Масло для мотора: наше или импортное?

Масло для мотора: наше или импортное?
Автор:

Какое масло ест любимый железный конь, и вырастут ли у него «холестериновые бляшки» от импортных продуктов, а может наоборот – рассосутся? В этом вопросе всегда советуюсь с отделом экспертиз журнала «За рулем» – единственной инстанцией, где тратят деньги на серьезные научные исследования, не доверяя «шаманам».

В последней экспертизе моторных масел 5W-40 журнал «ЗР» испытывал восемь ненашенских синтетик, проверяя реальную «ходимость» этих супермасел без доливки. Сразу вопрос: а наши-то масла где? Они что – настолько хуже? Нет, так говорить неверно.

Для современных автомобилей сервисные книжки определяют интервал ТО с заменой моторного масла порядка 15 – 20 тыс. км. А производители «синтетик» часто увеличивают заявленный ресурс еще на десяток тысяч километров.

Масло для мотора

Есть, к примеру, тот же «Лукойл» – синтетика API SN/CF 5W-40. Круче SN ничего нет, да еще имеются одобрения от BMW, MB, Porsche, Volkswagen, Renault… Говорят, что свое базовое масло «Лукойл» даже продает в кучу стран, но это – разговоры, их к протоколу не подошьешь. Кстати говоря, тот же корейский «ЗИК» хоть официально и заявляет, что на его базовом масле, дескать, работают самые-самые громкие бренды, но не говорит, какие именно – это большой-большой секрет. Для маленькой такой компании…

Вообще-то, сравнительную экспертизу, сопоставляющую наших с «ненашими», «ЗР» уже проводил, испытывая полусинтетику 10W-40. Тогда наши масла практически не проиграли ни немцам, ни корейцам, а в чем-то были даже лучше. Замахивались и на синтетику разных групп качества.

С российской стороны в тест тогда попали «Лукойл Люкс», «ТНК Magnum» и «Роснефть Premium». Им компанию составили гидрокрекинговое «SINTOIL Ультра» и «ТОТЕК Астра Робот» (по уверениям производителя с сайта – тоже «полная синтетика» на основе полиальфаолефинов). По группам качества все эти масла были разными – с SM от «ЛУКОЙЛ» и «Роснефти» соседствовали SL от ТНК и SJ в «SINTOIL Ультра». Из импорта группу на гидросинтетической основе представило немецкое масло Mannol Extreme (API SL/CF). Полностью синтетические масла представил японский ENEOS Gran-Touring (API SM). А самую современную группу «эстеровых» масел представил бельгийский XENUM X1 (API SM/CF).

Масло для мотора

Что получилось? Да нормально получилось! Если коротко, то у импортных масел оказалась лучше «экология», а у наших – защитные свойства. По экономичности тогда победило масло на эстеровой основе – Xenum X1. По отношению к эталонному минеральному маслу оно сэкономило почти 9% топлива – это очень много! Но наши «ЛУКОЙЛ Люкс» и «ТНК Magnum» отстали от лидера совсем немного, снизив расход топлива на 8 и 7% соответственно. Это плохо? Нет, это хорошо!

«Оскара» по мощности получил Mannol Extreme. С ним мотор выдал на 3% больше «лошадок», чем на эталонном масле. Из наших к нему вплотную подобрался опять же «ЛУКОЙЛ Люкс». А вот дальше начиналась экология…

В требуемые 0,2% серы тогда не уложилось ни одно масло. Это – не криминал: все масла за время работы вполне могли получить дополнительные сотки процента от российского топлива, низким количеством серы не отличающимся. Ближе всего к необходимому уровню подошло японское масло ENEOS Gran-Touring, рядом – бельгийское Xenum X1. Но вот что сразу бросается в глаза: общий уровень серы в российских «синтетиках» чуть ли не в два раза выше, чем в импортных! Фосфора в импортных маслах тоже меньше: они больше ориентированы на экологию.

