Бензин: контрольная заправка

Бензин: контрольная заправка
Автор:

Дюжину 95-х бензинов проверили на качество коллеги из «ЗР», пересекшие Россию с юга на север. Когда-то и я занимался этой работой, похожей в те годы на детективное расследование. Тогда обманывали нас все – от верхнего местного милицейского начальства до обычной заправщицы по прозвищу «королева бензоколонки». С тех пор прошло немало лет, но мы по-прежнему не совсем спокойны за свой автомобиль, вставляя в бак пистолет.

Откровенная дрянь моим коллегам не попалась. В то же время здесь есть небольшой элемент лукавства, поскольку заведомо сомнительные АЗС они просто игнорировали. Впрочем, сколько можно писать о том, что не нужно заправлять машины из бензовозов? Поэтому общий подход представляется разумным.

АЗС России

За последний год прейскурант заметно изменился, но повышение цен на топливо у нас не связано с гарантией его качественной стабильности.

Дюжина 95-х бензинов в целом оказалась очень даже неплохой: лишь два явно некондиционные (см. таблицы внизу). В обоих – проблемы с октановым числом плюс явный перебор бензола и серы. Такие топлива опасны и для окружающей среды, и для современного мотора. Но гораздо удивительнее другое: по составу все бензины оказались не хуже третьего класса, а половина – даже четвертого.

Что касается нашумевшего сравнения с Угандой, то тогда международные эксперты анализировали топлива по содержанию серы. Смотрим в таблицу – из двенадцати проб топлива – восемь (!) уложились в 50 ррм серы, то есть в требования класса 4, при этом два из них вообще залезли в требования класса 5! Еще два – уверенный класс 3. И это – не из центра Москвы, а по России!

Добровольно проверяем!

Проверяем без предупреждения.

Кстати, а что можно и чего нельзя лить в бензин для получения нужного октанового числа? Согласно Техническому Регламенту особо то ничего лить и нечего! Все, содержащее свинец, марганец и столь любимое нефтяниками еще не так давно железо (в виде ферроцена) – нельзя! Обожаемый спортсменами метанол – опять же нельзя! Очень дешевая и эффективная, потому также приятная бензинщикам присадка монометиланилин (жуткая ядовитая гадость) – ограничена смешными 1,5%, не способными как-то кардинально создать «95-й» из «80-го».

Что же остается? Некоторые спирты и эфиры. Например – этанол! Можно аж до 5% к объему топлива! Но для русского человека лить вкуснейший пищевой продукт в бензобак – это великое преступление. А, если серьезно, то наши Большие Начальники обложили топливный этанол такими же акцизами, как пищевой. Использовать его стало очень накладно… Хотя во всем мире именно он является чуть ли не единственной разрешенной присадкой… В отличие от человека, «спиртус-вини» ни мотору, ни природе особо не вредит.

А еще у нас разрешен, причем в больших объемах, метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) – его можно лить в бензин до 15%. Кстати, в Штатах и он запрещен – экологию портит основательно. Кто не верит – достаточно понюхать его, обещаем незабываемые ощущения! При этом он не очень эффективно повышает октановое число, зато заметно снижает «калорийность» топлива, поэтому его перебор мотор сразу ощущает. И это вполне подтвердили зарулевские испытания.

Проверяем Качество 95 бензина в России

Всех, интересующихся цифрами, приглашаю изучить таблицы с требованиями к бензинам и результатами их проверки. Современная маркировка топлива обязана соответствовать новому ГОСТ Р 54283-2010 «Топлива моторные. Единое обозначение автомобильных бензинов и дизельных топлив, находящихся в обращении на территории Российской Федерации». В небытие ушли всякие «Премиумы» и «Суперы», все стало понятнее и проще. Теперь в обозначении бензинов присутствует только октановое число, определенное по исследовательскому методу, и экологический класс топлива. Например, «АИ-95-4» – топливо автомобильное, с ОЧИ не ниже 95 единиц, 4-го экологического класса.

Автомобилю с таким мотором наше топливо не навредит

Автомобилю с таким мотором наше топливо не навредит, если заливать его на АЗС с известными брендами. Выбор марки – от зарубежных до нашего «Лукойла».

