Автомобильные аккумуляторы: отечественные против заграничных

Автомобильные аккумуляторы: отечественные против заграничных
Автор:

Наши автомобильные аккумуляторы – они хуже импортных? Или, если отбросить собственный гонор, примерно такие же? Эксперты ЗР проверили 28 разных батарей с рынка 2012 года.

Приземленные электрофантазии

Ежегодный супертест самых популярных на рынке батарей – фирменное блюдо журнала «За рулем». Всем, кому хочется лично покопаться в цифрах и разобраться в нюансах примененной коллегами методики, отсылаю к ЗР, 2012, №11. А мне захотелось проанализировать итоги этой работы немножко с другой стороны, есть ли в этом примеры из области «отечественное, значит отличное»?

Роллс Ройс  – бар

У БМВ в этом месте аккумулятор, в «Роллс-Ройсе» (на фото) – бар, а где и в каком состоянии перед зимой ваша батарея?

Российских батарей я насчитал 8 из 28 – это примерно 29% от общего числа. Воспоминания о некогда едином государстве невольно выхватили из шеренги иностранцев пару казахских батарей, две белорусских и три украинских – процент «наших» мог бы вырасти до 54 %. Но этой натяжкой пользоваться не хочу: так захочется и бывший соцлагерь привлечь на помощь. Впрочем, честно говоря, даже это не поможет скрасить картину отставания наших «коробок с электричеством». Достаточно взглянуть в конец итоговой таблицы и посмотреть, изделия какой страны заняли четыре нижние строки. Увы…

Конечно, краснеть должны не все. Сибирячки «АКТЕХ» и TYUMEN выступили хорошо: первая поделила 4-6 места, вторая стала восьмой. Их оценки по пятибалльной шкале – соответственно 4,27 и 3,85. Кстати, оценки выше 4 баллов получили всего 7 батарей – россиянка из них одна. Наш средний балл – 2,5. У иностранцев – 3,16.

АКТЕХ класс SLI-PRO 6CT-64L3 (R)

4-6 место АКТЕХ класс SLI-PRO 6CT-64L3(R), Россия, г. Свирск
Ориентировочная цена, руб. 3200
Заявленная емкость, А∙ч 64
Заявленный ток, А 550 (EN)
Масса с электролитом, кг. 15,66
Сибирячка стала третьей при проверке резервной емкости и пятой при проверке заявленным током. Очень хорошее выступление. Только непонятно, почему при взвешивании она не досчиталась заявленного килограмма? Может быть, его-то и не хватило до тройки призеров?

В чем конкретно мы проигрываем? Да ни в чем особенном – всюду по чуть-чуть. Но при этом только «АКТЕХ» мог реально стать бронзовым призером: чтобы обойти словенскую «Топлу», ему не хватило всего 0,05 балла! Замечу, что наш прежний козырь – низкая цена – сегодня уже не работает на нас: та же тюменская батарея, которая десяток лет назад уверенно лидировала по привлекательности ценника, сегодня уже не тягается по этому параметру ни с казахскими, ни с сербскими батареями. А жаль.

topla ENERGY

3 место topla ENERGY
Ориентировочная цена, руб. 4000
Заявленная емкость, А∙ч 66
Заявленный ток, А 570 (EN)
Масса с электролитом, кг. 15,65
Батарейки этого бренда давно завоевали заслуженную популярность, но вот до пьедестала как-то все не добирались. Что ж – свершилось: прекрасные энергетические характеристики нашли свое отражение в протоколе испытаний. Единственное замечание бронзовому призеру – это ценник: мягко говоря, дороговато…

Насчет ценников в свое время высказался директор тюменского аккумуляторного завода. Дескать, никогда и ни при каких обстоятельствах его батареи не смогут догнать по себестоимости какие-нибудь корейские. Причина очевидна: климат! Там, дескать, домик из фанеры построил, и клепай себе батарейки на здоровье, а в Сибири изволь стеклопакеты, отопление, молоко за вредность и т.п.

С этим спорить тяжело. Но тяжело объяснить и другое: почему батареи в хвосте таблицы показали столь жалкие результаты? Цены тут ни при чем, они в расстановке мест не учитывались. Зачем в России продавать то, что на морозе помирает? И почему лидеры таких проблем не знают?