Масло для мотора

Зато у наших – более высокие трибологические параметры! И это объясняется … их худшей экологичностью! Ведь сера и фосфор – это естественные антизадирные присадки, и чем их больше, тем лучше защищен узел трения. И в этом – очередное проявление идеологии западного производителя – срок службы вторичен, экология первична! В этой номинации выиграл «Роснефть Premium», второе место – у «ЛУКОЙЛ Люкс».

Что касается отечественных суперновых масел, то их «ЗР» испытает чуть позже, когда устроит состязание «стенка на стенку» – наши против ненаших. Уступят наши по сере или нет, сейчас сказать сложно: подождем испытаний. А пока расскажем, как отработал в последнем тесте импорт без доливки.

Для участия в испытаниях взяли элиту – самые крутые и раскрученные бренды «полных синтетик» класса вязкости 5W-40: Castrol, Shell, Mobil, Esso, BP! Плюс лучшие французские марки, которых мы ранее не включали в тесты – ELF и TOTAL. Из лучших восточных брендов взяли ZIC. Такой набор охватывает примерно три четверти рынка в данном сегменте. По европейской классификации качества все выбранные масла относятся к самой высокой группе качества – А3/В3/В4. По классам качества – большинство масел класса SM/CF, Castrol Magnatec – SN/CF, остальные – SL/CF.

Через полгода (!) крутежки на стендовых моторах подвели итоги. Во-первых, обошлось без промежуточных доливок масла – четырех литров начальной заправки хватило для всех восьми участников. Но расход масла для всех восьми образцов при этом был разным. Меньше всего – у масел ZIC и Castrol Magnatec: их моторы «съели» всего в количестве 0,6… 0,7 литра.

Другие же масла дали близкий результат – от 1,2 до 1,5 литра, что с учетом достаточной грубости метода измерения (на слив), можно считать практически одинаковым.

По изменению щелочного числа и содержания активных элементов все масла отработали хорошо: браковочных показателей не достигло ни одно из них. Это значит, что все производители используют высококачественные пакеты присадок. Впрочем, это не удивительно – их производителей можно по пальцам пересчитать, и все – серьезные специализированные фирмы.

Масло для мотора

А вот по вязкости картина существенно другая. Так, у корейского ZIC XQ изменение вязкости за 15 тыс. километров пробега практически не вышло за погрешность измерения. А вот ESSO Ultron под конец пробега вылезло за допустимые классом SAE пределы изменения вязкости! Мотор это, конечно, не убило, но заметно увеличило его прожорливость. Из других масел ближе всех к запретной границе подошло масло BP Visco 5000.

Масло для мотора

Все масла, как и подобает «полным синтетикам» с высокими классами качества, проявили свои энергосберегающие функции. Большой разницы мы не обнаружили. Что до мощности, то хоть небольшой, но все-таки заметный бонус получили моторы, работающие на маслах Total Quartz, ELF Excellium и BP Visco 5000.

Минимальная потеря массы вкладышей подшипников коленчатого вала и поршневых колец, с учетом погрешности метода, оказалось у двигателей, работающих на маслах Shell Helix HX8, ZIC XQ и Castrol Magnatec. Косвенно эти параметры подтверждаются анализом данных по содержанию продуктов износа в образцах масел, отобранных по окончании испытаний. И здесь лидеры те же, причем у «корейца» ZIC XQ железа нашлось существенно меньше, чем у других масел.

Высокотемпературные отложения масел исследовали, исследуя боковые поверхности поршней. Чуть лучше других выглядят ZIC XQ, Shell Helix HX8 и оба «француза» от ELF и Total.

Итоги «забега» – в таблицах. Делать рекламу никому не будем, хотя лучше других, пожалуй, выглядели корейцы.

Масло для мотора

Кстати – важный вопрос. А как реально связаны «долгоиграемость» масла с сезонностью? Иными словами, зависит ли выбор масла от величины годового пробега? Один проезжает 15 тыс. за полгода, другой – за год…

Ответить тяжело. Более того, а как быть с машинами, основную часть своей жизни стоящими в пробках?