А что будет, если заправлять машину «Евро-4» не топливом соответствующего экологического класса, а «чуть хуже»? Сразу ничего страшного не произойдет – возможно, что в отдаленном будущем, снизится ресурс катализатора. Но лучше, как мы всегда и утверждали, сразу выбирать заведомо известную АЗС с «громким» брендом. Риск повредить автомобиль при этом крайне низок.

Благодарю Михаила Колодочкина за помощь в подготовке материала.

Словарик (что и зачем проверяли?)

  • Октановое число (ОЧ) – основной параметр бензина, определяющий его детонационную стойкость. Определяли октановые числа по исследовательскому и моторному методам – это два параметра, характеризующих поведение бензина на разных режимах работы мотора.
  • Объемная доля углеводородов – содержание ароматических углеводородов влияет на токсичность, увеличивает склонность к отложениям, содержание олефинов определяет стабильность бензинов при длительном хранении.
  • Массовая доля кислорода – производная от содержания оксигенатов, опосредовано ограничивает предельную долю их содержания в топливе.
  • Объемная доля бензола. Бензол – носитель канцерогенной опасности. Его содержание сейчас резко ограничивают – не более 1%.
  • Концентрация серы – этот параметр влияет на экологию и на ресурс, в первую очередь – нейтрализаторов отработавших газов.
  • Концентрация смол. Влияет на ресурс двигателя, начиная от зависания клапанов, и заканчивая залеганием поршневых колец.
  • Объемная доля и состав оксигенатов. Эти компоненты снижают теплотворную способность бензинов, повышают его агрессивность к резинам и пластикам.
  • Содержание МТБЭ – одна из составляющих оксигенатов, степень влияния см. выше.
  • Концентрация марганца и железа. Металлосодержащие антидетонаторы запрещены!
  • Моторные показатели. Показывают поведение реального мотора в зависимости от параметров заливаемого топлива.
  • Объемная доля ММА – одна из составляющих ароматики в топливе, при больших концентрациях увеличивает канцерогенную опасность топлива, ухудшает процесс его сгорания и увеличивает склонность к отложениям.

Требования к характеристикам автомобильных бензинов

ПараметрыКласс 2Класс 3Класс 4Класс 5
Массовая доля серы, мг/кг, не более5001505010
Объемная доля бензола, %, не более5111
Концентрация железа, мг/дм3, не болееотсутствиеотсутствиеотсутствиеотсутствие
Концентрация марганца, мг/дм3, не болееотсутствиеотсутствиеотсутствиеотсутствие
Концентрация свинца, мг/дм3, не болееотсутствиеотсутствиеотсутствиеотсутствие
Массовая доля кислорода, %, не болеене нормирована2,72,72,7
Объемная доля углеводородов, %, не более:
Ароматическихне нормирована423535
Олефиновыхне нормирована181818
Объемная доля оксигенатов, %, не более:
Метанолане нормированаотсутствиеотсутствиеотсутствие
Этанолане нормирована555
Изопропанолане нормирована101010
Третбутанолане нормирована777
Изобутанолане нормирована101010
Эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекулене нормирована151515
Других оксигенатов (с темп конца кипения не выше 210 С)не нормирована101010

Моторные показатели проверенных бензинов

Усредненный за цикл испытаний эффект изменения параметра, %
ОбластьМощностьРасход топливаСОСНNOx
Примечание: Красным цветом показано ухудшение показателей, зеленым – улучшение; синим отмечены результаты, сопоставимые с точностью измерений.
Калмыкия- 1,32+ 2,20- 5,22+ 6,03+ 5,67
Волгоградская- 2,64 + 2,15- 8,77+ 7,14+ 8,74
Воронежская- 0,88+ 1,09- 1,56- 1,03+ 1,83
Тамбовская- 2,20+ 2,41 + 7,93+ 5 8,2- 3,53
Владимирская- 5,73 + 4,67+ 12,07+ 16,70- 7,60
Москва- 1,32 + 1,24+ 0,63- 3,09+ 2,21
Ярославская0,00,00,00,00,0
Костромская+ 0,88- 0,16+ 0,98+ 5,78- 1,75
Архангельская+ 0,86+ 0,35- 5,22+ 4,60- 4,27
Вологодск- 2,20+ 1,64- 5,43+ 4,95+ 3,29
Ленинградская- 1,76+ 2,19- 7,25+ 8,87+ 5,49
Карелия- 0,44- 0,94+ 1,42+ 0,62- 3,08

