Мотор прогревать?

Мотор прогревать?
Автор:

Прогревать мотор или нет? Простую, казалось бы, тему с Петром Меньших обсуждают за круглым столом авторы традиционно скандальных зарулевских материалов из рубрики «Экспертиза» – доцент кафедры двигателей внутреннего сгорания Санкт-Петербургского Университета, к.т.н. Александр Шабанов и заведующий отделом экспертиз и спецпроектов журнала ЗР Михаил Колодочкин.

Очередной круглый стол частично был намечен при нашей прошлой встрече. Я тогда поинтересовался, стоит ли сегодня прогревать мотор автомобиля или же оставить подобные исторические познания в прошлом тысячелетии? Коллега Шабанов тогда высказался осторожно: дескать, если ратуешь за экологию, то нужно сразу же начинать движение, а если жалеешь моторчик, то лучше постоять… Я ничего не переврал?

А.Ш. – Нет, все верно. Я бы и сейчас ответил так же, потому что черно-белые градации не по мне.

А вот я только что приехал из Германии, где, понятное дело, много общался с немцами. Они педанты и расплывчатых характеристик не понимают. Скажешь: «надо!» – будут прогревать!

М.К. – Так у них и вопросов таких не возникает, потому что все ответы даны в библии – инструкции по эксплуатации их автомобиля. А там насчет прогрева ничего не сказано. Сел – поехал. К тому же, вонять под чужими окнами, будь на выхлопе хоть Евро V, там не станут.

А.Ш. – Опять-таки, все верно. Но вы интересовались моим личным мнением. Да, подтверждаю – вонять нехорошо. Но заводу-изготовителю, который пишет инструкции, ресурс мотора абсолютно не нужен. Ему надо все совсем наоборот – чтобы движок выходил свой гарантийный срок плюс еще чуть-чуть, а потом – на свалку. И владелец должен купить новый автомобиль, тогда всем будет хорошо. Увы, такова современная концепция. Но я хочу сказать другое: то, что у новых моторов их конструкция и материалы не требуют прогрева – чушь полная! Физика справедлива и для старого «Жигуля», и для новой «Шкоды».

А что там страшного-то?

Прогревать мотор или нет?

А.Ш. – Если холодно, то все равно масло какое-то время будет студнем стоять в поддоне и не сразу пойдет в зону трения. А если так, то подшипники и кольца будут, извините, драть по чистому металлу – износ неизбежен. А потому в этом вопросе надо думать своей головой, а не тупо следовать инструкциям. И мотор следует хоть немного, но прогревать.

Так мотору станет хоть немного лучше, если я буду тарахтеть во дворе?

А.Ш. – Мотору станет легче, это однозначно. А вот с экологией будет неважно, если холодную машину насильно отправлять в зимний пробег. Токсичность все равно будет бешеная – ведь до момента прогрева контроллер будет богатить смесь, а расход отработавших газов при движении будет куда большим, чем в момент прогрева на стоянке. Проценты содержания гадости в отработавших газах – те же, а вот самих газов, а вместе с тем и гадости – куда как больше. Правда, мотор при движении, если ехать тихо-тихо, прогреется быстрее, чем стоя во дворе. Но кто нынче захочет ехать тихо-тихо? А тут – все наоборот, радиатор будет активно обдуваться холодным воздухом и темп прогрева замедлится.

М.К. – Мне кажется, что проблема немножко надумана. Чтобы там ни было, не нужно греть машину во дворе. Если она ночует в чистом поле, тогда дело другое, но это – нереальные примеры. Я убежден, что в любой ситуации нужно после пуска мотора начинать двигаться, избегая резких нагрузок.

А.Ш. – Если есть возможность ехать медленно-медленно, то – конечно. Беда-то в том, что, чаще всего, такой возможности нет. Выкатываешь на трассу, а там машинки попутные не понимают, что тебе еще рано газовать и потому начинают нервничать. И твоя нога уже сама топит педаль – такова реальность. В итоге по ресурсу – сплошные убытки. Потому что грузить сухой узел трения крайне неполезно.

М.К. – А еще есть такой капризуля, как каталитический нейтрализатор. Ему стехиометрию подавай, а не богатую смесь.