Пробега нет, а масло работает, причем в самых неблагоприятных для него условиях. Это задача отдельного исследования, которое необходимо провести. А пока совет простой: тем, кто больше стоит в пробках, чем ездит, лучше вообще не обращать внимание на пробег, а тупо менять масло под каждый сезон. Но при этом не покупайте заведомую дешевку! Стоимость испытанных «суперсинтетик» не превышают тех сумм, которые мы платим за бак бензина!

А «долгожительство» масла – это и куча дополнительных плюсов, типа улучшенной защиты двигателя, повышенного уровня моющих свойств, улучшенных энергосберегающих свойств. Все это вполне окупает лишние три-четыре сотни, которые мы якобы переплачиваем за дорогое масло.
Оценить реальный срок службы масла в условиях «черепашьей» езды – задача ближайшего будущего.

Масло для мотора

Рекомендую статьи:

Благодарю зав. отделом экспертиз журнала «За рулем» Михаила Колодочкина за помощь в подготовке материала.

В оформлении использованы фото, сделанные в студии Джоржетто Джуджаро.

Изменение кинематической вязкости проб моторных масел, отобранных на разных стадиях испытаний (2012 г)

Марка маслаТемпература, °СКинематическая вязкость, сСт, через
500 км пробега5000км пробега10000 км пробега15000 км пробега
BP Visco 500010013,7914,5414,9015,68
1506,046,146,396,75
Castrol Magnatec10013,3413,7214,1614,43
1505,675,796,016,06
ELF Excellium NF10013,2013,3013,6713,74
1506,096,166,526,52
ESSO Ultron10013,7014,1915,4517,13
1505,916,096,607,07
Mobil Super 300010013,3313,4113,6914,59
1505,745,735,826,10
Shell Helix HX810012,7313,0313,5114,37
1505,445,735,896,05
Total Quartz 900010014,2413,9614,1914,94
1506,056,146,096,36
ZIC XQ10013,4213,4113,6113,49
1505,795,735,795,76



  • Игорь

    Авто Suzuki sx4, лью в двигатель Eneos Gran Touring 5w40 синтетитку, замены стараюсь почаще делать, но по факту получается тыщ через 9-10. Двигатель в отличном состоянии, никакого нагара, отложений и т.п. Зимой запускался и в -33, но это при условии бодрого аккума. Может есть и среди наших производителей достойные конкуренты, но предпочитаю в японское авто (хоть и венгерской сборки) лить японское масло. японскому коню японский корм.

    • Юрий Гареев

      У меня был Хёндай, тоже в него лил Eneos, правда 5w30. Никаких вопросов к маслу при замене каждые 8 тыщ не было, дольше побаиваюсь ездить на гидрокрекинге, хоть на самом навороченном, хотя и читал рекомендуют менять масло при 10 тыщ.

  • Евгений Турчанинов

    Ребят. Дайте ответ: масло от компании Spectrol, а именно UHPD 5W-30 API CI-4/SL хорошее или нет? Хочу сменить стоковое, и вот посматриваю в сторону них, так как слышал от пары знакомых позитив, но больше ничего не нашел. Кто что скажет:?

    • Игорь Матвеев

      Ну смотри, в целом я скажу так: достойная альтернатива популярным производителям. Что касается качества – оно довольно высокое. После 2,5к заехал на СТОшку глянуть что и как – все отлично, не жрется, не портится все ок. Еще пяток накатаю думаю без проблем.

    • Егор Свитнев

      Скажу, что все хорошо! Цена + качество почти идеальное соотношение. Я, кстати, 5W-30 API CI-4/SL тоже пользуюсь и после 7,5 тыщ км – славно все. Я бы еще дополнил список антифризом от них, который G12, очень хороший он.

    • Фёдор

      Пока сам не попробуешь не узнаешь, я так считаю. Я с ними связался по сути случайно, купил подделку, вовремя понял и так как был в области, пришлось брать что было в магазине. Выбор пал на Spectrol, я сначала с подозрением отнесся. Думал, вернусь в город поменяю на прежнее. Вернулся, скатал на «стоху» и понял, что это то, масло – тоже хорошее. И стоит нормально и двигатель не умирает от него, да и подделку хер купишь.

