Контрольная заправка – секретные материалы

Контрольная заправка – секретные материалы
Автор:

Что делать чиновнику, когда перед ним лежит больше денег, чем требуют его долг и честность? Конечно брать?! Так изначально неверно устроено в нашем государстве. Вот пример из недалекого прошлого для размышления, конечно.

Автомобиль ВАЗ-2102 шел по маршруту, известному только его владельцу. На крыше у «Жигулей» были старый багажник, торчащие из-под брезента канистры, воронка в ящике. Владельцем новенькой «двоечки» был я, журналист «За рулем», жаждущий проверить на честность АЗС четырех центральных областей России.

Забегая вперед, скажу, что тогда на пяти из восьми АЗС нам продали некондицию, всего такого топлива было намешано 82 тыс. литров. Через раз продавали бензин с недоливом. И везде вместо определенных законом талонов брали деньги.

В контрольной закупке бензина мне помогали кандидат технических наук С. Литинский и сотрудник ГУБХСС МВД СССР А. Пешков. В последний вечер тайной поездки сидим мы в лесу у костра, обсуждаем приключения за день. Наш товарищ милиционер и говорит, мол, едем мы по неизвестному ему маршруту, разоблачаем преступления в народном хозяйстве, а его коллеги на местах даже об этом не знают, надо бы и их как то задействовать. По моему плану последним объектом был Обнинск – АЗС N 602. Что ж, говорю, предупреждай своих коллег, что мы к ним заедем.

Костер только разгорался и кто-то из нас для ускорения процесса бросил в него банку тушенки, так чуть-чуть согреть. Но банка из армейских запасов рванула почти сразу, опалив лицо нашего главного детектива. Он как раз раскрывал для изучения кожаную папку с символом «Олимпиады 80». Эту папку и это лицо я помнил потом долго, как символы разоблачения коррупции, разлагающей нашу любимую страну.

Тогда мобильников не было, и предупреждать Обнинское городское милицейское начальство пришлось лично, посетив его кабинет. Помню, просидели мы там бессмысленно долго, потом выехали по своему маршруту. Вдруг, откуда ни возьмись, машина ГАИ, останавливает нас, проверяет документы, багажник. Время идет, я злюсь, это еще осложняет проверку, может и не случайную, чтобы потянуть время.

Наконец, мы на Обнинской АЗС N602. Заправшица, поражая схожестью с несвежей рыбой, запретных денег не берет, требует талоны. Ну тут мне уже интересно стало, полушутя говорю: «Вас, девушка, наверное, предупредили?». Королева бензоколонки, так тогда называли всех заправщиц, нервно хихикнув, отвечает: «Да».

Тут уже пошла работа нашего детектива Пешкова. Сверкая обожженным лицом и своей кожаной желтой папкой, он окончательно сломил дух растерявшейся заправщицы, оставив одно признание. Ее показания для меня остались тайной – я не был допущен к протоколу. Чего нельзя сказать о милицейском начальстве в Москве, уверен, все секретные материалы Пешков передал.

Потом ко мне в редакцию приходил важный полковник из МВД и обещал, что случаем в Обнинске занимаются специальные органы, просил о нем (случае) не писать. О чем точно знал, я написал в «ЗР», 1984, N10, догадки в то время цензура не пропускала.

А предупредил заправщицу, которая была всего лишь стрелочником, один из городских милицейских начальников, вероятно кормивший всю вертикаль от левых доходов АЗС. Он позже даже имел карьерный рост в Обнинской городской власти.

P.S. «Так жить нельзя!» — об этом объявлено. А как жить? Думаю, если бы местная Обнинская газета без риска для здоровья главного редактора опубликовала сегодня те самые секретные материалы из папки честного детектива Пешкова, уже было бы правильно.

У государства секретов перед обществом быть не должно!



  • Литинская Татьяна Конст.

    Пётр, спасибо на добром слове о муже и отце наших трёх детей. Помню и эту его работу по АЗС, и по созданию экспертных методик по дтп, а раньше- создание с Львом Эджубовым автоматизированной дактило-картотеки аж в 1962, и многие другие его творения, включая стихи… Они у меня в е-виде для семейной памяти. Храню папки с его журналистикой. Особенно важной считаю его последнюю работу по истории дорожных правил России, часть которой была опубликована в 1994 в 2х номерах Рабочей газеты… Храню его коллекцию дорожных правил. 30го июля 19 лет как Сени нет с нами. Мудрость и мужество — вот его качества, память на много лет тем, кто его любил. Спасибо еще раз. ТКЛитинская, + Илья, Вероника, Анна Литинские.

