР. Их было выпушено более 3 млн. штук. Часть моделей в восьмидесятые годы оснащали четырехтактным двигателем от «Поло», но уход машинки с конвейера был предрешен.

Trabant

С конвейера – не значит из жизни! Машинка, на которые рядовые немцы стояли в очереди по-рой по 10 – 15 лет (!) не могла не стать культовой. Не случайно автопутешественник Рольф Беккер, объездивший на автомобиле весь мир (включая редакцию ЗР!) пользуется исключительно «Трабантами»: мол, что с ним сделается-то?

Ой-ей-ей… Как же тут впереди тесно-то! Сзади как раз свободнее. Рычаг КПП – на руле: черт, а как им пользоваться-то?
Воспоминания про 408-й «москвич» будут вредными: там все было не так. К счастью, на торпедо прилепили шпаргалку с порядком переключения. Так, вниз – это первая, вверх – вторая, на себя и вниз – третья. Звучит команда «пустить моторы».

Trabant, Polizei

Пять «Трабантов» бодро крутят стартеры – вспышек нет. Подскакивает предводитель, лезет рукой куда-то под рулевую колонку, дает команду «Крути, мол!» – движок пускается! Похоже, что где-то там прятался подсос! Машинку трясет просто зверски: эксперты советуют газовать, не стесняясь. Предводитель прыгает в первый «Трабант», лихо выруливает со стоянки – остальные вприпрыжку выкатываются за ним на берлинские улицы…

Экскурсовод что-то вещает – мол, «посмотрите налево», но у водителя заботы другие: как бы не заглохнуть на светофоре и не врубить сдуру заднюю передачу. «Трабант» трясется, подпрыгивает, но едет! И ни один «Мерседес» не пытается его подрезать, хотя на спидометре от силы 50 км/ч.

Вот уже скоро и конец путешествия, но экскурсовод вдруг что-то испуганно бормочет – типа, «у нас неприятности!», а из-за поворотом выезжает «Трабант» с матюгальниками на крыше, рядом с которым замаячила фигура в серой шинели. Пришелец из гэдээровских времен. Мрачный и недовольный жизнью полицейский…Боже мой, да мы и сейчас так в своих «Жигулях» живем.

Polizei

Гэдээровец — силовик в своем амплуа. Он сурово барабанит палкой по крыше, требует у каждого предъявить ему визу, что-то недовольно выкрикивает, может и прописать лекарство: «Упал – отжался!»

Трабант
Вместо того, чтобы издеваться над техническим слабоумием предков, не сумевших полвека назад освоить «евро-4», немцы подарили маленьким машинкам вторую жизнь. Потому что это – их история, такая же как и берлинская стена.

Traban

На площадке с «Трабантами» стоит и более «серьезная» техника. Это делали мы. Как и многое другое, о чем стали забывать, а жаль. Без памяти о прошлом нет будущего, в котором пусть больше не будет берлинских стен.

Trabant

Среди этой смертной любви Мой Бог, помоги мне эту смертельную любовь пережить.

Перевод с плаката: Среди этой смертной любви.

Мой бог, помоги мне эту смертную любовь пережить.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.