Радар-детекторы, чтобы спрятаться

Радар-детекторы, чтобы спрятаться
Автор:

Прижившийся термин «антирадар» – это проявление безграмотности, и не более того. Да, в обиходе без разбора часто используют оба термина – «антирадар» или «радар-детектор». Но это не синонимы, антирадар – активный генератор помехи, нарушающий работу измерительного средства; его использование повсеместно запрещено. Радар-детекторы продают в магазинах. В заботе о безопасности или погоне за прибылью?

С идеологией все ясно: сама идея радар-детектора конфликтует с Законом и здравым смыслом. Получается, что пока приборчик пищит, то я – бело-пушистый, а когда умолкает – расступись! Не случайно во многих странах они вообще запрещены. С техникой дела не лучше: противостояние различных радарных комплексов и радар-детекторов вчистую выиграно первыми. «Письма счастья» стали повседневной реальностью, а за новинками типа «Стрелка-СТ» радар-детекторы откровенно не поспевают.

Письма от «Стрелки СТ» сейчас оцениваются в 300 руб. штрафа

Письма от «Стрелки СТ» сейчас оцениваются в 300 руб. штрафа.

И все же, несмотря ни на что, сегодня тема остается популярной. Кроме того, согласно Дэйлу Карнеги, во всем можно найти «плюсы»: ведь если в нужном месте я все-таки снижу скорость, то безопасность от этого только выиграет.

Именно мысли о безопасности и побудили нас протестировать 28 радар-детекторов в диапазоне цен от 1200 до 13000 руб. Журнальная версия дана в «За рулем», 2012, №6, здесь же приводится наш комментарий.

Блуждания по фирмам, сайтам и магазинам показали, что цена на одно и то же изделие может отличаться почти вдвое! А самое неприятное состоит в том, что выбрать нужное изделие исходя из его описания, в общем-то, нереально. Если, конечно, речь не идет о второстепенных функциях типа болтовни в момент включения, знания марсианского языка и возможности установления порога срабатывания путем отлавливания скорости движения по наводкам от системы зажигания. А вот ответ «ловит – не ловит», к сожалению, дают только натурные испытания, что бы ни утверждали продавцы и прочие заинтересованные товарищи.

лазерный измеритель скорости, фоторадарный комплекс измерения скорости транспортных средств «Кордон» и комплекс фоторадарный передвижной КРИС-П.

Испытания проводили с радарами трех разных типов: лазерный измеритель скорости, фоторадарный комплекс измерения скорости транспортных средств «Кордон» и комплекс фоторадарный передвижной КРИС-П.

Радар-детектор – это, по сути, пассивный радиоприемник, настроенный на нужные частоты (впрочем, в ряде стран и он – вне закона). Однако, как это часто бывает, безграмотный термин «антирадар» используется куда чаще.

Кстати, появление радара предсказали фантасты! В романе Хьюго Гернсбека «Ральф 124С 41+», который публиковался в журналах Modern Electrics в 1911 – 1912 гг, герой пользуется радаром во время космических приключений. Говорят, что когда позднее, в 1935 году, Роберт Уотсон-Уотт внедрил устройство слежения за самолетами, то при этом публично признал первенство писателя!

Журнал Modern Electrics

Журнал Modern Electrics

Так какой же радар-детектор победил? Скажем сразу, что наши «ставки» провалились полностью: победителя не угадал никто! Впрочем, мне до сих пор кажется, что у продаваемых радар-детекторов идет большой процент брака. Потому что такие уважаемые, в общем-то, «личности», как «стингеры» или «вистлер», да и «кобры» вместе с ними, в этот раз откровенно сплоховали. Что это за радар-детектор, который вообще ничего не берет?

И кто бы мог угадать, что победит изделие SHO-ME 1785

И кто бы мог угадать, что победит изделие SHO-ME 1785?

Изделие SHO-ME 1785 – громким это имя не назовешь, но это ЕДИНСТВЕННЫЙ радар-детектор из 28, который поймал издалека все типы использованных нами радаров! Сплоховал он только при попытке отловить луч лазера боковым зрением. Впрочем, эту задачу не смог решить никто! Чуть хуже победителя выступила SUPRA DRS-50, отказавшаяся по неизвестным нам соображениям ловить луч лазера. Cobra RU 880 также не набрала ожидаемого числа «плюсиков», но в тройку призеров вошла.

Еще до начала испытаний мы планировали составить «фоторобот» эдакого идеального радар-детектора. Рецепт когда-то подсказал Н.В. Гоголь: «Если бы губы Никанора Ивановича, да приставить к носу Ивана Кузьмича…»

Радар-детектор

Однако придти к идеалу не удалось – ни нам, ни гоголевским персонажам. Все усилия разработчиков, похоже, ушли на разного рода «украшательства» – длинные тестовые режимы при каждом включении, разноцветные подмигивания, голосовое сопровождение на самых разных языках и т.п. Все это стало бы предметом нашего пристального изучения, умей радар-детекторы безукоризненно пищать при обнаружении любого радара, и столь же уверенно затыкаться возле АЗС и прочих источников помех. Добавим, что в порядке факультатива мы измерили их собственное излучение: пусть и небольшая, а вредность. В число «врагов народа» не попали только 2 изделия из 28, да и те не блистали остальными талантами.

Получается, что составляя для себя «идеальный» радар детектор, мы бы потребовали себе стильный корпус без восточных «наворотов», полное отсутствие разного рода «презентаций» при пусках мотора, прямой провод, который не мнит себя туго натянутой пружиной, противоскользящий коврик на торпедо (для тех, кто не любит присоски на стекле), недеформированные присоски (для тех, у кого не проходит вариант с торпедо), единый индикатор срабатывания для всех типов радаров, минимальное собственное излучение. Кстати говоря, многие ложные попискивания радар-детекторов на трассе вызваны встречными авто, в которых также установлены подобные устройства…

Радар-детектор

Ответы на часто задаваемые вопросы по «радарной» теме приводим ниже

На каких частотах работают дорожные радары?

