Гран-при Китая F1: Шанхай – только вверх
В Гран-при Китая Себастьян Феттель не смог продолжить свою победную серию. Он приехал вторым за Льюисом Хэмилтоном из McLaren Mercedes, который доказал, что может выиграть у «Булл-Дозеров» из Red Bull Racing в третьей гонке этого сезона.Не знаю, много ли людей у нас в России в это Вербное воскресенье в 11 часов утра включили канал «Спорт», но я был среди них, и болели мы конечно за русского гонщика Виталия Петрова. Поднимал ли он голову от своего болида, но картинка, которую я видел вокруг него, вызывала восхищение. Прежде всего красавец стадион, до которого нам пока как до Луны.
Трасса длиной 5,451 км в Шанхае зимой была еще раз перестроена. ФИА высказывала недовольство волнами на асфальте и плохим стоком воды. Немецкий архитектор Герман Тильке спроектировал ультрасовременную трассу и возвел ее всего за 18 месяцев на месте бывшего болота. Форма асфальтовой ленты, как говорят, напоминает китайский иероглиф, который в переводе значит «ВВЕРХ». Не думаю, что иероглиф был первичен при строительстве, но раз уж так получилось.
Стартовав с десятой позиции Виталий Петров через какое-то время поехал двенадцатым. Эта был не тот великолепный старт, что мы видели в Сепанге на Гран при Малайзии. Но в итоге там он как раз и взлетел вверх на кочке, сойдя с трассы. Здесь на этом иероглифе никак не хотелось увидеть такой прыжок еще раз. Где-то в середине гонки, я понял, что сегодня для Виталия главное не рисковать – приехать в очковой зоне, чтобы получить уверенность, что может ехать стабильно в десятке. Но в глубине души, конечно, надеялся на чудо. Например, дождь приведет к дебюту новых шин Пирелли, и Виталий поедет на них после второй смены. Не зря же он чуть ли не позже всех поехал переобуваться. Но, как и в Малайзии, на асфальт с температурой +22 не упало ни капли. Когда комментатор сообщил, что Виталий едет 11-м, температура воздуха была +32, я еще раз укрепился в мысли, что сегодня нам нельзя рисковать.
Прямая длиной 1,2 км – самая длинная во всем сезоне, и пилоты как могли давили на газ. В тормозной зоне в конце они въезжали в иголочное ушко – лучшее для обгона место на всей трассе. Всего же прямые составляли более половины всей длины. Трижды за круг пилоты оттормаживались со скорости близкой к 280 до 100 км/ч. Остальное – это была борьба на быстрых, средних и медленных кривых.
Несмотря на длинные прямые отрезки, антикрылья болидов устанавливались относительно круто. Время, в основном, здесь делают на кривых. При этом нужен удачный компромисс между прижимной силой и сопротивлением воздуха, чтобы на прямых не дать себя обогнать. Вместе со сцеплением на змейках важна также тяга в конце медленных участков. Тот, кто медленно ускорялся, платит на длинных прямых малой максималкой.
После первых двух этапов много говорили о 82-сильном гибридном бустере, который дает командам выигрыш в 6,6 с. на круг. И что у Ред Булла были с ним проблемы. Нам бы такие проблемы – два первых места на первых двух этапах. А в Шанхае Марк Уэббер с восемнадцатого места на старте поднялся рядом с Феттелем на подиум – стал третьим. Вызываемая нажатием кнопки дополнительная энергия – важное тактическое средство в гонке. Незаменима она и на старте, да еще Марк Вебер на первый круг выехал на твердой резине, чего не сделали другие. Его результат – это просто фантастика, говорит о том, что в этом году Формула1 не та, что прежде. Интрига сохраняется вплоть до взмаха клетчатого флага.
Пилоты Мак-Ларена во время свободной тренировки и в гонке попробовали обновленный пакет, в итоге Льюис Хэмилтон мог прыгать от радости. Где-то там рядом был и глава Merzedes Benz доктор Цетше. Прыгать от радости могут и те, кто выбрал для себя марку, которую он возглавляет.
Феррари тоже охотно уменьшил бы дистанцию до вершины с помощью новых частей, но несмотря на усилия фабрики в Маранелло, в Китае на подиуме не был замечен.
Пока для меня загадка, почему мотор «Рено» постоянно вывозит гонщиков из Ред Булла на подиум, а свои родные Виталий Петров и Ник Хайдфельд из «Лотос Рено» – остаются только кандидатами. На этот раз они приехали соответственно 9-м и 12-м и выше могли подняться только, если бы в головке возникли проблемы. Как я уже говорил, специфика трассы заключается в том, что здесь нужна была хорошая тяга, в том числе при высоких боковых ускорениях, дальше можно еще поспорить о важности тормозов и шинах, но тяги гонщикам «Рено» явно не хватало.