    • Андрей

      Мне кажется стоит задумываться о смене масла еще до того момента, как попадешься на подделку. Согласен, с тем, что от всяких тестов и обзоров толку не особо. Надо на маслице любом прогнать пару тыщ и потом посмотреть что с двиглом, как там дела с нагаром и все такое. А те, кто не доверяет нашим. Но тут хз мужики, мне кажется у нас в стране все таки специалисты остались и знаю что к чему.

  • Дмитрий

    Спасибо, интересная статья. По своему опыту знаю, что «сервисмены» пытаются втюхать масло определенной фирмы. Семь лет эксплуатирую Опель (Вектра А, Зафира А) и мне доказывают, Кастрол специально для двигателей GM, а когда спрашиваешь про допуск производителя сначала спрашивают, что это и где это, а потом злобно смотрят на «умника».
    Использую Мобил 1 0W-40. Неделю на улице — 32 — 37 заводится с пол-пинка.

    • Тестик

      +1 видимо те, кто на сервисах втирает даже элементарных вещей про допуски не знают, им важно продать то что подороже. Я сам на такие рекламные трюки не ведусь. Стал брать на фирменных заправках масло Роснефть синтетику, там идет допуск 5W-40. Двигатель работает замечтаельно и в морозы заводится машина отлично. А еще самое большое преимуществозаключается в том, что на подделку не попадешь, как часто с маслами дорогих брендов бывает.

      • Basuka

        Все верно, на подделку не попадешь, только надо брать на заправках фирменных, получается, что прямо от производителя масло, сам недавно брал канистру, мне по акции еще и 5 л бензина залили в бак, так что если вдруг масло надо, то можешь воспользоваться, пока эта акция идет.

  • Денис

    ZIC API SN 5W30 полусинтетика,мотор вазовский 1,6 8-клапанный-завёлся в -38 этой лютой зимой после ночной стоянки.Специально оставлял канистру с остатками масла в багажнике,на морозе оставалось текучим,консистенция киселя.Не реклама))

  • alex.ho.ua

    Всем привет так какое же все таки масло лить???

    • Добрый

      То, которое рекомендует заливать завод-изготовитель. Не ломай себе голову над тем, над чем уже поломали специально обученные люди. Зальешь хуже — будет хуже. Зальешь получше — а вот лучше не станет. Так что лей их тех, что записаны в руководстве по эксплуатации (почитай на досуге, полезная книжка).

  • Алексей

    «…тот же корейский «ЗИК» хоть официально и заявляет, что на его базовом масле, дескать, работают самые-самые громкие бренды, но не говорит, какие именно – это большой-большой секрет.»
    PETRONAS ничего не заявляет, а тихо поставляет на конвейеры громких брендов ж/д цистернами свои Selenia и Urania. Розницу, похоже, делает только для СНГ, для гурманов.
    Впрочем, у нас слыхом не слыхивали о такой конторе.

  • валера бухих

    извените за вмешательство в ваш разговор
    пока ездил на какойто полусинтетике простой от замены до замены
    тут какойто очень умный пионер с какогото придорожного сто пока меня небыло поехала супруга залили бочковой магнатик якобы синтетика бирку замены следующей написали
    через 5000
    приехал выяснять ни пионера ни директора зоготзерно пооткрывали свои шаражки
    бизнесхрены толи дело в 90годах все за все отвечали упопрол спросят
    по финалу через 4000 пробега масла на щупе 0 авто HRV 2001г до этого не ела
    у кого не спрошу тоже самое может производитель не причем а надо просто долбить барыг
    за точто под маркой бренда тулят отработку так скажу правду на каждую хитрую есть с винтом когдаже люди поймут что на чужем горбу в рай не вьедешь
    спасибо за общение и всех вам благ!

