Угон хакером по гаджетам

Угон хакером по гаджетам
Автор:

Древнее ремесло угонщиков авто и современные технологии. Что быстрее совершенствуется? Нет ли противоречий? Спорят Петр Меньших и Михаил Колодочкин.

Продолжаем наш «Угонный список». Для затравки – очередное сообщение. Смысл такой: современные хакеры научились открывать двери автомобилей и заводить их двигатели безо всяких ключей и отмычек. А это стало возможным потому, что современная автомобильная электроника, дескать, все сильнее завязывается по схемотехнике с сотовыми сетями связи, а потому может реагировать на текстовые сообщения. Владельцы автомобилей довольны новой игрушкой: прогревают мотор, находясь в другой стране, и все такое. А вот о хакерах как-то позабыли.

"Пандора" – охранные системы

Автосигнализацию «Пандора» рекламировать не будем. Просто понравились девушки с айпадами, то есть гаджетами.

М.К. – Да, было такое сообщение. Причем мощную антирекламу получил автомобиль Subaru Outback, чья сигнализация по командам с ноутбука разблокировала двери и пустила двигатель. Отмазаться будет тяжело: кому докажешь, что виноват не автомобиль, а установленная на нем противоугонка? Насколько я понимаю, кто-то вскрыл систему охраны неизвестной фирмы, а вовсе не конкретное серийное авто.

А что это меняет по сути?

Просто вступаюсь за «Субару». Вдруг их из-за этого покупать перестанут… А по сути не меняется ничего: утверждается, что текстовое сообщение является современным оружием угонщика, и я склонен этому верить. Тем более, что блокировать разного рода сообщения могут только операторы соответствующей сети, а владелец автомобиля, как обычно, остается со своими проблемами один на один.

Топливный клапан – российское изделие

Топливный клапан – российское изделие. Вандалоустойчивый, с электронным управлением и все такое… Законно занимает отдельную нишу в ряду полезных противоугонок.

Мы уже затрагивали подобную тему. Примерно год назад группе американских ученых из университетов Сиэтла и Калифорнии удалось получить дистанционный доступ к контроллеру автомобиля, внедрившись в его CАN-сеть. По их командам машина либо начинала самопроизвольно тормозить, либо, напротив, вообще отключала свою тормозную систему!

И я беседовал на эту тему с представителем корпорации NXP Semiconductors, разрабатывающей всевозможные чипы для автоэлектроники. Комментарий был такой: «Спасибо за очень интересный вопрос – мы об этом слышали и работаем над подобными проблемами»… Так что, проблема действительно есть. Как тут не вспомнить, что древний механический переключатель никаких эсэмэсок не боится?

Переключатель для размыкания цепи

А это – «возвращение к истокам». Когда-то небритые дяди, пасущиеся перед первыми вазовскими станциями, защищали подобным способом новенькие «жигули». Поставил переключатель в «бардачок», разомкнул цепь прерывателя, и все довольны. А самое смешное – в том, что сегодня такая штуковина реально может «сработать»! Не случайно многие установщики в качестве бонуса прячут где-то маленький переключатель: мол, будешь выходить в подозрительном месте – щелкни, хуже не будет…

Как и любая устаревшая техника!

Да! На эту тему модно травить патриотические анекдоты. Типа про американцев, которые сунули нос в Югославию и не смогли отключить там системы ПВО, потому что на Балканах тех времен использовалось советское оборудование 60-х годов без всяких микропроцессоров внутри…

Противоугонка с секретом

Обычная, на вид, начинка серийной противоугонки индивидуально доработана мастером-установщиком. Если сервисмен вздумает «случайно» поменять вашу противоугонку на «такую же», то у него ничего не получится.

Да, как в автоматах Калашникова. И остается наш любимый простой вопрос: так чем защищать машину-то?

Само собой, что не стоит возить такой переходничек на самом видном месте: угонщики – ребята очень толковые!