    • Дорогая Татьяна! Спешу ответить, хотя такие письма нельзя писать набегу. Спасибо, что откликнулись. Ваш муж удивительный человек, каких не так много. Окуджава о таких людях пел: «дураком быть выгодно, да очень не хочется …» Все равно его позиция самая правильная. Я часто вспоминаю советы Семена Литинского с благодарностью. Надеюсь у Вас прекрасные дети, им есть быть в кого. Желаю Вам добра и удачи.

  • Виталий

    Петр привет. Прочитал. Спасибо. Но вот сейчас по некоторым изданиям прокатился цикл публикаций о том что в СССР все было плохое, хуже по сравнению с 1913 и с 2013 годом. Это задание гильдии? Или неуловимый модный тренд?

    • Петр Меньших

      Виталий привет. Я не для того веду свой блог, чтобы исполнять заказы «гильдий» или еще кого-то. Дал заметку, чтобы показать: и в СССР, и сейчас у нас большие проблемы со свободой слова, особенно у людей из власти на местах. У государства были и есть от народа секреты — так быть не должно. Иначе складывается впечатление, что нас автомобилистов за наши же деньги продолжают обманывать. Если Вы Виталий захотите рассказать сами о таких случаях, пишите в мой блог, не по заказу, конечно, а по совести гражданина.

      • Виталий

        Петр добрый вечер. А почем мы думаем что государство это мать наша родная родная? Это та сила с помощью которой одни слои общества поддерживают власть над другими. А в СССР если бензин вдруг кончился в пути, (например запала игла карбюратора) можно было у любого Водителя грузовика в нашей местности попросить легковушке одалживали обычно полный бак не мелочились, за спасибо, не принято было деньги платить, Простые Мужики.

  • Владимир

    Cправа на фото — Семен Литинский, действительно чудесный человек и ученый: он первым в стране разработал электронную методику расследования ДТП и проведения автотехнической экспертизы на аналоговых машинах. Классные книжки писал по БД. Это было в середине семидесятых. Я был у него учеником и аспирантом. По тем временам это был прорыв — расследовать аварии с помощью ЭВМ: вводишь данные и получаешь итог — виноват, не виноват (это я упрощенно, конечно, но суть в этом). Новшество на вооружение взял тогда молодой министр МВД Латвии (я ездил к нему для интервью и репортажа). В республике сразу на десятки раз сократилось число дел, возбуждаемых по аварии, потому что проверку каждое проходило еще на стадии доследования. Вскоре этого министра сняли — якобы при проверке обнаружили у него в сейфе бутылку коньяка, а был сухой закон.
    Не менее удивителен А. Пешков. С этим полковником я месяц работал инспектором ГАИ (журналист меняет профессию), я дежурил на посту, а Пешков прикрывал меня на всякий случай и сидел в засаде в «Волге» неподалеку. Когда ситуация с наглыми водителями, пытавшимися меня купить, дать взятку, накалялась, выходил Пешков — и начиналось… Удивительно интеллигентный и порядочный, реально высокопрофессиональный был «гаишник». Как впрочем все тогда в Главном управлении ГАИ СССР. Чего, удивительно, не было уже ступенями вниз — на уровне Управления ГАИ Москвы, например: небо и земля…

    • Петр Меньших

      Владимир, спасибо за отклик. О Семене Литинском все правильно. Он и меня учил: «Если ты пассажир справа от водителя, при встречном ударе (не дай Бог) ныряй вниз под бардачек». Один раз понадобилось! А. Пешков, который был со мной, не из ГАИ, из центрального аппарата МВД. Твой А. Пешков — другой человек. Но я рад, что под этой фамилией целых два порядочных человека. У силовиков, к сожалению, такая организация: слой — отличные парни-герои, над ними или рядом — слой, мягко говоря, неприятных людей и т.д.

  • Сергей

    Вот статья в архиве журнала «За рулем» http://www.zr.ru/archive/zr/1984/10/kontrol-naia-zapravka#22

    • Петр Меньших

      Спасибо, Сергей! Вот что значит пришло новое время для гласности — лекарства от коррупции.

      • Евгений

        Жаль только, что болезнь эта уже приобрела настолько запущенную форму, что лечить её и лечить.
        Спасибо за статью.

Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.