А.Ш. – Да, он ее очень не любит. Поэтому прогреваться нужно побыстрее.

А необходимость прогрева едина для всех моторов или какие-то из них менее требовательны к этому?

А.Ш. – А с этой точки зрения все моторы одинаковы. В каких из них нет подшипников или поршневых колец? Кстати, чем сильнее форсирован мотор, тем больше нагружены подшипники. Стало быть, они более требовательны к качеству смазки.

Что считать прогретостью мотора? Раньше можно было кивать на указатель температуры, а сегодня он присутствует далеко не на каждом приборном щитке.

А.Ш. – Зато появились расходомеры. Контроллер подскажет, что расход на режиме минимальных оборотов холостого хода полностью стабилизировался и перестал уменьшаться. Опять-таки, с точки зрения инженера нужно ждать, когда полностью прогреется моторное масло. А это сильно дольше, чем время прогрева системы охлаждения. Как видите, опять получаются полутона: четкого ответа на вопрос не существует.

А можно ли четко уточнить: что такое ресурс и чему он сегодня вообще равен? Откуда пользователю знать, что заложено в его моторе: придаваемые к авто «букварики» об этом ничего не говорят. В чем он, вообще, измеряется – не в попугаях же! Слышали рекламную песенку про двойной ресурс?

Прогревать мотор или нет?

А.Ш. – Для моторов по нормативным документам и вчера, и сегодня, и завтра, ресурс определялся не в попугаях, а в моточасах. Поскольку нам лень засекать точное время работы автомобиля, а показания одометра – всегда перед глазами, то их соотносят с пробегом, хотя это не совсем правильно. Один километр стояния в пробках летом и один километр пробега по загородной трассе – совсем разные «километры» для ресурса мотора.

Для автомобильных двигателей, заданные по ТЗ на их разработку, ресурсы – это около 5000 моточасов (по ВАЗу). Сколько по VW – группе, например, не скажу: это закрытая информация. Для сравнения укажу цифру для современных судовых дизелей, например, или дизель-генераторов: 100 … 120 тыс. моточасов! Такая вот разница… В ТЗ на каждый двигатель вообще определяют три ресурса: до первой переборки, до капитального ремонта, полный ресурс. Во всяком случае, так обстоят дела в России. Но уверенно можно сказать, что сейчас ресурс «ненаших» моторов не стоит для фирм-изготовителей ни на первом, ни даже на втором месте. И вообще – длинный ресурс фирмам не выгоден. И это чувствуют все автомобилисты. Но это, на мой взгляд, отдельная тема.

М.К. – А крутить мотор с места в карьер не стоит в любом случае.

А.Ш. – Да, мои рекомендации греть мотор относятся к любому автомобилю. Глубокое заблуждение в том, что наш мотор принципиально отличается от ненашего – поршни и там, и там круглые, и масло в одно место заливается. Поэтому что навороченный «Мерин», что наша «Калина» – они все по одним законам живут. Правда, мажорская привычка типа «убить-продать», конечно, имеет право жить, и активно пропагандируется в современном мире, особенно в молодой его части. Но это – в прямой аналогии с человеком. Можно и тут сказать – жри наркотики, пей водку, пока здоровья хватит, а дальше – будь что будет! Вот только в процессе веселой жизни не приходится удивляться, что в неожиданный момент вдруг сердечко прихватит. И тут тоже – ресурс, и те правила, которые направлены на его продление, в первую очередь повышают надежность машины и в период того срока, пока ее насилуешь. А это – не только экономия для кошелька, но и экономия нервов. Относись к машине, как к себе – и она тебе сторицей отдаст! Почти библейская истина!

Я понял вашу позицию. Впрочем, гонять мотор под чужими окнами, да и под своими, тоже, современному водителю просто не к лицу. Но и про ресурс забывать не стоит, даже если вы настроены менять машины раз в год. Хотя бы потому, что для настоящего автомобилиста мотор – это живое существо…

С наступающей вас зимой 2010-11.

Прогревать мотор или нет?