В Гран при Китай 2010-го богатая на события гонка вознесла на верхние ступеньки пьедестала двух пилотов Мак Ларена. Вскоре после начала гонки пошел дождь, как и предсказывалось. Но влага так быстро испарилась, что выиграли пилоты, отказавшиеся от смены шин. На первом этапе в Австралии такая тактика принесла Виталию Петрову успех, но в Шанхае 2011 с заменой шин не угадали.
Трасса в Шанхае не из числа любимых для Виталия но с ней, как он говорил, у него связаны приятные воспоминания. Именно здесь год назад он заработал первые очки в Формуле1. Сегодня плюс два очка – это уже показатель стабильности, что так необходимо, чтобы подниматься вверх.
Комментарий эксперта Михаила Горбачева:
В официальном пресс-релизе «нашей» команды, хотя можно и без кавычек, так как на автомобиле Петрова мы привыкли видеть такой желанный логотип Lada, все и Петров и Хайдфельд и Булье высказали разочарование. Конечно в Китае, где к слову, вся трасса построена на толстой пенопластовой подушке, результаты могли быть лучше. Но, я доволен результатом Петрова. Так держать! Он чётко отработал гонку и не совершил ошибок, а это сейчас очень важно! Чемпионат только начинается и впереди ещё 17 гонок! Виталий доказал, что может ехать без ошибок – и это главное. Конечно, героем гонки стал Марк Уэббер, прорвавшийся с 18 места на третью ступень подиума. Точно так же Виталий прорывался когда-то на Ладе из последнего ряда, только финишировал в той гонке на первом месте. Это было сенсацией, так как простой парень из Выборга расправился со всеми заводскими пилотами. На сегодняшний день Россия имеет хорошего гонщика в Формуле 1 – это факт. Разве несколько лет назад можно было такое предположить? Конечно нет!
Информация к размышлению
Длина трассы/ круги/ дистанция/ победитель/ команда/ : Австралия – 5303 м/ 58/ 307.574 км/ С.Феттель /Red Bull. Малайзия Сепанг – 5543 м/ 56 / 310.408 км/ С.Феттель/ Red Bull. Китай Шанхай – 5451м /56/ 305.066 км/ Л.Хэмилтон /McLaren. Турция Стамбул – 5338 м/58/
- Льюис Хэмилтон («Макларен») — 56 кругов
- Себастьян Феттель («Ред Булл») +5.1
- Марк Уэббер («Ред Булл») +7.5
- Дженсон Баттон («Макларен») +10.0
- Нико Росберг («Мерседес») +13.4
- Фелипе Масса («Феррари») — +15.8
- Фернандо Алонсо («Феррари») +30.6
- Михаэль Шумахер («Мерседес») +31.0
- Виталий Петров («Лотус-Рено») +57.4
- Камуи Кобаяси («Заубер») +1:03.2
- Пол Ди Реста («Форс Индия») +1:08.7
- Ник Хайдфельд («Лотус-Рено» +1:12.7
- Рубенс Баррикелло («Уильямс») +1:30.1
- Себастьян Буэми («Торо Россо») +1:30.6
- Адриан Сутиль («Форс Индия») +1 круг
- Хейкки Ковалайнен («Лотус») +1 круг
- Серхио Перес («Заубер») +1 круг
- Пастор Мальдонадо («Уильямс») +1 круг
- Ярно Трулли («Лотус») +1 круг
- Жером Д’Амброзио («Маруся-Вёрджин») +2 круга
- Тимо Глок («Маруся-Вёрджин») +2 круга
- Витантонио Лиуцци («Хиспания») +2 круга
- Нараин Картикеян («Хиспания») +2 круга
Личный зачет после трех этапов
1. С.Феттель | Red Bull | 68 | |
2. Л.Хэмилтон | McLaren | 47 | |
3. Д.Баттон | McLaren | 38 | |
4. М.Уэббер | Red Bull | 37 | |
5. Ф.Алонсо | Ferrari | 26 | |
6. Ф.Масса | Ferrari | 24 | |
7. В.Петров | Renault | 17 | |
8. Н.Хайдфельд | Renault | 15 | |
9. Н.Росберг | Mercedes | 10 | |
10. К. Кобаяши | Sauber | 7 | |
11. М. Шумахер | Mercedes | 6 | |
12. С.Буэми | Toro Rosso | 4 | |
13. А.Сутил | Force India | 2 | |
14. П. ди Реста | Force India | 2 | |
15. Х.Альгерсуари | Toro Rosso | 0 |