Бензин: октановое число не выбирают?

Бензин: октановое число не выбирают?
Автор:

Почти все об октановом числе бензина я узнал много лет назад в рейде «Контрольная заправка». Тогда, помню, на большей части АЗС у дороги по «Золотому кольцу» бензин, мягко говоря, разбавляли. В этом я убедился, просидев почти неделю в исследовательском центре у моторной установки, куда по стакану заливали отобранные нами пробы. Многое ли изменилось с тех пор, и скажутся ли новые нормативные документы на качестве продаваемых бензинов? Зайдем поговорить об этом с зав. отделом экспертиз «ЗР» Михаилом Колодочкиным.

Инструкция рекомендует заправлять бензин, например, 98-й или 95-й, могу ли я в целях экономии или по необходимости перейти на ступень ниже. Что будет если в обычный мотор «Калины» заливать 98-й? Еще, пример, «Субару» на заснеженном треке едет с большой скоростью и расходует много топлива – какой ей лучше бензин залить – подороже с высоким октановым числом или дешевле с числом пониже?

Subaru Impreza

М.К. Лей только то, что рекомендует завод. В крайнем случае – на класс по октановому числу ниже, и то – ненадолго, чтобы до следующей АЗС доехать. И перебор с ОЧ ничего хорошего не даст – денег потратишь, а улучшения не получишь.

На Ваш взгляд журналиста, как изменилось качество бензинов за последние 20 лет? Его по-прежнему разбавляют? Что показывают Ваши экспертизы?

Двадцать лет было все хреново, но уклавывалось в ГОСТ – поближе к Москве и Питеру. Подальше – пыхтели самовары, лили свинец и ферроцен ( свинец в основном). Но машины были попроще и это не так ощущалось. Потом, до ввода нового регламента, ситуация постепенно улучшалась, причем и у нас, и не только. А теперь наступил период беспредела – и топливо резко разделилось на две категории – от современных заводов, где оно стало намного лучше, и на от отстойных НПЗ, которое протягивают по регламенту, но мотор на нем не едет, или дохнет быстро. Причина – чудный регламент. Он действует, вроде как. Его совершенствуют все время. И киваем на Европу, где октановое число на АЗС не пишут: Нормаль, Премиум -– и хватит… Просто сравнения смешные: там в голову не придет не от «октан» лить. За это очень сильно взгреют.

Самый известный параметр бензина – его октановое число. Возможно, не все понимают его смысл, но очевидно, что именно оно определяет степень пригодности топлива к использованию в том или ином двигателе.

Не волнуйтесь, при помощи этих инструментов октановое число не определяют.

Так октановое число не определяют, это просто рабочее место исследователя за чашкой чая.

Да, по известности с октановым числом тягаться сложно. Хотя, с точки зрения педанта, оно характеризует только возможность использования данного топлива в автомобилях с меньшей или большей степенью сжатия рабочей смеси – и не более того.

Вспомним, какие бывают октановые числа? Исследовательские, моторные…

Октановое число – это характеристика бензинов, характеризующая их детонационную стойкость, то есть способность противостоять самовоспламенению под действием волны давления, образующейся в камере сгорания при горении топлива. Оно определяется по сопоставлению интенсивности детонации исследуемого топлива по сравнению с эталонным, имеющим фиксированное октановое число. Для этого используют специальную одноцилиндровую установку с переменной степенью сжатия (УИТ-65 или УИТ-85).

Это для исследовательского числа или для моторного?

Для обоих!!! Почему-то многие полагают, что исследовательские числа получают где-то в пробирках, а моторное – на живых моторах… На самом же деле разница в определении этих чисел – исключительно в режимах работы установки УИТ. Для определения ОЧИ обороты коленчатого вала – 600 об/мин, для ОЧМ – 900 об/мин. Кроме того, при определении ОЧМ используется подогрев смеси перед двигателем.

А что характеризует каждое из этих чисел?

Условно считают, что ОЧИ характеризует свойства топлива на городском цикле эксплуатации автомобиля, а ОЧМ – на шоссейном цикле. Кстати, еще есть Дорожное ОЧ, определяемое на реальном двигателе путем сопоставления пределов детонации на эксплутационных режимах при работе на исследуемом и эталонных бензинах. Но мы уже полезли в дебри…

Бензин: октановое число

Да, давайте выбираться обратно. Вопрос в лоб: сильно ли уступают 80-е и 92-е бензины по экономии и экологии своим высокооктановым коллегам?

Это популярный миф. Отвечаю тоже «в лоб» – вообще не уступают! Во всяком случае, никто ничего подобного еще не доказал! А поскольку более 60% машин автопарка стран Таможенного союза имеют степень сжатия, допускающую применение низкооктановых бензинов, то существует реальная потребность в этих топливах. Поэтому нет никаких оснований торопиться с запретом их применения.

Бензин: октановое число

Даже для такой разборчивой реплики -крошки должно быть в продаже нужное ей топливо, не говоря о ее предшественнице.

На что происходит на практике?

Нечто странное. Опубликованы изменения регламента, согласно которым не только отменяется пункт, разрешающий применение высококачественных 80-х и 92-х бензинов, но и приведено «революционное» предложение вообще выбросить из контролируемых параметров показатель «октановое число»! Понять все это очень сложно.

Так какие же будут бензины?

Объявление цены на разные сорта топлива – хороший сервис АЗС

Объявление цены на разные сорта топлива – хороший сервис, мы уже не представляем иначе наши современные АЗС.