  • oilburo

    Очень полезная статья

  • anastasiya

    Что значит 5w-40 ? что означает 5 и что обозначает 40

    • Петр Меньших

      Анастасия, рекомендую статью в моем блоге «Масло для мотора- скользкие вопросы» — не пожалеете, что потратили время на чтение.

  • Russkiy

    за грязных тиолок особый респект вам!)

  • Russkiy

    чем чаще меняешь тем лучше,больше добавить нечего тут! Зима синтетика,лето полусинтетика! пробеги не больше 15тыс.

    • Russkiy

      почему лето полусинтетика? — потому-что слишком вязкое масло тоже нафиг не нужно двигателю, а летом в жару синтетика как вода…

      • Владимир

        Индекс вязкости масла при высокой температуре указывается во втором числе маркировки тоесть это W40, W50, W60. W60 из них самое вязкое это синтетика, полусинтетики и минералки для движка с такой вязкостью я не встречал. Поэтому летом тоже синтетика.

        • Russkiy

          5W 10W 15 W — вот вязкость,чем больше тем гуще!,вторая цифра это к температуре больше относится 60 -это в Африке гонять,или формула 1 )

        • Russkiy

          короче ты чайник блин,не буду с тобой даже дискутировать,извини!

        • Russkiy

          Петр,объясните ему если не лень)… Цитата — » из них самое вязкое это синтетика» — может наоборот самое менее вязкое)….
          Короче Виталии лей синтетику,не ошибёшься и все ништяк у тебя с движком будет!

      • Russkiy

        предлагаю слово вязкое — заменить на густое и менее густое,а то я сам там написал что синтетика вязкая становится летом в жару(имел ввиду становится очень не густая,текучая и пояснил как вода)… в то время как полусинь будет погуще следовательно смазывающие св-ва лучше, угар меньше,защита лучше…

      • Maxis

        В жару летом и полусинтетика, как вода! Я обычно меняю масло два раза в год (весной и осенью) не зависимо от пробега. Весной наливаю 10W40, а осенью пожиже — 5W40. Согласен с теми, кто считает, что менять надо чем чаще, тем лучше. Я тоже так считаю потому, что мне кажется, что почти все импортные масла, продаваемые в России — левые. Однажды, путешествуя на своей машине по другой стране, на сервисе около заправки мне предложили сменить масло. Я согласился и попросил налить Кастрол Магнатек, на котором я езжу всегда. Сервисмен кивнул и при мне с хрустом открыл пробку на знакомой пластмассовой канистре. Вот тут я и почувствовал разницу! Я не просто не узнал свой мотор, который стал с «полпинка» заводиться в любой мороз и как будь-то прибавил пару десятков лошадей, да еще и проездил я на нем до замены 25000, как это и требовал производитель. При этом остаток в канистре так и ездил со мной весь этот год, доливать его не пришлось. Но после этого пришлось опять поменять на то, которое продают у нас. И опять стало все как прежде: В мороз стартер с трудом проворачивает коленвал, расход бензина увеличился и самого масла тоже, да и цвет щупа через 10 тысяч начал настойчиво требовать замены. Наш бензин, конечно, на масло плохо влияет, но не до такой же степени! Да к тому же на ихнее масло почему-то он так не влиял.

      • санек

        синтетика летом термостабильнее полусинтетики а на счет пожиже так это бред даунов)))вязкость при рабочих температурах одинакова.бараны.

  • Антон

    Очень интересный обзор. Мы недавно общались с Михаилом Колодочкиным по поводу терминов синтетика и полусинтетика. Интерес профессиональный — у меня магазин автомасел. Вот канистра Shell 10W40 http://www.oleje-pema.cz/products/2/033658/previewb.jpg а вот Эльф

    http://www.oleje-pema.cz/products/2/033658/previewb.jpg
    http://www.oleje-pema.cz
    На обеих канистрах написано «синтетические технологии», при этом Эльф мы продаем как синтетику, а Шелл как полусинь. И так со многими маслами. Истина где-то рядом?