Слабенькие батарейки есть и у иностранцев. Но они обречены: выбор у россиян есть и барахло просто перестанут сюда завозить. Но их отсутствие только поднимет средний балл остальной «сборной мира» – а вот кто будет играть за нас?

В общем, пока что получается, как в футболе. Что-то где-то и когда-то выигрывали «Зенит» или ЦСКА, а «в среднем по больнице» против тех же испанцев нам делать откровенно нечего.

Что и зачем измеряли?

Резервная емкость. Показывает, долго ли холодной дождливой ночью продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Эксперт скажет иначе: за сколько минут напряжение на клеммах батареи, выдающей в нагрузку ток 25 А, снизится до 10,5 В. Измерения проводят при температуре 25 °С. Чем выше результат, тем лучше.

  • Лучший результат – у MULTI: 124 мин.
  • Худший – у avtoSil: 81 мин.

Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батарею в пусковом режиме. Проверку ведут при минус 18° С. Сначала батарею разряжают заявленным током холодной прокрутки Iхп в течение 30 с, затем регистрируют напряжение U30 на ее выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током, равным 60 % от заявленного Iхп, до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают.

Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 0,3 Iхп (U30 – 6,0) t6 Чем выше итоговый показатель, тем лучше.

  •  Лучший результат – у Medalist: 28,21кДж.
  •  Худший – у «Курский Аккумулятор 6СТ-60N»: 10,37 кДж.
Medalist Premium Battery, Delkor Corporation

2 место Medalist Premium Battery, Delkor Corporation
Ориентировочная цена, руб. 3300
Заявленная емкость, А∙ч 62
Заявленный ток, А 600 (EN)
Масса с электролитом, кг. 15,16
Как и всегда эта батарея боролась только за «золото», но… Подвела резервная емкость – лишь седьмой результат. В итоге даже привычные победы в испытаниях заявленным и единым током не помогли вновь добраться до вершины пьедестала. Но высший класс бренда вновь подтвержден: «Медалист» – вице-чемпион!

Приведенная энергия пуска единым током. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Проверку ведут при минус 18° С. Сначала батарею разряжают током 450 А в течение 30 с и регистрируют напряжение U30 на ее полюсных выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током в 270 А до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 135 (U30 – 6,0) t6 Чем выше показатель, тем лучше.

  •  Лучший результат – у Medalist: 34,73 кДж.
  •  Худший – у «Курский Аккумулятор 6СТ-60N»: 6,86 кДж.

Приведенная энергия пуска единым током при минус 29° С. Аналогично предыдущим испытаниям с точностью до температуры. Чем выше показатель, тем лучше.

  •  Лучший результат – у VARTA: 8,85 кДж.
  •  Худшие – у «Курский Аккумулятор 6СТ-60N», START.BAT, «Подольский аккумулятор» 6СТ-62N, ACDelco M62-H3, Energizer Plus EP60-L2X: все они сдались до окончания испытаний.
VARTA BLUE dynamic D43, Johnson Controls

1 место VARTA BLUE dynamic D43, Johnson Controls
Ориентировочная цена, руб. 3600
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 540 (EN)
Масса с электролитом, кг. 14,51
Несмотря на шестое место по резервной емкости, батарея очень уверенно выдержала испытания большими токами, победив при минус 29°С, и в итоге заняла чистое первое место. Именно таких результатов потребители и ждут от громких имен.

Приведенная энергия пуска единым током после проверки на вибростойкость. Вибростойкость – это показатель качества сборки батареи. Изделия закрепляют на деревянном поддоне в задней части «Камаза» с грузовой платформой и трясут в течение 16 часов на крупнобулыжной дороге. Среднеквадратичное значение виброускорений в диапазоне часто 0,7 – 22,4 Гц – 2,77 – 4,29 м/с2.

Замеры токовых характеристик проводят по методике предыдущих пунктов. Чем выше показатель, тем лучше.

  •  Лучший результат – у a mega Innovative Hybrid 6СТ-60-А3: 34,82 кДж.
  •  Худший – у «Курский Аккумулятор 6СТ-60N»: 9,33 кДж.
Battery Kursk 6СТ-60N

28 место Курский Аккумулятор 6СТ-60N, Россия, ООО «Источник тока курский»
Ориентировочная цена, руб. 2800
Заявленная емкость, А∙ч 60
Заявленный ток, А 420 (ССА)
Масса с электролитом, кг. 13,67
Так и хочется сказать: позор нации! Минимум заявленного тока, масса на три с лишним кило меньше обещанной, и почти во всех испытаниях хуже всех! На морозе не работает!