  • Михаил

    Грел, грею и буду греть! Зимой и летом! Т.к. без прогрева машина тупит. Был спор с тестем, когда он купил новый фокус – он был Против прогрева, по причине «современности движков и масла» и в итоге замена (негарантийная) кат.нейтрализатора на пробеге в 40.000 км, горящий чек при активной езде на холодную и дергание движка! Сейчас он прогревает – катализатор ходит (уже 120.000), чек не горит, движок не тупит и не дергаеЦа. Предвижу, что какой то умник напишет «бензин хороший заливай!» Отвечу – только лукоил или татнефть.

  • Сергей

    Сомневаюсь, что движение на первой передаче и холостых оборотах значительно добавит нагрузки и повысит износ двигателя против работы такого же холодного мотора на месте. К тому же машина проедет некоторое расстояние и не нужно будет его-же преодолевать после прогрева на стоянке. Хорошо когда есть место, например при выезде из гаражного кооператива. Ктому-же 1-2 минуты двигатель все-таки греется, пока закрываешь гараж.

  • Эдуард

    А я прогреваю не столько машинку сколько салон,стекла и т.д.! Ну а пока греется салон – прогреется и машинка! И всем советую именно это!

  • Ермек

    Без прогрева никак не получится! Так как замерзшие окна и через них ни черта не видно. Волей неволей придется. Иначе въедешь не туда))). Попробуйте отковырять лед со стекол без подогрева изнутри! У меня не получается)). Все скребки и руки отобьешь.

  • Роман

    Я даже летом 2 минуты прогреваю.

  • Сергей

    Господа. Несмотря на многообразие и обширность работ и исследований в данной области, она является еще большим белым пятном в эксплуатации ДВС. Я лично защитил кандидатскую диссертацию по режимам прогрева, где проводил оценку интенсивности изнашивания подшипников коленчатого вала на различных режимах прогрева и в настоящее время продолжаю заниматься этой проблемой. Еще не решены вопросы по длительности прогрева, а также влияния различных типов масел, использование различных типов подогревателей, оптимален ли режим прогрева, установленный заводом-изготовителем и т.д. Если редакция «ЗР» будет заинтересована данными результатами, буду рад сотрудничать…

  • Link.

    Не вижу логики!!!
    На прогреве обороты мах 1500-2000(на более менее новых а/м), а при «неспешном » движении гораздо выше! И это уже не говоря об опасности такого движения в потоке.

  • Garde

    В нашей местности прогревать надо не столько двигатель, сколько салон…

  • link

    Что такое прогрев? Работа двигателя на повышенных оборотах. На карбюраторных машинах для этого вытягивают «подсос» и холодный движок крутится на 1500 оборотах. Полезно это движку? Вряд ли. Масло-то еще холодное, густое, а обороты большие. Идет интенсивный износ. А раз так, то какая разница, ехать или стоять?
    На счет картонки у радиатора с целью быстрейшего прогрева – вообще насмешили. Радиатор при запуске – ледяной и начнет греться не раньше, чем термостат откроется, а это ох как не скоро.
    Короче, в ситуации с холодным пуском та же, что и со стиркой в стиральной машине. Там сейчас горячая вода не нужна, так как современные стиральные порошки все отстирывают при температуре +30 градусов. Так и с ДВС. Им главное чтобы смазка была, а потому имеет важное значение вязкость масла. Поэтому, чтобы пуск ДВС в мороз был без последствий, надо, чтобы масло было жидким. А как вы этого достигнете (заливом синтетики или подогревом поддона и укутыванием масляного фильтра) – все равно. Автор статьи предпочитает греть масло запуском. Имхо, бред! )))))

  • Отвлеклись….Флудим :-)

  • Валерий

    Сергей!
    Я только за организованные переходы, виадуки, подземные переходы.

  • Вот в этом вся наша сущность!!! Сначала пишем законы, потом их не можем исполнять.

