Навигаторы: обзор отличный, однозначно

Навигаторы: обзор отличный, однозначно
Автор:

Мой навигатор в машине говорит голосом лидера известной партии. Его любимые словечки – «поворачивай, однозначно». Когда по этой подсказке приезжаем не туда, понимаешь, что не все так просто в мире навигаторов, программ для них и громких имен. Сегодня разобраться в этом мне помогли заведующий отделом экспертиз журнала «ЗР» Михаил Колодочкин и эксперт рынка мобильных гаджетов Марина Рожкова.

Для меня важно, чтобы навигатор умел с умом прокладывать маршрут, объезжая пробки.

Для меня важно, чтобы навигатор с умом прокладывал маршрут, объезжая пробки.

Разговор о выборе навигатора предлагаю начать с глобальной проблемы – спутников системы ГЛОНАСС. Эта система когда-нибудь оживет или нет? А то, как ни войдешь в Интернет, так сразу очередные страсти: то спутник упал, то еще что…

М.Р. – Да, я тоже хотела сразу начать с этой системы. Но не из-за проблем, а напротив, чтобы развеять досужие вымыслы, которыми она обросла. Система работоспособна уже сейчас! То, что из 24 нужных спутников сегодня летает 20, вовсе не говорит о каком-то негативе: разве что в районе экватора в ряде случаев определение координат будет идти примерно в 70% случаев, а не в 100%. Но россиянам, по большому счету, из-за этого волноваться смысла нет.

Марина Рожкова, генеральный директор собственного информационно-аналитического агентства.

Марина Рожкова, генеральный директор собственного информационно-аналитического агентства.

М.К. – В двух словах: зачем вообще нужен ГЛОНАСС? Как альтернатива GPS?

Иномарки предпочитают GPS

Иномарки в России предпочитают GPS. Фото сделано на Московском автосалоне.

М.Р. – Мне не нравится слово альтернатива: эти две системы дополняют друг друга! Скажу больше, у нас не ведутся разработки навигаторов, нацеленных исключительно на ГЛОНАСС: все они двухсистемные. И работать они будут, конечно же, лучше односистемных. Скажем, в условиях высотной городской застройки навигатор легко может потерять нужный сигнал, а по двум спутникам он ничего не определит. А если ему поможет аналогичная система, то он быстро сориентируется.

М.К. – То есть по части конкуренции все в шоколаде? Мир, дружба и все такое?

М.Р. – Ну, самостоятельность в ряде случаев тоже не помешает. Во время известных конфликтов в Югославии, Осетии и иных местах гражданские сигналы спутников GPS почему-то вдруг загрублялись или искажались, а военные сигналы были доступны лишь одной из противоборствующих сторон. То есть в Грузии сигнал виден, а у нас – нет…

Ну, наше издательство мирное…

М.Р. – А дело не в войне и мире, а в принципе. Посудите сами: это сегодня навигация в России больше похожа на игрушку, чем на средство первой необходимости, но лет через 10 она станет такой же неотъемлемой частью повседневной жизни, как, скажем, сотовая связь, электричество, транспорт… Представьте себе, что станет с транспортом, который ходит «по спутникам», если те по какой-то причине вдруг уснут? Коллапс, паралич – назовите как угодно. Отключите в издательстве все компьютеры и попробуйте сдать номер журнала в срок!

А не будет ли эдакого диктата производителя? Как с телефоном: приезжаешь в ту же Японию, а он не работает…

М.Р. – Нет, не будет. Да, в каждой стране есть более востребованные технологии. Даже в России: пробки мы отслеживаем лучше других, потому что наладили обратную связь от пользователей! Что до навигатора, то ему стандарты связи неинтересны: нужен просто сигнал GPS.

Ну, а с программами что делать?

Бывшая база Советских войск под Берлином. Здесь навигация глючит.

Бывшая база Советских войск под Берлином. Здесь навигация глючит.

М.Р. – По европам проще всего ездить по «Ай-гоу». На российских картах Европы точно нет.

М.К. – А наоборот?