В мире наибольшее распространение получили четыре диапазона: Х-диапазон (10,525 ГГц), К-диапазон (24,15 ГГц), Ка-диапазон (35,2 ГГц), La-диапазон, он же – лазерный (700–1000 нм). В России используют в основном только Х-, К– и La-диапазоны. В Х-диапазоне работают устаревшие радары, а в К-диапазоне – практически все современные. Прочие диапазоны, часто упоминаемые в описаниях радар-детекторов (Ка, Кu, POP, RDR и т.д.) на наших дорогах пока что не применяются. Ка-диапазон используют, в частности, американские радары, а Кu – европейские.

Какова реальная дальность работы радаров?

Она зависит от рельефа дороги, погодных условий, точности наведения и т. п. Максимальная дальность при благоприятных условиях превышает 1 км, ГОСТ определяет дальность радара не менее чем в 300 м. Это гарантированный минимум. В реальных условиях измерения могут проводиться как на большем расстоянии, так и на меньшем. Конструктивно радар устроен так, что либо выдает достоверное значение измеряемой скорости, либо не выдает никакого.

Зачем понадобились лазерные радары: разве «обычные» не справляются?

Луч лазера позволяет осуществить «захват» конкретного автомобиля в потоке любой плотности, в то время как доплеровский работает более широким пучком сигнала и потому должен определить более быструю цель, чтобы четко идентифицировать нарушителя.

Как устроены популярные нынче «Стрелки»? Почему радар-детекторы их не берут?

Система «Стрелка-СТ» анализирует как радарные, так и видеоданные. Радар определяет дальность и скорость, а компьютер по видеоизображению устанавливает полосу, по которой едет нарушитель. Все это происходит на расстоянии в пару сотен метров. Когда нарушитель подъезжает под камеру, его фотографируют с близкого расстояния, чтобы зафиксировать номер, хотя факт нарушения был установлен еще за 200 м. Т.е. измеряет система в один момент времени и далеко, а фотографирует – в другой момент и близко. При этом радар – не доплеровский, а импульсный. По времени задержки посланного импульса определяют расстояние до объекта, а после нескольких замеров высчитывают производную от дальности по времени и получают скорость. В этом радаре длительность импульса – около 30 нс, а пауза между импульсами – на несколько порядков больше. Излучаемая им средняя мощность очень мала, а потому широко распространенные радар-детекторы ее «не видят». Технические сложности с созданием таких приборов есть, но они – вполне решаемые.

Отчего возникают ложные срабатывания радар-детекторов и как с ними бороться?

Причин подобных срабатываний очень много – автоматические двери в супермаркетах, микроволновые датчики различных охранных систем, промышленные помехи и даже радар-детекторы встречного транспорта! Автоматика современных радар-детекторов неспособна на 100% отличать их от «правильных» сигналов – в лучшем случае отдельные модели предлагают интеллектуальный режим, который несколько повышает помехозащищенность ценой определенного снижения чувствительности. Но опытный водитель на слух справляется с этой задачей лучше…

Зачем в лазерном радар-детекторе нужен круговой обзор?

В микроволновых диапазонах радар-детекторы принимают сигнал с помощью рупорной (или иной) антенны. Другого способа забраться внутрь прибора электромагнитные волны не имеют. Диаграмма направленности (поле зрения) антенны – несколько десятков градусов (обычно – до 60 градусов). Поэтому прибор видит только то излучение, которое пришло в него из этого поля зрения. Но если излучение радара предварительно попадает на какую-то стороннюю цель (автомобиль, забор, дом) и от нее отражается в антенну радар-детектора, то он среагирует и на такой луч. Он слабее, чем прямой, поэтому и дальность с других направлений обычно сильно меньше.

А в лазерном приборе антенна – это линза. Здесь очень узкая диаграмма направленности (единицы градусов). Потому для того, чтобы принимать сигнал с разных направлений, делают линзы специальной формы. Вариантов – море: несколько линз с разных сторон, линза, направленная вверх, накрытая сферическим «колпаком», призмы на крышке прибора для изменения направления распространения луча внутри прибора и т.п. Эффективность приема луча от лазерного измерителя сзади может оказаться такой же, как и спереди, по той простой причине, что «антенна» лазерного приемника специально сделана всенаправленной. При этом, конечно, сохраняется возможность приема и переотраженных лучей, от которых сигнал будет, конечно же, ослаблен.

Может ли радар-детектор принимать сигнал сквозь препятствия?

В зависимости от материала, из которого сделано препятствие. Через металлические препятствия – не может: металл является экраном для электромагнитных волн. Через диэлектрические (стекло, дерево, пластмасса) – может запросто. Через тонкие металлические пленки сигнал проходит с очень большим затуханием: радар-детектор не сработает. В целом же дворники и любые железки вблизи антенны – это всегда плохо. Если они и не загораживают, то, по крайней мере, искажают диаграмму направленности антенны, а потому чувствительность падает.

Сделав свой выбор, в очередной раз призываем всех зарулевцев не увиливать от радаров: лучше не давать им повода зачислять нас в число преступников. Да и Паркинсон, как всегда, прав… Неотвратимость наказания за правонарушение – нуждается ли в этом наше общество? Мы убеждены, что да. Так что нарушителю лучше не прятаться.

Этот материал подготовлен экспертом журнала «За рулем» Михаилом Колодочкиным.

Рекомендую «Радар-детекторы на разводе» — обзор за 2013 год.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.