    По мне так дорога изначально для автомобилей создавалась, значит а/м там главный. Предвижу не понимание от авторов блога, но проблема есть и молчать – значит продолжать «ставить кресты» и плодить ЗК. Выход только один строить подземные переходы!
    P.s. И уж полный идиотизм рисовать зебру на 4-х полосной Фередальной трассе

  • Валерий

    Сергей!
    Про адаптивный ксенон есть статья в свежем Авторевю. Да, они почти одинаковы фары. Но обработка стекла хуже-большое рассеивание. Вообщем почитай статью, если интересно. Про тонировку тоже писали. Ну а нам россиянам,если разрешить тонировку, то будет полный вжик-мы же меры не знаем.

  • Валерий

    Сергей!
    Не хочу больше поднимать тему преверженности, тем или другим авто. Это, я уже понял, просто не корректно. Сколько людей-столько мнений, а с учётом. что среди людей есть ещё и юристы, то мнений ещё больше. Мне Куга не нравится, а из Пассата я уже вырос, да и дорог он, впрочем как и форд.
    А вот пешеходы, это тот ещё фрукт. К сожалению, если даже «ЗР» поднимет эту тему, кто будет читать его статьи? Догадайся с трёх раз. Правильно, автомобилисты!
    спасибо нашим законодателям, которые вот так всё изложили и СМИ, которые соответственно так всё преподносят. Я думаю, что уже сложившиеся стереотипы в голове пешехода никто не исправит.
    Вчера видел как пешеходы идущие через нерегулируемый переход не давали проехать автобусу… ПРут и прут, прут и прут из метро. А сколько их там в метро!!! Не пересчетать. Он постоял пару минут, отжал зазевавшуюся парочку и поехал на остановку, где его ждёт другая толпа.
    А ещё они хотят, чтоб мы тормозили, даже если один пешеход появился с одной стороны четырёхполосной дороги, а ты едешь по другой крайней полосе.
    Мы теперь просто потенциальные сидельцы, так как моментально остановиться не может никто.
    всем привет.

  • Валерий!
    Скажу прямо – дело не в редакторе, а во всеобщей тенденции «продажности». Кто заплатил того и двигаем. Ну а любовь ЗР к народному авто давно уже ничем не прикрыта. Практически во всех тестах он в лидерах, причем далеко не всегда объективно. В «+» ставят сомнительные преимущества и отдают им доминирующее значение. Да что говорить, достаточно вспомнить тест Пассата и Мондео. Мне просто интересно тот кто писал статью хоть раз сидел сзади в Пассате и Мондео? Как может «старье» опередить новую модель?! Не удивлюсь если при очередном тесте рестайла Мондео опять выиграет Пассат. Тоже самое можно сказать и про тандем Тигуан/ Куга.
    Предлагать темы? Хм… А кто нас слушает? Кто оплатит наш с Вами интерес? Интересно кто то проводил исследования влияния «тонировки» на аварийность? Кто то провел тестирование адаптива (кстати почему в него нельзя ставить ксенон до сих пор не пойму – конструкция оптики практически идентична). Зато на тесты присадок ко всему чему только можно деньги есть, а в результате «О»эффект на грани ошибки измерения! Зато тут же на следующей странице целая статья: НОВИНКА, СЕНСАЦИЯ, ПРОРЫВ…..модное слово НАНО!!!

    Вот Вам тема: Пеший экстримизм!!! Заметили сколько стало аварий с участием пешеходов? А почему? Просто пешеходы УВЕРОВАЛИ в свои права, а вот про ОБЯЗАННОСТИ как то забыли. Что было раньше записано: При переходе пешеход ОБЯЗАН убедиться в безопасности своих намерений и УБЕДИТЬСЯ что его пропускают. А то что творится сейчас это похоже на цирк, когда пешеход кидается не глядя под колеса. Но машина не может затормозить мгновенно даже с 20 км/ч.
    Может быть кто то возьмет на себя смелость поднять эту тему?