М.Р. – А наоборот не советую: «Ай-гоу» – это венгро-израильское творение, и оно плохо знает Россию. Зато у нее есть большой «плюс»: ну суперпростой интерфейс! Эталон удобства! Та же программа «Прогород» при создании равнялась на «Ай-гоу». Отмечу, что «Ай-гоу» хорошо идет в Штатах, Европе, а у нас все предпочитают скачивать взломанные версии этой программы, благо это совсем несложно. И Россия для них не приоритет, российские реалии им неинтересны. Зачем им вникать в нашу систему адресации – корпус такой, строение сякое, четная – нечетная сторона… О провинции вообще не говорю. В наших проблемах хорошо разбираются наши программы – «Навител», «Сити-гид», «Прогород».

А чем пользоваться таксисту?

М.Р. – Московскому? Практически любой программой! Но лучше, как уже отмечалось, не «Ай-гоу»: они, к тому же, плохо обновляются. Вновь предлагаю «Навител», «Сити-гид», «Прогород».

А размер экрана какой?

М.Р. – А какой хотите. Большой – это, конечно, хорошо, но не забывайте, что ему нужно хорошее крепление. Иначе он все время будет подрагивать перед глазами и доведет до нервного срыва…

А вот всякие «айфоны», «айпады» и прочие новомодные штучки? Они обещают перевернуть мир. Зачем нужен навигатор, если можно купить универсальную вещицу и пользоваться ей?

М.Р. – На сегодня далеко не все программы адаптированы под любые платформы. Скажем, «Прогород» имеет версию под «айпад», а «Сити-гид» и «Навител» сделали вариант под «айфон». Есть пара десятков фирменных программ в приложениях к тому же «айпаду», но толком их никто у нас не проверял. В общем, я не приветствую использование «айпада» в качестве навигатора.

Так навигаторы скоро вымрут, подобно пейджерам.

М.Р. – Ничего подобного. Цена самого доступного навигатора сегодня – около 2000 рублей, а никакой «айпад» столько стоить никогда не будет.

Но по «айфону» можно хоть телепрограммы смотреть!

М.К. – Поддержу Марину: простой навигатор долго не помрет. Любой универсальный инструмент хуже специализированного. Человек, приобретающий жутко универсальное изделие, на практике не станет серьезно пользоваться заложенными в него функциями.

М.Р. – Именно так. Телефон – это чтобы разговаривать, фотоаппарат – это чтобы снимать. Но фотограф не станет снимать мобильником – разве что для развлечения. Впрочем, навигаторы все равно пойдут по пути мобильников и будут обрастать кучей функций. GSM-модули для сервиса дорожных пробок автоматически приближают навигатор к сотовому телефону, и в крайнем случае с него можно будет и позвонить. Но с обычного телефона это делать удобнее.

А что будет с «обычными» картами. В Италии на АЗС мы не смогли купить карту! Продавец удивленно посмотрел на нас и предложил купить навигатор: мол, проще и дешевле… Кому, дескать, нужна карта за 50 евро?

М.Р. – Все компании, связанные с картографией, сегодня сразу создают электронную навигационную карту. Но у нас «проникновение» навигации в страну – процентов 5 – 10, а у них – на порядок больше. Так что бумажные карты еще поживут. А для электронных карт существует замкнутый круг: чтобы сделать, к примеру, карту Астрахани, надо туда послать людей, покататься по городу, потратить время и деньги… Но зачем компании это нужно, если там число проданных навигаторов исчисляется единицами?

М.К. – А выбрать навигатор москвичу?

М.Р. – Да хоть по цвету корпуса – вон, красненький! Они все будут работать. Но уточняю вновь – тот же «Айгоу» по Москве вас протащит, но за МКАД быстренько ограничится указанием номера шоссе меж зеленых массивов.

М.К. – Мне нужны Москва, Питер и все, что между ними: Тверь Волочёк…

М.Р. – «Навител», «Сити-гид», «Прогород». Напомню, что «Навителом» пользоваться сложнее, чем «Прогородом». Лучше иметь в навигаторе несколько программ. Скажем, по Москве ездить по «Прогород» а в Питере подключать «Сити-гид»: будете знать время разводки мостов… Обновление простое – через Интернет. При покупке регистрируетесь, дальше все просто…

А вот меня интересует другая проблема. В моем трехлетнем «ауди» есть монитор, но нет навигации… Продавать машину?