Что это такое? Переходник – это понятно, но зачем? Дело в том, что огромное число современных автомобилей угоняется после подключения угонщики к диагностическому разъему. А вот если заменить этот разъем на абсолютно другой, то такой номер не пройдет. Переходник же нужен для того, чтобы при плановых ТО у сервисменов не возникло проблем. Само собой, что не стоит возить такой переходничек на самом видном месте: угонщики – ребята очень толковые!

Скоба в моторном отсеке

Добраться до штатного блока управления помешает вот такая скоба в моторном отсеке.

Знаете, я никогда не любил разного рода «игрушки», которые превращают автомобиль в какой-то игровой автомат с «ходилками» и «стрелялками». Это мое личное мнение, но я – противник дальнобойных брелоков, звонков в машину с мобильных телефонов, дистанционных прогревов мотора и т.п. На мой взгляд, это противоречит принципам пассивной безопасности моего автомобиля. Если телефонный звонок открывает дверь в мою квартиру, то рано или поздно вместо меня в нее войдет кто-то другой. Мне кажется, что подобные конструкции должны оставаться уделом продвинутых радиолюбителей. Лично у меня такая конструкция будет работать, но рекламировать ее я не буду. И никому не придет в голову искать какое-то противоядие.

Дополнительная защита капота

Дополнительная защита капота. Здесь важен не только отдельный механический замок, но и острые штыри! Это сделано не для царапания рук, а как противоядие от пневматических подушек, которыми угонщики любят отжимать неподатливые части кузова.

А как же прогресс? Предлагаете вешать амбарные замки?

Если хотите – да! Всегда буду повторять, что любая надежная защита неудобна. Проще отворить незапертую дверь, чем греметь ключами. И присутствие телохранителя осложняет личную жизнь, но куда деваться…

А что предлагают современные установщики противоугонок? Появилось что-нибудь эдакое, космическое?

У нормальных мастеров все выглядит достаточно буднично, но у всех свои «загибоны». Скажем, в «Лаборатории Андрея Кондрашова» вам не станут устанавливать какую-то конкретную «сигналку» или, скажем, блокиратор капота. Здесь философия иная: мы, дескать, обеспечиваем комплексную защиту вашего авто от угона. Примерная стоимость работ – от 7 до 14% от цены автомобиля. В работу принимают, в основном, только новые иномарки. Если интересно – записывайтесь, приезжайте, оценивайте масштаб предстоящих работ и после этого принимайте решение, нужно вам все это или нет?

Что здесь интересного? Главным образом – то, что мастера предугадывают сценарии возможного покушения на авто и возводят вокруг него эдакое многоуровневое минное поле – что-то, да сработает. Ну, электронные сигнализации, иммобилайзеры, метки, видеорегистраторы, сирены – это, в общем-то, понятно. Но, помимо того, доступ в салон преграждают дополнительные дверные замки с солидными ригелями. Можно разбить стекло, но это не поможет открыть дверь и добраться до важной проводки. Кроме того, стекла можно защитить ударопрочной пленкой – с первого удара не выбить. Аналогичные замки перекрывают и доступ под капот. Из экзотики отмечу пиропатрон… Но лично мне понравилось то, что здесь борются с воришками, продвинутыми по части электронных взломов. Штатный контроллер автомобиля механически защищен от замены и от подключения другого, «почти такого же». А диагностический разъем, через который многие машины почти мгновенно сдаются без боя, заменяется на другой, совершенно иной конструкции.

Своего рода минное поле: что-нибудь, да сработает?

