Автомобильные аккумуляторы: отечественные против заграничных
Наши автомобильные аккумуляторы – они хуже импортных? Или, если отбросить собственный гонор, примерно такие же? Эксперты ЗР проверили 28 разных батарей с рынка 2012 года.
Приземленные электрофантазии
Ежегодный супертест самых популярных на рынке батарей – фирменное блюдо журнала «За рулем». Всем, кому хочется лично покопаться в цифрах и разобраться в нюансах примененной коллегами методики, отсылаю к ЗР, 2012, №11. А мне захотелось проанализировать итоги этой работы немножко с другой стороны, есть ли в этом примеры из области «отечественное, значит отличное»?
У БМВ в этом месте аккумулятор, в «Роллс-Ройсе» (на фото) – бар, а где и в каком состоянии перед зимой ваша батарея?
Российских батарей я насчитал 8 из 28 – это примерно 29% от общего числа. Воспоминания о некогда едином государстве невольно выхватили из шеренги иностранцев пару казахских батарей, две белорусских и три украинских – процент «наших» мог бы вырасти до 54 %. Но этой натяжкой пользоваться не хочу: так захочется и бывший соцлагерь привлечь на помощь. Впрочем, честно говоря, даже это не поможет скрасить картину отставания наших «коробок с электричеством». Достаточно взглянуть в конец итоговой таблицы и посмотреть, изделия какой страны заняли четыре нижние строки. Увы…
Конечно, краснеть должны не все. Сибирячки «АКТЕХ» и TYUMEN выступили хорошо: первая поделила 4-6 места, вторая стала восьмой. Их оценки по пятибалльной шкале – соответственно 4,27 и 3,85. Кстати, оценки выше 4 баллов получили всего 7 батарей – россиянка из них одна. Наш средний балл – 2,5. У иностранцев – 3,16.
4-6 место АКТЕХ класс SLI-PRO 6CT-64L3(R), Россия, г. Свирск
Ориентировочная цена, руб. 3200
Заявленная емкость, А∙ч 64
Заявленный ток, А 550 (EN)
Масса с электролитом, кг. 15,66
Сибирячка стала третьей при проверке резервной емкости и пятой при проверке заявленным током. Очень хорошее выступление. Только непонятно, почему при взвешивании она не досчиталась заявленного килограмма? Может быть, его-то и не хватило до тройки призеров?
В чем конкретно мы проигрываем? Да ни в чем особенном – всюду по чуть-чуть. Но при этом только «АКТЕХ» мог реально стать бронзовым призером: чтобы обойти словенскую «Топлу», ему не хватило всего 0,05 балла! Замечу, что наш прежний козырь – низкая цена – сегодня уже не работает на нас: та же тюменская батарея, которая десяток лет назад уверенно лидировала по привлекательности ценника, сегодня уже не тягается по этому параметру ни с казахскими, ни с сербскими батареями. А жаль.
3 место topla ENERGY
Ориентировочная цена, руб. 4000
Заявленная емкость, А∙ч 66
Заявленный ток, А 570 (EN)
Масса с электролитом, кг. 15,65
Батарейки этого бренда давно завоевали заслуженную популярность, но вот до пьедестала как-то все не добирались. Что ж – свершилось: прекрасные энергетические характеристики нашли свое отражение в протоколе испытаний. Единственное замечание бронзовому призеру – это ценник: мягко говоря, дороговато…
Насчет ценников в свое время высказался директор тюменского аккумуляторного завода. Дескать, никогда и ни при каких обстоятельствах его батареи не смогут догнать по себестоимости какие-нибудь корейские. Причина очевидна: климат! Там, дескать, домик из фанеры построил, и клепай себе батарейки на здоровье, а в Сибири изволь стеклопакеты, отопление, молоко за вредность и т.п.
С этим спорить тяжело. Но тяжело объяснить и другое: почему батареи в хвосте таблицы показали столь жалкие результаты? Цены тут ни при чем, они в расстановке мест не учитывались. Зачем в России продавать то, что на морозе помирает? И почему лидеры таких проблем не знают?
Слабенькие батарейки есть и у иностранцев. Но они обречены: выбор у россиян есть и барахло просто перестанут сюда завозить. Но их отсутствие только поднимет средний балл остальной «сборной мира» – а вот кто будет играть за нас?
В общем, пока что получается, как в футболе. Что-то где-то и когда-то выигрывали «Зенит» или ЦСКА, а «в среднем по больнице» против тех же испанцев нам делать откровенно нечего.
Что и зачем измеряли?
Резервная емкость. Показывает, долго ли холодной дождливой ночью продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Эксперт скажет иначе: за сколько минут напряжение на клеммах батареи, выдающей в нагрузку ток 25 А, снизится до 10,5 В. Измерения проводят при температуре 25 °С. Чем выше результат, тем лучше.