  • Дмитрий

    Добрый день.Прочел вашу статью,спасибо очень познавательно .
    У меня авто лада приора и я ездию изначально с самого момента покупки авто(с салона)только на кастрол-магнатек 0-30 и доволен на все 80%,Почему на 80,да потому что не могу быть уверенным на 100% в том как это масло изнутри защищает двигатель моего авто.Замену масла делаю каждые 8 тыс. пробега.Вот вы мне скажите как эксперт в этой обл. есть необходимость переживать или же не стоит даже задумываться? Понятное дело что ни одно масло не защитит на все 100 но хотелось бы что бы сердце железного коня пробилось как можно дольше.

    • Петр Меньших

      Дмитрий, привет. О масле для мотора я много беседовал с экспертами. Почитайте эти статьи в блоге, на них есть ссылки и в последнем материале. Меняйте масло, согласно регламенту, указанному в инструкции по эксплуатации. Вы, я понял, производите замену через 10 тыс. пробега. Это даже хорошо. При выборе масла следуйте инструкции по эксплуатации, захотите отвлечься от нее, внимательно изучите советы экспертов в моем блоге. Уверен, Ваш мотор проработает долго.

  • Антон Павлович

    котел бы увидеть тест масел на минусовые температуры (вязкость).

  • Антон Павлович

    …. добрый день.
    сегодня ночью у нас было 30 ниже ноля.
    Авто не завелся с первого раза. масло загустело до такой степени, что еле-еле проворачивался двигатель. В багажнике лежит канистра (BP Visco 5000 5W-40) СИНТЕТИКА! — консистенция содержимого напоминает засахаренный мёд.
    До этого лил «Магнатек» того-же производителя — так то просто горит. Расход до 1.5 литров на 1000 км. Такого «дегтя» я еще не видел.
    Это проблема качества масла BP или официальный дилер под видом масла Castrol продаёт невесть что?!?!

    • Александр

      Именно что невесть что. Заливаю четвертый раз Castrol Magnatec 5W40, рекорд заводки с живым аккумулятором -32 градуса. Доливал за 10000 км грамм 150 каждый раз.

    • Russkiy

      подделка галимая!

    • Russkiy

      «До этого лил «Магнатек» того-же производителя — так то просто горит. Расход до 1.5 литров на 1000 км» — двигатель на ремонт! может колец на поршнях нету,ну там поставить забыли например)))))

  • Владимир

    Спс за статью. Интересно также было бы узнать — когда двигатель расходует масло и его приходится доливать, как это будет влиять на срок службы?

  • Александр

    Коротко, ясно и, благодаря нарочитой грубости, доступно любому читателю. Вопрос используемого масла очень важен, поэтому считаю, что язык статьи оправдан на 100 %. Спасибо, Петр Степанович, за небезразличие ко всем без исключения автолюбителям и их «железным коням»!

  • Виталий

    А пока совет простой: тем, кто больше стоит в пробках, чем ездит, лучше вообще не обращать внимание на пробег, ***А ТУПО МЕНЯТЬ***масло под каждый сезон. Разве это вы???

    • Петр Меньших

      Виталий, правильно, грубовато получилось.Но если представить, что минимальный ежегодный пробег 10-15 тыс. км., то один раз под сезон поменяв масло, можно и дальше соблюдать этот ритм, поглядывая конечно на спидометр и соблюдая периодичность ТО.

  • Виталий

    Петр здравствуйте. Предлагаю провести тест как влияет давление в шинах на проходимость в заснеженных дворах. Я позапрошлой зимой подспустил колеса на своей пятерке и проходимость значительно повысилась. Простое и полезное решение. Если его посоветовать со страниц журнала будет очевидный полезный эффект в масштабах страны. Авто могу предоставить, с Вас Снег и девушки для фото?

    • Петр Меньших

      Виталий, привет. Ваш совет мне нравится, но «ЗР» много раз писал о нем. Давление надо снижать и для проходимости в песке. Но я передам Ваше предложение в отдел эксплуатации.

Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Свежие комментарии

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.