Так как же выбрать батарею?

Так как же мне выбирать батарею? Тупо искать в магазине очередного «зарулевского» победителя? Если не хотите обращаться на сервис или к помощи продавца, то алгоритм следующий. Брать надо такую, которая уместится в отведенной ей нише, будь то моторный отсек, багажник или что-то еще (глупо промахнуться на пару сантиметров). Одновременно определяем полярность: смотрим на старую батарею и соображаем, что у нее справа, а что слева? Само собой, что если машина не европейская, то и сами клеммы могут отличаться от большинства привычных как по форме, так и по расположению. После этого выбираем бренд: тут мы однозначно советуем руководствоваться списком наших победителей последних лет и никогда не «клевать» на новичков или аутсайдеров. Даже если их этикетки самые красивые.

Марка батареи, как правило, определяет и ее цену. Заявленные ток и емкость получатся сами собой – исходя из габаритов. Заряжаем батарею, подключаем вместо старой, и – ключ на старт! Удачи!

Результаты испытаний 28 аккумуляторов (в баллах) по критериям оценки

В таблице ниже критерии указаны под NN 1-5
* В скобках для справки приведена исходная резервная емкость батарей на момент приобретения. В распределении мест этот параметр не участвует.
Марка батареи/критерииРезервная емкость после полного зарядаПриведенная энергия пуска заявленным токомПриведенная энергия пуска единым током 450А при минус 18°С.Приведенная энергия пуска единым током 450А при минус 29°С.Приведенная энергия пуска единым током 450А при минус 18°С после виброиспытаний.
баллбаллбаллбаллбаллИтого
1. VARTA BLUE dynamic D434,264,994,885,04,964,82
2. Medalist Premium Battery4,165,05,04,624,714,70
3. topla ENERGY3,884,084,794,424,414,32
4. a-mega Innovative Hybrid 6СТ-60-А33,233,594,964,575,04,27
5. EXIDE Premium EA6404,443,564,663,884,794,27
6. АКТЕХ класс SLI-PRO 6CT-64L3 (R)4,443,654,713,964,614,27
7. Bosch Silver Plus S54,073,954,324,394,194,18
8. TYUMEN BATTERY 6CT-62L4,443,014,233,893,703,85
9. MULTI5,02,214,123,073,733,63
10. FORSE 65 6CT-65A (0)4,723,483,991,033,693,38
11. VORTEX 6CT-62A3 (0)3,233,613,542,673,193,25
12. super PRESIDENT3,142,874,082,403,403,18
13. TN Titan Arctic Silver3,332,573,393,123,123,11
14. GELIOS2,861,973,072,453,713,01
15. BLACK HORSE3,232,763,771,633,643,00
16. Banner Power Bull3,881,863,891,093,922,93
17. ZUBR 6СТ-62А31,652,233,912,983,872,93
18. SZNAJDER PLUS Calcium2,773,613,311,332,862,78
19. Energizer Plus EP60-L2X3,142,763,691,03,122,74
20. ACDelco M62-H33,422,803,231,03,152,72
21. ABSOLUT Art of Power 6СТ-62VL2,952,483,271,692,802,64
22. ВМ 6СТ-60АП3 (VL)2,862,463,191,062,962,51
23. BARS Silver 6СТ-АП33,052,223,161,032,622,42
24. UNIFORCE BLACK 6CT-62A32,021,723,461,502,962,33
25. «Подольский аккумулятор» 6СТ-62N1,841,713,041,02,932,10
26. START.BAT Professional Starter Battery 6CT-62N2,582,191,741,01,661,83
27. avtoSil 6CT-60N1,01,371,971,101,791,45
28. Курский Аккумулятор 6СТ-60N1,281,01,01,01,01,06

Рекомендую прочитать Аккумулятор, на старт! и еще Аккумуляторы автомобильные: какой погорячее

Благодарю эксперта журнала «За рулем» Михаила Колодочкина за помощь в подготовке материала.