М.Р. – Нет – не надо. Штатный навигатор – это заведомая переплата в разы, плюс проблемы с обновлением программ. Скажем карты «Навтек» или «Телеатлас» нашего Сочи точно не знают. Сделать, конечно, можно все, но если в машине нет, скажем, GPS-модуля, то какая же может быть навигация?

Мы ездили в Сочи на новом «Туареге» – программа дотащила до города, а там стала «заикаться».

"Туарег" едет в Олимпийский город Сочи, где навигатор пока плохой помощник.

«Туарег» едет в Олимпийский город Сочи, где встроенный навигатор пока плохой помощник.

М.Р. – Надо было взять нормальный навигатор с «Навителом» – только и всего… Просто и дешево

М.К. – А таксисту Воронежа что купить?

М.Р. – Это проблема: хороших региональных карт в России нет. И житель каждого населенного пункта должен методом проб и ошибок определять, что у него работает лучше. Скажем, «Навител» работает в Воронеже, но начинает дурить в Верхнем Мамоне, хотя это совсем рядом… Прорисованы крупные города типа Екатеринбурга или Новосибирска, а с небольшими есть проблемы.

А можно порекомендовать какой-то конкретный бренд навигатора, чтобы наверняка не ошибиться? Скажем, как «Нокиа» при выборе мобильного телефона? Вот, звонит знакомая девушка, и просит посоветовать, что купить?

М.Р. – Ну, девушке я бы посоветовала соотнести покупку с размером… сумочки! Навигатор нельзя оставлять в машине: его лучше таскать с собой. А большой в маленькую сумочку не войдет…

Маленький навигатор заставляет напрягать зрение во время движения, мелкая клавиатура нервирует в момент набора адреса.

Маленький навигатор заставляет напрягать зрение во время движения, мелкая клавиатура нервирует в момент набора адреса.

М.К. – Беда в том, что присутствие навигатора выдают следы от присоски на ветровом стекле – то же относится и к радар-детекторам. А всякий раз протирать начисто стекло охоты ни у кого нет. Поэтому в машину могут влезть в любом случае, даже если там и нет добычи…

М.Р. – Да, все верно. Но уж лучше заранее уменьшить размер добычи. Особой разницы при выборе модели, в общем-то, нет. Энергетика одинаковая – все держат полтора-два часа, поэтому в дороге все равно нужно подключаться к гнезду 12 В. Попросите включить несколько моделей и сравните разрешающую способность экрана: это совсем просто. Правда, за хороший экран придется чуть больше заплатить…

Я бы взял с большим экраном, дублировать мобильник, переплачивая за него, мне не очень нужно.

Я бы взял навигатор с большим экраном. Дублировать мобильник, переплачивая за него, не вижу смысла.

А число разных моделей сегодня огромно – десятка четыре наберется легко. Если вы эстет, то для вас важно качество пластика, точность сборки – тогда смотрите на «Пионер», «Навигон», «Лександ»… Но в «Пионере» наверняка будет программа «Айгоу» – имейте это в виду.

Кстати, а что там с «ладами» по части встроенных навигаторов?

Интегрированная в российский автомобиль система навигации.

Интегрированная в российский автомобиль система навигации.

М.Р. – Да, часть «калин» и «приор» уже рассчитана на встроенные навигаторы. На приборном щитке, управление – подрулевым рычажком.

Ну, что ж – это хорошо: хоть что-то современное…

М.К. – Не согласен: считаю это профанацией. Мы пошли по пути дешевых восточных производителей «музыки», которые, будучи не в силах обеспечить нормальное звучание магнитол, заменили его подсвеченными динамиками и прочей ерундой на потребу невзыскательному пользователю. Наши машины и так дорогие, а теперь еще и за эту ерунду доплачивать придется! Если мне понадобится навигатор, я его куплю сам, да еще и сэкономлю при этом. А покупая «ладу», я заведомо хочу сэкономить деньги, иначе зачем она мне вообще нужна?

Ну, мы с Михаилом вечно спорим на подобные темы, и это может затянуться. Поэтому на сегодня круглый стол по навигации будем считать закрытым. Спасибо его участникам, обзор получился отличный.

Сейчас я готовлю обзорный материал по теме «Мобильник для себя». Оказалось очень трудно выбрать из моря современных мобильных средств уничтожения свободного времени, но я постараюсь.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Горячие темы

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.