Физико-химические параметры проверенных бензинов

КалмыкияВолгоградская областьВоронежская областьТамбовская областьВладимирская областьМосква
Октановое число по исследовательскому методу, ед.ГОСТ 822695,095,595,395,694,795,8
Октановое число по моторному методу, ед.ГОСТ 51186,686,886,884,982,985,4
Содержание ароматических углеводородов, об.%ГОСТ Р 5271434,432,034,130,031,330,8
Содержание олефиновых углеводородов, %ГОСТ Р 52714Менее 1,0Менее 1,03,73,69,49,4
Массовая доля кислорода, %ГОСТ Р ЕН 131321,091,450,940,540,671,37
Содержание бензола, об.%ГОСТ Р ЕН 121770,660,660,382,003,270,76
Содержание серы, мг/кгГОСТ Р 526603,23,33346818636
Концентрация фактических смол, мг/ дм3ГОСТ 1567
Объемная доля оксигенатов,%:
эфиров (С5 и выше)ГОСТ Р ЕН 13132
метанола
этанола
изопропилового спирта7,09,36,03,58,74,2
изобутилового спирта
третбутилового спирта
других оксигенатов
Содержание МТБЭ,%ГОСТ Р ЕН 131327,09,36,03,20,56,4
Объемная доля ММА,%ГОСТ Р 543230,4
Концентрация марганца, мг/дм3ГОСТ Р 51925
Концентрация железа, мг/дм3ГОСТ Р 52530
Ярославская областьКостромская областьАрхангельская областьВологодская областьЛенинградская областьКарелия
Октановое число по исследовательскому методу, ед.ГОСТ 822695,095,595,895,895,795,9
Октановое число по моторному методу, ед.ГОСТ 51186,886,386,486,186,886,8
Содержание ароматических углеводородов, об.%ГОСТ Р 5271436,834,540,432,036,135,0
Содержание олефиновых углеводородов, %ГОСТ Р 527144,87,61,97,81,04,1
Массовая доля кислорода, %ГОСТ Р ЕН 131320,370,230,951,271,350,5
Содержание бензола, об.%ГОСТ Р ЕН 121770,220,300,600,570,420,29
Содержание серы, мг/кгГОСТ Р 5266015,6128936,77012,7
Концентрация фактических смол, мг/ дм3ГОСТ 15671,01,01,0
Объемная доля оксигенатов,%:
эфиров (С5 и выше)ГОСТ Р ЕН 13132
метанола
этанола
изопропилового спирта2,41,56,18,18,73,4
изобутилового спирта
третбутилового спирта
других оксигенатов
Содержание МТБЭ,%ГОСТ Р ЕН 131322,41,56,18,18,73,4
Объемная доля ММА,%ГОСТ Р 54323
Концентрация марганца, мг/дм3ГОСТ Р 51925
Концентрация железа, мг/дм3ГОСТ Р 52530



  • Виталий

    Это что если литр спирта залить в бак машина резвее и экономичнее поедет?

  • Дмитрий

    Уважаемый МПС, спасибо за «общественный контроль» топлива, ибо государство от его контроля устранилось. Если Вы ( в смысле журнал, а не Вы лично конечно) раз в год-другой будете подобные рейды делать, то ситуация как минимум не ухудшится.

  • Чуки Гек

    Угу, заправился однажды знакомец на Роснефти. Куда уж цивильней и громче бренд. Зимой дело было. Утром заводиться – движок ноль эмоций. Отвернул шлангу – лёд голимый. Добрался с претензиями до Роснефти – ему там прямо и сказали: ну вода со дна поднялась, видать топливозаправщик тока слился, перемутил всё в резервуаре. В общем, ничего он с Роснефти не выжал, потому как экспертизы, суды и прочие такие действия моему знакомцу оказались просто не по карману.

Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.