Автомобильные аккумуляторы: отечественные против заграничных

Автомобильные аккумуляторы: отечественные против заграничных
Автор:

Наши автомобильные аккумуляторы – они хуже импортных? Или, если отбросить собственный гонор, примерно такие же? Эксперты ЗР проверили 28 разных батарей с рынка 2012 года.

Приземленные электрофантазии

Ежегодный супертест самых популярных на рынке батарей – фирменное блюдо журнала «За рулем». Всем, кому хочется лично покопаться в цифрах и разобраться в нюансах примененной коллегами методики, отсылаю к ЗР, 2012, №11. А мне захотелось проанализировать итоги этой работы немножко с другой стороны, есть ли в этом примеры из области «отечественное, значит отличное»?

Роллс Ройс  – бар

У БМВ в этом месте аккумулятор, в «Роллс-Ройсе» (на фото) – бар, а где и в каком состоянии перед зимой ваша батарея?

Российских батарей я насчитал 8 из 28 – это примерно 29% от общего числа. Воспоминания о некогда едином государстве невольно выхватили из шеренги иностранцев пару казахских батарей, две белорусских и три украинских – процент «наших» мог бы вырасти до 54 %. Но этой натяжкой пользоваться не хочу: так захочется и бывший соцлагерь привлечь на помощь. Впрочем, честно говоря, даже это не поможет скрасить картину отставания наших «коробок с электричеством». Достаточно взглянуть в конец итоговой таблицы и посмотреть, изделия какой страны заняли четыре нижние строки. Увы…

Конечно, краснеть должны не все. Сибирячки «АКТЕХ» и TYUMEN выступили хорошо: первая поделила 4-6 места, вторая стала восьмой. Их оценки по пятибалльной шкале – соответственно 4,27 и 3,85. Кстати, оценки выше 4 баллов получили всего 7 батарей – россиянка из них одна. Наш средний балл – 2,5. У иностранцев – 3,16.

АКТЕХ класс SLI-PRO 6CT-64L3 (R)

4-6 место АКТЕХ класс SLI-PRO 6CT-64L3(R), Россия, г. Свирск
Ориентировочная цена, руб. 3200
Заявленная емкость, А∙ч 64
Заявленный ток, А 550 (EN)
Масса с электролитом, кг. 15,66
Сибирячка стала третьей при проверке резервной емкости и пятой при проверке заявленным током. Очень хорошее выступление. Только непонятно, почему при взвешивании она не досчиталась заявленного килограмма? Может быть, его-то и не хватило до тройки призеров?

В чем конкретно мы проигрываем? Да ни в чем особенном – всюду по чуть-чуть. Но при этом только «АКТЕХ» мог реально стать бронзовым призером: чтобы обойти словенскую «Топлу», ему не хватило всего 0,05 балла! Замечу, что наш прежний козырь – низкая цена – сегодня уже не работает на нас: та же тюменская батарея, которая десяток лет назад уверенно лидировала по привлекательности ценника, сегодня уже не тягается по этому параметру ни с казахскими, ни с сербскими батареями. А жаль.

topla ENERGY

3 место topla ENERGY
Ориентировочная цена, руб. 4000
Заявленная емкость, А∙ч 66
Заявленный ток, А 570 (EN)
Масса с электролитом, кг. 15,65
Батарейки этого бренда давно завоевали заслуженную популярность, но вот до пьедестала как-то все не добирались. Что ж – свершилось: прекрасные энергетические характеристики нашли свое отражение в протоколе испытаний. Единственное замечание бронзовому призеру – это ценник: мягко говоря, дороговато…

Насчет ценников в свое время высказался директор тюменского аккумуляторного завода. Дескать, никогда и ни при каких обстоятельствах его батареи не смогут догнать по себестоимости какие-нибудь корейские. Причина очевидна: климат! Там, дескать, домик из фанеры построил, и клепай себе батарейки на здоровье, а в Сибири изволь стеклопакеты, отопление, молоко за вредность и т.п.

С этим спорить тяжело. Но тяжело объяснить и другое: почему батареи в хвосте таблицы показали столь жалкие результаты? Цены тут ни при чем, они в расстановке мест не учитывались. Зачем в России продавать то, что на морозе помирает? И почему лидеры таких проблем не знают?

Слабенькие батарейки есть и у иностранцев. Но они обречены: выбор у россиян есть и барахло просто перестанут сюда завозить. Но их отсутствие только поднимет средний балл остальной «сборной мира» – а вот кто будет играть за нас?