  • Валерий

    Сергей написал:
    15.11.2010 at 6:38 дп | Permalink
    Полностью поддерживаю Валерия!!!
    За последние 7-8 месяцев «ЗР» стало просто противно читать, одна реклама и проплаченные анонсы (в основном VW). Скажу больше с августа перестал покупать «ЗР», хотя до этого много лет спешил ежемесячно купить его.
    Сергей!
    Ну ты зря на счёт «ЗРа». Да, они изменились после смены главного редактора. Но так и должно быть. А о чем им еще писать, они уже и не знают. Подскажи им о чём. Ну а ведь новый Спотридж уже везде мелькает и остальные не отстают. Ну а VW РЕАЛЬНО РВАНУЛ. один Поло чего стоит, ведь он выходит на уровень с японцами или японцы его почти догнали?? У меня был Ниссан Тиида-класное авто. Я больше двух месяцев выбирал следующее авто из дюжины, по нескольку раз бывал в салонах, брал тестдрайвы. И в конечном итоге остановился перед выбором: Тигуан или РАВ. Выбрал VW, но дизель и не жалею. И мне надоело его греть-сегодня мне ставят ВЕБАСТО. Так-что вопрос прогрева для меня решён, НО МНЕ ВСЁ РАВНО ИНТЕРЕСНО, ЧТО НАПИШЕТ ЖУРНАЛ ПРО ДИЗЕЛЯ И ОН УЖЕ НАЧАЛ ПИСАТЬ в последнем «Купи авто» есть статья про «коммон рейл».
    Всем всего наилучшего!!!

  • Полностью поддурживаю Валерия!!!
    За последние 7-8 месяцев «ЗР» стало просто противно читать, одна реклама и проплаченные анонсы (в основном VW). Скажу больше с августа перестал покупать «ЗР», хотя до этого много лет спешил ежемесячно купить его.

  • Валерий

    Уважаемые, господа. Рад, что Вы опять вернулись к этой проблемме. Раньше для меня не было вопросов: «греть-не греть». Но сейчас я взял VW-дизель и вопрос встал опять. Дизель не бензин.
    Почитайте журналы «За рулём», «купи авто», газету»За рулём», везде: «наконец-то в Россию поставят дизель». Ну поставили. А с чем его едят? Заправляемся на Лукойле, это я понял, а что дальше?
    Очень понравилось предложение Бориса: «…то почему бы ему не устроить тест «Зимний запуск-смерть моторам» (шутка). После нескольких зимних пусков можно проанализировать моторное масло и с большой долей вероятности сказать на сколько пагубен он для двигателей. А если сравнить пробы масла летнего и зимнего марафонов можно сделать определенные выводы подкрепленные данными.»
    А ведь можно ещё исследовать, как изменяется ресурс двигателя от разных режимов прогрева: с места в движение при оборотах зажигалки 2000-2500 и 1500-2000 для дизеля. второй режим– прогрев до 50 градусов масла, а не тосола, а потом вперёд!
    Вот Вам темы для следующих статей в журналах, плиз.

    • Петр Меньших

      Отлично, Валерий! Спасибо за хорошее письмо.

  • Во всей дискусии есть одно здравое зерно: Жизненный цикл товара искуственно сокращают, стимулируя нас больще и чаще покупать. Так как верно было подмечено, что мотор как живой организм, то и относиться к нему нужно с уважением! Для себя давно решил – движение без прогрева НЕ НАЧИНАТЬ! Ну естественно если нет жизненно важной необходимости.
    И потом всегда приятно сесть в теплую машину.
    Насчет экологии…. Как человек имеющий экологическое образование могу сказать одно: теоритически в режиме прогрева должно выделяться больше ЗВ (и методики расчетов «заточены» на это), но логика подсказывает обратное. Все знают что «холодная» машина как говорится «не едет» и нужно больше даваить на газ, а это прямое увеличение выброса ЗВ, да и к тому же нейтрализатор в этом случае не эффективен – он просто не нагрелся и не вышел на оптимальный режим дожига ОЗВ. И потомдо сих пор не ясно что же опаснее СО и NOx или вся та дрять что образуется после нейтрализатора :-)
    Ведь это только в теории вся органика горит до Н2О и СО2

  • Не знаю человека который бы не грел машину, а вообще реально надо смотреть как обороты спадут до нормальных так и ехать можно, а вообще на счет програва во дворе: гараж нужно и меть и там греться столько душе угодно :)

  • Борис

    По поводу экологии, в первые минуты прогрева пока датчик кислорода не прогреется выброс вредных веществ будет максимальным. Наверно поэтому за границей советуют быстрей отъезжать от своего дома, дабы родственники не отравились.