Вот именно – какие? На табличке заправочной колонки будет что-то написано, но реально следить за этим теперь необязательно. Кстати, вот еще один идиотизм – насчет сертификации. Сегодня важным моментом регулирования «топливного рынка» в условиях России является наличие обязательной сертификации основных видов топлив. Так вот: предлагается заменить ее добровольной!

Ну и что в этом плохого? Мне кажется, вы сгущаете краски. На Западе все горюче-смазочные материалы подлежат добровольной сертификации – и ничего, живут… Зачем нам идти каким-то своим путем – ни к чему хорошему это не приводит!

Я категорически не согласен с этим. К сожалению, для современных условий в России ваш пример неприменим. Упомянутая «добровольность» – кажущаяся: на Западе абсолютно иной менталитет, а статус сертификации настолько привычно высок, что реализовать несертифицированную продукцию там практически невозможно. Это однозначно будет восприниматься как попытка сбыть что-то заведомо некондиционное или же произведенное незаконно. Само собой, что в случае каких-то претензий со стороны покупателя отсутствие сертификата является отягчающим обстоятельством для производителя при разбирательстве в суде. И суды на Западе тоже «немножко другие».

Почему вы считаете, что у нас не может быть то же самое?

Потому, что всю жизнь живу в нашей стране и немножко знаю ее историю! У нас, к сожалению, пока реально действует только «обязательность». Ее можно проконтролировать и тем самым защитить массового потребителя от некачественной продукции. Теперь же наносится двойной удар: предлагается не только убрать из контролируемых параметров бензина показатель октанового числа, но еще и заменить обязательную сертификацию добровольной! Отменить в современной России обязательность сертификации топлив – это обречь массового отечественного потребителя страны на беззащитность и полный хаос!

Но мы обязаны продвигаться к цивилизации!

Бензин: октановое число

Постепенно и вдумчиво, а не путем написания бездарного приказа объявить с завтрашнего дня всех счастливыми и защищенными! Это тема для утопических романов – таких было много. А мы живем в конкретной стране. Не учитывать ее национальные особенности нельзя.

Что ж, посмотрим, так ли уж все страшно? Ответ на затронутый нами вопрос дадут отзывы огромной массы тех, кто ежедневно заполняет топливные баки своих автомобилей продаваемым у нас топливом. Очень хочется верить, что никакая шоковая терапия нам в итоге все же не понадобится. C наступающим Новым годом и Рождеством Христовым.

Бензин: октановое число



  • А …. собственно о чем поговорили?!
    Мы уже привыкли к «идиотизму» власти. Сначала делаем, потом думаем!!! Вот опять о зимнем времени заговорили…. снова о майских выхоных… Еще немного и техосмотр снова будет Государственным! А кто вообще сказал что ТО было плохим? Или кому то захотелось опять денег «срубить»?

  • Леонид Брейлер

    Нефть в России есть. Сейчас ясно, что хватит ее не на 20 лет, как ранее пугали нас разные специалисты, а «немного» дольше. Недаром добывающие компании берутся за старые месторождения и разведывают морские шельфы. Но вот доставать из-под земли моторное топливо станет дороже. Это факт. Хочется надеяться, что его переработка в стране станет глубже, а значит выход конечных продуктов с условной тонны сырой нефти увеличится.
    ФНо это лишь одна сторона медали. В нашей стране все, что так или иначе касается приличнызх денежных доходов, становится объектом большой и часто непонятной людям политики. Так, незадолго до НГ Федеральная служба государственной статистики опубликовала последние данные о динамике цен на моторное топливо в Росии. К третьей декаде декабря стоимость литра 92-го бензина для потребителей увеличилась по сравнению с концом прошлого года на 12,6%. Солярка стала дороже на 18%, а бюджетный А-76 вырос на 22,3%. Несложно сопоставить с темпами инфляции, которые официальные источники укладывают в 6% (именно такую цифру назвал президент России Дмитрий Медведев в ходе своего обращения к Федеральному собранию). При этом аналитики в один голос заявляют, что бензин в стране будет дорожать и дальше. Компаниям-монополистам (к чему лукавить, конкурентный рынок нефтедобычи и переработки в России не сложился) выгоднее отправить ценный ресурс за рубеж, получив «быстрые» деньги. А в стране цена нефтепродуктов вынуждена расти, чтобы как-то оправдывать выход их на внутренний рынок вместо экспорта сырья. Тенденцию постегивает и повышение акцизов.
    В том, что нефтяной игле давно пора найти альтернативу, никто, думаю не сомневается. Вот только создать достойную инфраструктуру альтернативного топлива за пару-тройку лет не представляется возможным.
    Пример по метану: сегодня в Башкортостане действует лишь немногим более десятка автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), расположенных на автотранспортных магистралях федерального (М5 и М7) и республиканского значения, а также в Уфе. Такое количество заправок уже не в силах удовлетворить потенциальные потребности автолюбителей и предприятий.
    В связи с этим, до конца 2015 года основной республиканский оператор ООО «Газпром трансгаз Уфа» планирует построить 4 новые автомобильные газонаполнительные станции (две в Уфе, и по одной в поселках Павловка и Приютово). Тем не менее, даже с учетом развития сеть заправок остается крайне скудной. И тут получается подобие замкнутого круга. Строителям заправок интересна окупаемость, а водители не пойдут на недешевое переоборудование машин без уже развитой сети.

  • Анатолий

    Президент и правительство обязаны разработать срочные меры по реконструкции НПЗ,
    нужны современные автомобили работающие на метане. Позор ! Государственных программ
    нет даже на бумаге.

  • Виталий

    Да по барабану нам на каком бензине ездить.

Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.