В общем, пока что получается, как в футболе. Что-то где-то и когда-то выигрывали «Зенит» или ЦСКА, а «в среднем по больнице» против тех же испанцев нам делать откровенно нечего.

Что и зачем измеряли?

Резервная емкость. Показывает, долго ли холодной дождливой ночью продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Эксперт скажет иначе: за сколько минут напряжение на клеммах батареи, выдающей в нагрузку ток 25 А, снизится до 10,5 В. Измерения проводят при температуре 25 °С. Чем выше результат, тем лучше.

  • Лучший результат – у MULTI: 124 мин.
  • Худший – у avtoSil: 81 мин.

Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батарею в пусковом режиме. Проверку ведут при минус 18° С. Сначала батарею разряжают заявленным током холодной прокрутки Iхп в течение 30 с, затем регистрируют напряжение U30 на ее выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током, равным 60 % от заявленного Iхп, до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают.

Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 0,3 Iхп (U30 – 6,0) t6 Чем выше итоговый показатель, тем лучше.

  •  Лучший результат – у Medalist: 28,21кДж.
  •  Худший – у «Курский Аккумулятор 6СТ-60N»: 10,37 кДж.
Medalist Premium Battery, Delkor Corporation

2 место Medalist Premium Battery, Delkor Corporation
Ориентировочная цена, руб. 3300
Заявленная емкость, А∙ч 62
Заявленный ток, А 600 (EN)
Масса с электролитом, кг. 15,16
Как и всегда эта батарея боролась только за «золото», но… Подвела резервная емкость – лишь седьмой результат. В итоге даже привычные победы в испытаниях заявленным и единым током не помогли вновь добраться до вершины пьедестала. Но высший класс бренда вновь подтвержден: «Медалист» – вице-чемпион!

Приведенная энергия пуска единым током. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Проверку ведут при минус 18° С. Сначала батарею разряжают током 450 А в течение 30 с и регистрируют напряжение U30 на ее полюсных выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током в 270 А до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 135 (U30 – 6,0) t6 Чем выше показатель, тем лучше.

  •  Лучший результат – у Medalist: 34,73 кДж.
  •  Худший – у «Курский Аккумулятор 6СТ-60N»: 6,86 кДж.

Приведенная энергия пуска единым током при минус 29° С. Аналогично предыдущим испытаниям с точностью до температуры. Чем выше показатель, тем лучше.

  •  Лучший результат – у VARTA: 8,85 кДж.
  •  Худшие – у «Курский Аккумулятор 6СТ-60N», START.BAT, «Подольский аккумулятор» 6СТ-62N, ACDelco M62-H3, Energizer Plus EP60-L2X: все они сдались до окончания испытаний.
VARTA BLUE dynamic D43, Johnson Controls

1 место VARTA BLUE dynamic D43, Johnson Controls
Ориентировочная цена, руб. 3600
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 540 (EN)
Масса с электролитом, кг. 14,51
Несмотря на шестое место по резервной емкости, батарея очень уверенно выдержала испытания большими токами, победив при минус 29°С, и в итоге заняла чистое первое место. Именно таких результатов потребители и ждут от громких имен.

Приведенная энергия пуска единым током после проверки на вибростойкость. Вибростойкость – это показатель качества сборки батареи. Изделия закрепляют на деревянном поддоне в задней части «Камаза» с грузовой платформой и трясут в течение 16 часов на крупнобулыжной дороге. Среднеквадратичное значение виброускорений в диапазоне часто 0,7 – 22,4 Гц – 2,77 – 4,29 м/с2.

Замеры токовых характеристик проводят по методике предыдущих пунктов. Чем выше показатель, тем лучше.

  •  Лучший результат – у a mega Innovative Hybrid 6СТ-60-А3: 34,82 кДж.
  •  Худший – у «Курский Аккумулятор 6СТ-60N»: 9,33 кДж.
Battery Kursk 6СТ-60N

28 место Курский Аккумулятор 6СТ-60N, Россия, ООО «Источник тока курский»
Ориентировочная цена, руб. 2800
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 420 (ССА)
Масса с электролитом, кг. 13,67
Так и хочется сказать: позор нации! Минимум заявленного тока, масса на три с лишним кило меньше обещанной, и почти во всех испытаниях хуже всех! На морозе не работает!

Так как же выбрать батарею?