Хорошего пуска!

Salon de l'Auto – Paris 2012



  • Алекс

    Хорошая статья. И фотки отличные. Для подбора замены акб можно использовать таблицы https://skat-ups.ru/articles/razmery-avtomobilnyh-akkumulyatorov

  • Сергей

    Очень разочарован журналом «За рулем». Был его читателем более 20 лет. Последней каплей был как-раз » Медалист» купленный у прямого дилера. Это аккумулятор для Африканских стран: при минусовой температуре резкое падение плотности. Даже сдать по гарантии не получилось, ОЧЕНЬ ушлые люди его продают. И случай далеко не единичный.

    • Вячеслав

      У меня Medalist 70 ач отработал 6 лет и 6 месяцев — летом в 40 и зимой в 30 как часы! Вчера заменил на другой, не стал заморачиваться с зимними холодами со «старичком». Как и всякая техника аккумулятор требует ухода — периодической подзарядки. Постоянная езда с ближним светом, работа медийных систем и т.д. создаёт «дефицит зарядки». Кроме того, некоторые противоугонные системы при включении «жрут» 150- 200 мА за 24 часа стоянки теряется до 4 ач от ёмкости аккумулятора.Вмести с «дефицитом зарядки» будет достаточно, что бы плотность электролита на холоде сильно падала. Надпись — «Необслуживаемая АКБ» вовсе не обозначает, что за батареей нет необходимости следить. «Зеленый огонёк» на батарее должен быть всегда зеленым. Вот и вся проблема «плохого аккумулятора»

  • Понфитий Баблонкевич

    У меня знакомый в 1998г. приобрел ВАЗ-2104 с подольским АКБ. Ездил до 2005г. Основа АКБ, это свинец и электролит. Если качество одного с компонентов не очень, значит и АКБ никудышняя. В РФ как известно любят экономить начиная с советских времен лозунга-экономика должна быть экономной. Поэтому свинец никудышний, есть в нем примеси, которые снижают его показатели. По себе скажу, езжу давно и на разных авто. Могу сказать, что АКБ, какие только не ставил средне-ценовые, выдерживали максимум 2г.

    • SyncMaster

      в 98 году эти аккумуляторы были хорошими
      В середине 2000х годов на заводе стремительными темпами начали сокращать персонал, цеха начали распродавать, а марка «ПАЗ» до сих пор присутствует в продаже
      Всё потому, что эти наклейки стал клеить Курский завод, чтобы их аккумуляторы хоть как то брали

  • Russkiy

    брать надо средней ценовой категории акум (на гарантии),главное чтоб новый был а не лежалый и всё! обычно они примерно все года 3 ходят +/- 1год,если грамматно эксплуатировать …. не разряжать его до талого ….,кстати курский акум(именно вот такой-же оранжевый) у меня ведь стоял на какой-то из машин,не помню толи я его выкинул,то-ли продал тачку с ним вместе…,помоему он даже после зарядки толком не работает(действительно говенный)!

  • Виталий

    Петр привет! Если можете передайте Карлосу Гону Рено твизи срочно нужен мотор …. бензиновый не более 50 кубиков,… чтоб он стал мопедом вот это будет инновационно и прав не надо…

  • Азат

    Почему не тестировали аккумулятор Tudor?

    • Петр Меньших

      Азат, обычно эксперты «ЗР» тестируют те продукты, которые можно купить в крупных магазинах столицы – таков единый подход к экспертизе компонентов.

  • serg-55

    В советские времена, когда был дефицит, нас спасали лётчики. Мы у них доставали списанные АСТ-132 (авиационные) и сибирская зима ни почём. Ресурса хватало ещё на два года. А иностранщина уже в 80-е утирала нам нос. На пусковых двигателях трактора «Komatsu» стояли 132 АКБ размером с наш 6СТ-75, за ними шла постоянная охота. Аккумуляторы были мощные и безотказные.

  • Сергей

    Зимой короткие пробеги в пробках, масса потребителей энергии, в связи с этим не проще ли покупать обслуживаемую батарею для подзарядки?

Проверь себя!

Угадай авто на картинке и выиграй путешествие!

Проверь себя! Угадай авто на картинке и выиграй путешествие.

Подписаться на блог по email

Введите адрес электронной почты:

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.