  • Борис

    Ответ Михаилу Колодочкину.
    Совет про «супротек» – ответ на высказывание Александра Шабанова.
    А.Ш. – Если холодно, то все равно масло какое-то время будет студнем стоять в поддоне и не сразу пойдет в зону трения. А если так, то подшипники и кольца будут, извините, драть по чистому металлу – износ неизбежен. А потому в этом вопросе надо думать своей головой, а не тупо следовать инструкциям. И мотор следует хоть немного, но прогревать.
    Я не призывал ездить без масла.

    А от господина Шабанова хотелось побольше конкретики.

  • Михаил Колодочкин

    Вниманию г-на Бориса. Сэр -– я Вас не понял, причем совершенно не понял! Как связаны беседа за круглым столом у М.П.С. и исследования кафедры? Об отсутствии каких испытаний вы говорите? Как тут замешаны «60 часов…»? А пожелание залить «Супротек» и забыть обо всем -– это, конечно, сильно сказано. Конечно, без масла ездить куда спокойнее -– не вытечет!

  • Севастьянов Вадим

    Добрый день!
    Для себя разработал следующую процедуру:
    Прогреваюсь на месте до температуры 40-50 градусов (по борт. компу. видно), либо ориентируюсь по стрелке штатного указателя, она должна сдвинуться от нулевой отметки. Пока машина греется успеваю смахнуть снег, очистить стекла, фары.
    Если это в замкнутом дворе, то время работы при прогреве на месте не растягиваю, но и не трогаюсь сразу. Если уж совсем выхлоп в окно на первом этаже направлен, то тихонько в сторону отъезжаю и далее прогреваюсь в сторонке. Так машину еще вечером стараюсь не ставить )))).
    При выезде со двора совершая маневры необходимо нажать на тормоза, покрутить рулем и т.п., следовательно и эти узлы хоть немного, но разогреются. Ну и при начале движения по оживленной улице температура уже 70-80 градусов, все системы опробованы, так скажать «проснулись», машина готова к нормальной нагрузке.

  • Anar

    Есть ещё метод, полезен для владельцев авто с АКПП. Заводим с утра машину, ставим R или D (Говорят лучше R. маслу в коробке приходится больше циркулировать) Удерживаем тормоз и ждём как я уже писал в предидущем посте пока обороты начнут потихонечку спадать. Так и в коробке масло «растолкается» и мотор так быстрее греется.

  • Anar

    А я вот как с этим делом разбираюсь. Авто БМВ 330i на данный момент, но и на других поступал так же. Заводишь с утра машину, обороты держатся в районе 1000об/м. Стою, курю, как только обороты начинают падать (нормальные для моего мотора 600об/м) можно трогаться! Такой прогрев занимает от минуты до 3х, зависит от темпиратуры за бортом, получается и мотору полегче и экологии и соседям. Ну и сразу же гонять не стоит естественно.

  • Борис

    Разговор ни о чем. Греть или не греть. Где конкретика, которую мы вправе ждать от доцента кафедры двигателей внутреннего сгорания Санкт-Петербургского Университета, к.т.н. Александр Шабанова. Разве не проводились подобные исследования в университете или других научных лабораториях? Не поверю. Если «За рулем» устраивает супер марафон 60 часов на максимальной скорости по кольцу, то почему бы ему не устроить тест «Зимний запуск-смерть моторам» (шутка). После нескольких зимних пусков можно проанализировать моторное масло и с большой долей вероятности сказать на сколько пагубен он для двигателей. А если сравнить пробы масла летнего и зимнего марафонов можно сделать определенные выводы подкрепленные данными.

    Или просто залить «супротек» и о негативе холодного пуска можно забыть. «За рулем» проводил тест без масла.

  • Уазист

    «расход отработавших газов при движении будет куда большим, чем при движении.»– и как это понимать? Надеюсь опечатка.

  • Tanc

    Да надо греть надо, вот на некоторых машинах есть даже контрольная лампа ( хонда джаз, митцубиши кольт ) горит синяя лампа холодного двигателя значить стой, но 5 минут постоять можно

Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.