Так как же мне выбирать батарею? Тупо искать в магазине очередного «зарулевского» победителя? Если не хотите обращаться на сервис или к помощи продавца, то алгоритм следующий. Брать надо такую, которая уместится в отведенной ей нише, будь то моторный отсек, багажник или что-то еще (глупо промахнуться на пару сантиметров). Одновременно определяем полярность: смотрим на старую батарею и соображаем, что у нее справа, а что слева? Само собой, что если машина не европейская, то и сами клеммы могут отличаться от большинства привычных как по форме, так и по расположению. После этого выбираем бренд: тут мы однозначно советуем руководствоваться списком наших победителей последних лет и никогда не «клевать» на новичков или аутсайдеров. Даже если их этикетки самые красивые.

Марка батареи, как правило, определяет и ее цену. Заявленные ток и емкость получатся сами собой – исходя из габаритов. Заряжаем батарею, подключаем вместо старой, и – ключ на старт! Удачи!

Результаты испытаний 28 аккумуляторов (в баллах) по критериям оценки

В таблице ниже критерии указаны под NN 1-5
* В скобках для справки приведена исходная резервная емкость батарей на момент приобретения. В распределении мест этот параметр не участвует.
Марка батареи/критерииРезервная емкость после полного зарядаПриведенная энергия пуска заявленным токомПриведенная энергия пуска единым током 450А при минус 18°С.Приведенная энергия пуска единым током 450А при минус 29°С.Приведенная энергия пуска единым током 450А при минус 18°С после виброиспытаний.
баллбаллбаллбаллбаллИтого
1. VARTA BLUE dynamic D434,264,994,885,04,964,82
2. Medalist Premium Battery4,165,05,04,624,714,70
3. topla ENERGY3,884,084,794,424,414,32
4. a-mega Innovative Hybrid 6СТ-60-А33,233,594,964,575,04,27
5. EXIDE Premium EA6404,443,564,663,884,794,27
6. АКТЕХ класс SLI-PRO 6CT-64L3 (R)4,443,654,713,964,614,27
7. Bosch Silver Plus S54,073,954,324,394,194,18
8. TYUMEN BATTERY 6CT-62L4,443,014,233,893,703,85
9. MULTI5,02,214,123,073,733,63
10. FORSE 65 6CT-65A (0)4,723,483,991,033,693,38
11. VORTEX 6CT-62A3 (0)3,233,613,542,673,193,25
12. super PRESIDENT3,142,874,082,403,403,18
13. TN Titan Arctic Silver3,332,573,393,123,123,11
14. GELIOS2,861,973,072,453,713,01
15. BLACK HORSE3,232,763,771,633,643,00
16. Banner Power Bull3,881,863,891,093,922,93
17. ZUBR 6СТ-62А31,652,233,912,983,872,93
18. SZNAJDER PLUS Calcium2,773,613,311,332,862,78
19. Energizer Plus EP60-L2X3,142,763,691,03,122,74
20. ACDelco M62-H33,422,803,231,03,152,72
21. ABSOLUT Art of Power 6СТ-62VL2,952,483,271,692,802,64
22. ВМ 6СТ-60АП3 (VL)2,862,463,191,062,962,51
23. BARS Silver 6СТ-АП33,052,223,161,032,622,42
24. UNIFORCE BLACK 6CT-62A32,021,723,461,502,962,33
25. «Подольский аккумулятор» 6СТ-62N1,841,713,041,02,932,10
26. START.BAT Professional Starter Battery 6CT-62N2,582,191,741,01,661,83
27. avtoSil 6CT-60N1,01,371,971,101,791,45
28. Курский Аккумулятор 6СТ-60N1,281,01,01,01,01,06

Рекомендую прочитать Аккумулятор, на старт! и еще Аккумуляторы автомобильные: какой погорячее

Благодарю эксперта журнала «За рулем» Михаила Колодочкина за помощь в подготовке материала.

Хорошего пуска!

Salon de l'Auto – Paris 2012



  • Александр

    Важно при заряде АКБ, не перегревать их. Для контроля можно использовать цифровые термометры
    http://dis-rostov.ru

  • Виктор Карпенко

    Всем привет, Иван всё зависит от того какой автомобиль, есть или нет доп. электро приборы на авто, как эксплуатируется автомобиль, и т.д. Советовать будут каждый по разному, как говорится сколько людей столько и мнений, наиболие правельным решением будет тебе самому подобрать аккумулятор, ищешь на сайтах подробное описание АКБ и рекомендации к применению, я был удовлетворён на 110% АКБ EXTREME четвёртый год не знаю бед. на сайте http://www.maxion.su есть полное описание большого количиства АКБ и EXTREME в том числе.