- Лучший результат – у MULTI: 124 мин.
- Худший – у avtoSil: 81 мин.
Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батарею в пусковом режиме. Проверку ведут при минус 18° С. Сначала батарею разряжают заявленным током холодной прокрутки Iхп в течение 30 с, затем регистрируют напряжение U30 на ее выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током, равным 60 % от заявленного Iхп, до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают.
Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 0,3 Iхп (U30 – 6,0) t6 Чем выше итоговый показатель, тем лучше.
- Лучший результат – у Medalist: 28,21кДж.
- Худший – у «Курский Аккумулятор 6СТ-60N»: 10,37 кДж.
2 место Medalist Premium Battery, Delkor Corporation
Ориентировочная цена, руб. 3300
Заявленная емкость, А∙ч 62
Заявленный ток, А 600 (EN)
Масса с электролитом, кг. 15,16
Как и всегда эта батарея боролась только за «золото», но… Подвела резервная емкость – лишь седьмой результат. В итоге даже привычные победы в испытаниях заявленным и единым током не помогли вновь добраться до вершины пьедестала. Но высший класс бренда вновь подтвержден: «Медалист» – вице-чемпион!
Приведенная энергия пуска единым током. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Проверку ведут при минус 18° С. Сначала батарею разряжают током 450 А в течение 30 с и регистрируют напряжение U30 на ее полюсных выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током в 270 А до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 135 (U30 – 6,0) t6 Чем выше показатель, тем лучше.
- Лучший результат – у Medalist: 34,73 кДж.
- Худший – у «Курский Аккумулятор 6СТ-60N»: 6,86 кДж.
Приведенная энергия пуска единым током при минус 29° С. Аналогично предыдущим испытаниям с точностью до температуры. Чем выше показатель, тем лучше.
- Лучший результат – у VARTA: 8,85 кДж.
- Худшие – у «Курский Аккумулятор 6СТ-60N», START.BAT, «Подольский аккумулятор» 6СТ-62N, ACDelco M62-H3, Energizer Plus EP60-L2X: все они сдались до окончания испытаний.
1 место VARTA BLUE dynamic D43, Johnson Controls
Ориентировочная цена, руб. 3600
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 540 (EN)
Масса с электролитом, кг. 14,51
Несмотря на шестое место по резервной емкости, батарея очень уверенно выдержала испытания большими токами, победив при минус 29°С, и в итоге заняла чистое первое место. Именно таких результатов потребители и ждут от громких имен.
Приведенная энергия пуска единым током после проверки на вибростойкость. Вибростойкость – это показатель качества сборки батареи. Изделия закрепляют на деревянном поддоне в задней части «Камаза» с грузовой платформой и трясут в течение 16 часов на крупнобулыжной дороге. Среднеквадратичное значение виброускорений в диапазоне часто 0,7 – 22,4 Гц – 2,77 – 4,29 м/с2.
Замеры токовых характеристик проводят по методике предыдущих пунктов. Чем выше показатель, тем лучше.
- Лучший результат – у a mega Innovative Hybrid 6СТ-60-А3: 34,82 кДж.
- Худший – у «Курский Аккумулятор 6СТ-60N»: 9,33 кДж.
28 место Курский Аккумулятор 6СТ-60N, Россия, ООО «Источник тока курский»
Ориентировочная цена, руб. 2800
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 420 (ССА)
Масса с электролитом, кг. 13,67
Так и хочется сказать: позор нации! Минимум заявленного тока, масса на три с лишним кило меньше обещанной, и почти во всех испытаниях хуже всех! На морозе не работает!
Так как же выбрать батарею?
Так как же мне выбирать батарею? Тупо искать в магазине очередного «зарулевского» победителя? Если не хотите обращаться на сервис или к помощи продавца, то алгоритм следующий. Брать надо такую, которая уместится в отведенной ей нише, будь то моторный отсек, багажник или что-то еще (глупо промахнуться на пару сантиметров). Одновременно определяем полярность: смотрим на старую батарею и соображаем, что у нее справа, а что слева? Само собой, что если машина не европейская, то и сами клеммы могут отличаться от большинства привычных как по форме, так и по расположению. После этого выбираем бренд: тут мы однозначно советуем руководствоваться списком наших победителей последних лет и никогда не «клевать» на новичков или аутсайдеров. Даже если их этикетки самые красивые.
Марка батареи, как правило, определяет и ее цену. Заявленные ток и емкость получатся сами собой – исходя из габаритов. Заряжаем батарею, подключаем вместо старой, и – ключ на старт! Удачи!