Именно так. Из серии «Хочешь угнать – помучайся!» А вот, к примеру, фирма AIS АВТО придерживается иной концепции – здесь осуществляяют электронную блокировку жизненно важной цепи (или цепей!) автомобиля, выполненную индивидуально, не как у других. Логика простая: вычислить и обойти такую блокировку сможет далеко не каждый сервисный автоцентр, а от разбойного нападения и разного рода эвакуаторов противоугонка защищать и не должна. Что до цены, то она начинается примерно с 12000 руб для авто типа «Калины». «Майбах» обойдется дороже – тысяч в 40 – 50…

Каждый блок сигнализации, устанавливаемый клиенту, здесь вскрывают и индивидуально дорабатывают. Раскрывать «ноу-хау», по понятным причинам, не буду: достаточно знать, что если хитрый сервисмен решит во время планового ТО потихоньку добраться до этого блока с целью заменить его и брелочек клиента на аналогичные, то толку от этого не будет.

Что до блокировки, то отметим главное: вместо реле здесь используют только миниатюрные электронные ключи. Их не вычислишь по звукам и размерам, а спрятаться внутри толстенного жгута для них не проблема. Какие цепи блокировать, решается индивидуально: от датчиков положения коленчатого и распределительного валов до соленоидов автоматической коробки передач.

Коробка – это необычно!

А юмор в том, что от этой услуги почти все клиенты отказываются! Мол, с двигателем делайте все, что хотите, а коробка – ну ее: вдруг сломается…

А что защищает лично вашу машину?

Дополнительный дверной замок – отличная штука

Дополнительный дверной замок – отличная штука. Если, конечно, он управляется отдельно, а не с общего брелочка или, того хуже, с мобильного телефона…

Я вам потом скажу – это «не для запишите»…

Да, резонно. И все же, возвращаясь к высоким технологиям, каким вы видите будущее нынешних замков и запоров – что механических, что электронных?

Ну, сейчас активно обсуждают и другое сообщение: компания NISSAN объединилась с швейцарским институтом EPFL для разработки новейших технологий управления автомобилями одной лишь силой мысли! Стоит водителю подумать о повороте налево, как автомобиль самостоятельно подготавливается к маневру, выбирая подходящую скорость и положение на дороге! Удовольствие от вождения это убьет начисто, но если предположить, что электроника сможет отличать мысли владельцев автомобилей от помыслов всяческих супостатов, то может получиться что-то интересное…

И что тогда придумают угонщики?

Обязательно что-то придумают. Ждать, я полагаю, остается недолго.

Охранные системы



  • Виталий

    Приветствую Вас Петр Степанович. Спасибо за это. (Рад Вашим письмам. Появитесь в Москве, звоните, может на чем-нибудь еще покатаемся.) Я очень радуюсь когда читаю Ваш блог, творчество оно пробирает изнутри начитаешь читать про одно, а потом эмоции захлестывают перечитываю и конечно с удовольствием пишу комментарии, они все добрые. Пытаюсь шутить пытаюсь передать свои эмоции от прочтения вашего блога. А они есть и за это спасибо. Многое в пресссе нынешней стало пресным к сожалению. Вы приглашали покататься на чем нибудь, если я появлюсь в Москве, если это совпадет с вашим графиком 12 либо 13 ноября ( ну или конечно в любое удобное для Вас время) хочу купить Пежо 308 Калужской сборки на 2-3 км МКАД к сожалению вашего телефона у меня нет, поэтому сообщаю свой 89208702344. Приеду с женой и детьми. Есть желание можно покататься-пообщаться.

    • Петр Меньших

      Привет, Виталий. Рад за Вас – новая машина – всегда праздник. Дайте мне знать, когда покупаете – 12-го или 13-го. У меня ближайшие два дня уже расписаны, но я постараюсь приехать к Вам, мне интересно. Спасибо за приглашение. Еще позвоню. МПС

  • Виталий

    Мне понравился комментарий Вашего американского приятеля (в гостевой книге) он сказал у нас к машинам отношение иное сломается берем новую которая не ломается Я за повышения уровня жизни и как мне кажется никому не надо поддаваться соблазну покупать краденые вещи. Вот главная противоугонка.

Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.