  • Антон

    Ну на эту тему можно подискутировать
    Лучшая это MAXION гарантия два года ,пусковой ток хороший(у 55 — 460А)

  • Макс

    Если покупать батарею самостоятельно – надо проявить минимальные знания, что искать в магазине? По собственному опыту советую брать проверенную батарею российского производителя– Электроисточник( г. Саратов): Nitro, Форсаж, Пилот, iBATT, Стандарт.

  • Алекс

    Хорошая статья. И фотки отличные. Для подбора замены акб можно использовать таблицы https://skat-ups.ru/articles/razmery-avtomobilnyh-akkumulyatorov

  • Сергей

    Очень разочарован журналом «За рулем». Был его читателем более 20 лет. Последней каплей был как-раз » Медалист» купленный у прямого дилера. Это аккумулятор для Африканских стран: при минусовой температуре резкое падение плотности. Даже сдать по гарантии не получилось, ОЧЕНЬ ушлые люди его продают. И случай далеко не единичный.

    • Вячеслав

      У меня Medalist 70 ач отработал 6 лет и 6 месяцев — летом в 40 и зимой в 30 как часы! Вчера заменил на другой, не стал заморачиваться с зимними холодами со «старичком». Как и всякая техника аккумулятор требует ухода — периодической подзарядки. Постоянная езда с ближним светом, работа медийных систем и т.д. создаёт «дефицит зарядки». Кроме того, некоторые противоугонные системы при включении «жрут» 150- 200 мА за 24 часа стоянки теряется до 4 ач от ёмкости аккумулятора.Вмести с «дефицитом зарядки» будет достаточно, что бы плотность электролита на холоде сильно падала. Надпись — «Необслуживаемая АКБ» вовсе не обозначает, что за батареей нет необходимости следить. «Зеленый огонёк» на батарее должен быть всегда зеленым. Вот и вся проблема «плохого аккумулятора»

  • Понфитий Баблонкевич

    У меня знакомый в 1998г. приобрел ВАЗ-2104 с подольским АКБ. Ездил до 2005г. Основа АКБ, это свинец и электролит. Если качество одного с компонентов не очень, значит и АКБ никудышняя. В РФ как известно любят экономить начиная с советских времен лозунга-экономика должна быть экономной. Поэтому свинец никудышний, есть в нем примеси, которые снижают его показатели. По себе скажу, езжу давно и на разных авто. Могу сказать, что АКБ, какие только не ставил средне-ценовые, выдерживали максимум 2г.

    • SyncMaster

      в 98 году эти аккумуляторы были хорошими
      В середине 2000х годов на заводе стремительными темпами начали сокращать персонал, цеха начали распродавать, а марка «ПАЗ» до сих пор присутствует в продаже
      Всё потому, что эти наклейки стал клеить Курский завод, чтобы их аккумуляторы хоть как то брали

  • Russkiy

    брать надо средней ценовой категории акум (на гарантии),главное чтоб новый был а не лежалый и всё! обычно они примерно все года 3 ходят +/- 1год,если грамматно эксплуатировать …. не разряжать его до талого ….,кстати курский акум(именно вот такой-же оранжевый) у меня ведь стоял на какой-то из машин,не помню толи я его выкинул,то-ли продал тачку с ним вместе…,помоему он даже после зарядки толком не работает(действительно говенный)!

  • Виталий

    Петр привет! Если можете передайте Карлосу Гону Рено твизи срочно нужен мотор …. бензиновый не более 50 кубиков,… чтоб он стал мопедом вот это будет инновационно и прав не надо…

  • Азат

    Почему не тестировали аккумулятор Tudor?

    • Петр Меньших

      Азат, обычно эксперты «ЗР» тестируют те продукты, которые можно купить в крупных магазинах столицы – таков единый подход к экспертизе компонентов.

  • serg-55

    В советские времена, когда был дефицит, нас спасали лётчики. Мы у них доставали списанные АСТ-132 (авиационные) и сибирская зима ни почём. Ресурса хватало ещё на два года. А иностранщина уже в 80-е утирала нам нос. На пусковых двигателях трактора «Komatsu» стояли 132 АКБ размером с наш 6СТ-75, за ними шла постоянная охота. Аккумуляторы были мощные и безотказные.

  • Сергей

    Зимой короткие пробеги в пробках, масса потребителей энергии, в связи с этим не проще ли покупать обслуживаемую батарею для подзарядки?

Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.