Результаты испытаний 28 аккумуляторов (в баллах) по критериям оценки
В таблице ниже критерии указаны под NN 1-5 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Марка батареи/критерии | Резервная емкость после полного заряда | Приведенная энергия пуска заявленным током | Приведенная энергия пуска единым током 450А при минус 18°С. | Приведенная энергия пуска единым током 450А при минус 29°С. | Приведенная энергия пуска единым током 450А при минус 18°С после виброиспытаний. | |
балл | балл | балл | балл | балл | Итого | |
1. VARTA BLUE dynamic D43 | 4,26 | 4,99 | 4,88 | 5,0 | 4,96 | 4,82 |
2. Medalist Premium Battery | 4,16 | 5,0 | 5,0 | 4,62 | 4,71 | 4,70 |
3. topla ENERGY | 3,88 | 4,08 | 4,79 | 4,42 | 4,41 | 4,32 |
4. a-mega Innovative Hybrid 6СТ-60-А3 | 3,23 | 3,59 | 4,96 | 4,57 | 5,0 | 4,27 |
5. EXIDE Premium EA640 | 4,44 | 3,56 | 4,66 | 3,88 | 4,79 | 4,27 |
6. АКТЕХ класс SLI-PRO 6CT-64L3 (R) | 4,44 | 3,65 | 4,71 | 3,96 | 4,61 | 4,27 |
7. Bosch Silver Plus S5 | 4,07 | 3,95 | 4,32 | 4,39 | 4,19 | 4,18 |
8. TYUMEN BATTERY 6CT-62L | 4,44 | 3,01 | 4,23 | 3,89 | 3,70 | 3,85 |
9. MULTI | 5,0 | 2,21 | 4,12 | 3,07 | 3,73 | 3,63 |
10. FORSE 65 6CT-65A (0) | 4,72 | 3,48 | 3,99 | 1,03 | 3,69 | 3,38 |
11. VORTEX 6CT-62A3 (0) | 3,23 | 3,61 | 3,54 | 2,67 | 3,19 | 3,25 |
12. super PRESIDENT | 3,14 | 2,87 | 4,08 | 2,40 | 3,40 | 3,18 |
13. TN Titan Arctic Silver | 3,33 | 2,57 | 3,39 | 3,12 | 3,12 | 3,11 |
14. GELIOS | 2,86 | 1,97 | 3,07 | 2,45 | 3,71 | 3,01 |
15. BLACK HORSE | 3,23 | 2,76 | 3,77 | 1,63 | 3,64 | 3,00 |
16. Banner Power Bull | 3,88 | 1,86 | 3,89 | 1,09 | 3,92 | 2,93 |
17. ZUBR 6СТ-62А3 | 1,65 | 2,23 | 3,91 | 2,98 | 3,87 | 2,93 |
18. SZNAJDER PLUS Calcium | 2,77 | 3,61 | 3,31 | 1,33 | 2,86 | 2,78 |
19. Energizer Plus EP60-L2X | 3,14 | 2,76 | 3,69 | 1,0 | 3,12 | 2,74 |
20. ACDelco M62-H3 | 3,42 | 2,80 | 3,23 | 1,0 | 3,15 | 2,72 |
21. ABSOLUT Art of Power 6СТ-62VL | 2,95 | 2,48 | 3,27 | 1,69 | 2,80 | 2,64 |
22. ВМ 6СТ-60АП3 (VL) | 2,86 | 2,46 | 3,19 | 1,06 | 2,96 | 2,51 |
23. BARS Silver 6СТ-АП3 | 3,05 | 2,22 | 3,16 | 1,03 | 2,62 | 2,42 |
24. UNIFORCE BLACK 6CT-62A3 | 2,02 | 1,72 | 3,46 | 1,50 | 2,96 | 2,33 |
25. «Подольский аккумулятор» 6СТ-62N | 1,84 | 1,71 | 3,04 | 1,0 | 2,93 | 2,10 |
26. START.BAT Professional Starter Battery 6CT-62N | 2,58 | 2,19 | 1,74 | 1,0 | 1,66 | 1,83 |
27. avtoSil 6CT-60N | 1,0 | 1,37 | 1,97 | 1,10 | 1,79 | 1,45 |
28. Курский Аккумулятор 6СТ-60N | 1,28 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,06 |
* В скобках для справки приведена исходная резервная емкость батарей на момент приобретения. В распределении мест этот параметр не участвует. |
Рекомендую прочитать Аккумулятор, на старт! и еще Аккумуляторы автомобильные: какой погорячее
Благодарю эксперта журнала «За рулем» Михаила Колодочкина за помощь в подготовке материала.
Хорошего пуска!