Аккумулятор, на старт!

Аккумулятор, на старт!
Автор:

Аккумулятор в моей машине отказал как раз в тот самый неподходящий момент, когда подморозило, и нужно было забирать дочку друга из роддома. Вспоминаю пустые щелчки после поворота ключа в замке зажигания, и даже сейчас лоб покрывается испариной.

С тех пор слежу за батареей как за живым существом. Последнее время помогает мне в этом зав. отделом экспертиз журнала «За рулем» Михаил Колодочкин. Зайдем к нему для беседы об автомобильном электричестве в предстоящие осенние холода.

Батареи в доме теплеют – значит, наступила осень, и коммунальщики врубили отопление, согласно утвержденному свыше графику. Глупо, в общем-то – логичнее отслеживать температуру «за бортом». Но вот что касается других батарей – аккумуляторных, то здесь привязка к календарю выглядит оправданной. Когда же еще задумываться о замене аккумулятора, как не перед зимой?

МК. – Согласен. Если внутри двигателя плещется теплое масло, то прокручивать коленвал значительно легче – тут и полудохлая батарея справляется с задачей. А вот на холоде стартеру нелегко и он норовит превратиться в чисто активное сопротивление, потребляющее очень большой ток. Негодная батарея выдать его не может, и лампочки на приборной панели гаснут у вас на глазах…

Допустим, я хочу перед зимой купить новую батарею, пока хорошие не разобрали. На что обращать внимание в первую очередь? Цена, габариты, бренд?

Первым делом уточняем, какая полярность нам нужна, и прикидываем, уместится ли покупка в отведенной ей нише на авто? Далеко не во всех магазинах представлены батареи одного бренда как с прямой, так и с обратной полярностью. Поэтому, сообразив, где у нас плюсовая клемма – справа или слева, мы сразу отсекаем добрую половину ассортимента прилавка. А если машина не европейская, то и сами клеммы могут отличаться и по форме, и по расположению от привычных «вазовских». Это также сужает поле выбора.

Аккумулятор, на старт!

Жилплощадь для батареи определена, полярность тоже. Вот такую и будем искать!

Ну, это понятно: какой смысл брать батарею, которую я не смогу подключить к штатным проводам? А что насчет габаритов? Брать то, что уместится?

Ну, грубо говоря, да! Дело в том, что абсолютно одинаковых батарей сегодня на рынке практически нет: эта чуть выше, другая обещает больший ток… К примеру, в последней зарулевской экспертизе аккумуляторов (ЗР, 2010, №10) мы проверяли батареи емкостью 60 А⋅ч. Так вот: высота приобретенных нами изделий различалась на 11%, а заявленные токи – аж на 28%! Причем первое никак не связано со вторым: большая батарея далеко не всегда более мощная! А цены вообще живут своей жизнью: от 1600 до 3800 руб. Причем «дорого» и «хорошо» – вовсе не синонимы…

Но ведь мы уже отмечали ранее, что емкость батареи – это не самый удачный термин! Куда важнее ток и энергия!

Так оно и есть. Поэтому лучше действовать так: определившись с полярностью, выбрать подходящий бренд, а уже потом подобрать в нем батарею максимальной емкости, которая влезет в отведенное ей место. Выбирая бренд, мы сразу можем отсеять заведомо слабые батареи других производителей, а уже потом выбрать самую-самую…

А можно ставить батарею емкостью, скажем, 62 Ач, если раньше у меня стояла батарея на 58 Ач?

Да, без вопросов. Это тот случай, когда запас карман не тянет.

А почему же тогда в советские времена на ряде армейских грузовиков было строго запрещено устанавливать аккумуляторы большей емкости?

Было дело… Но вовсе не потому, что «генератор не потянет». Причина состояла в том, что когда двигатель не желал пускаться, водители частенько крутили стартеры до тех пор, пока аккумулятор не разрядится полностью. Те при этом сильно перегревались и, порой, выходили из строя. А чем выше емкость батареи, тем дольше можно было издеваться над бедным электромотором. Именно для защиты стартеров от подобного издевательства и появилось когда-то требование не превышать емкость батареи выше «стандартной». Но сейчас это не актуально.

Переходим к самому больному вопросу – какой бренд предпочесть?

Я бы посоветовал не обращать никакого внимания на блеск рекламных плакатов, а просто пробежаться по «зарулевским» экспертизам последних лет. Кто стабильно входил в тройку призеров, кто прыгал с первых строчек на последние – все это очень интересно. Напоминаю: каждая наша экспертиза – это определенная лотерея для ее участников: никто из них понятия не имеет, в каком магазине мы купим их батарею и в каком состоянии она там находилась! Наше дело – купить гарантийное изделие в «серьезном» магазине и обязательно зарядить его. Стартовые условия для всех одинаковы.

Мы сегодня стали ленивы – рыться в старых публикациях охотников мало. Напомните, пожалуйста, кто и как себя вел?

Пожалуйста. Вот тройки призеров последних трех лет. 2009: VARTA, МEDALIST, а-mega. 2008: BOSCH, MEDALIST, VARTA. 2007: Мutlu, АКОМ, МEDALIST. Забегая вперед, могу немножко приоткрыть завесу тайны 2010 года – пьедестал поделили VARTА, ЗВЕРЬ и MEDALIST. В каком порядке – не скажу.

А остальные? Не в этом году, а за последний период?

Самые крепкие середняки – это, пожалуй, словенская Topla, сибирская Tyumen battery, турецкая Mutlu. Очень нестабильно выступают подольские батареи – предсказать их результаты почти невозможно. Прекрасно смотрятся батареи a-mega с Украины. Что касается батарей с красивыми этикетками, но неизвестными названиями, то я бы не советовал рисковать.

А BOSСH?

Я считаю, что аккумуляторные батареи – далеко не самая сильная сторона уважаемой фирмы. В любом случае, от такого бренда не ждешь ничего, кроме первого места, а любое другое воспринимаешь как неудачу. Да еще цена, которая точно не обрадует…

А почем сейчас батареи?

Батареи для последней экспертизы (емкостью 60 Ач) имели ценники от 1600 руб. за тюменское изделие до 3800 руб. за «Бош». При этом цена зависит как от бренда, так и от места приобретения.

Насколько я помню, в последний раз вы проверяли три десятка батарей. Каково общее впечатление?

Неважное. Реальная емкость новеньких батарей различается на 38%, а половина из них не смогла выдать заявленный ток. Именно поэтому я и рекомендую выбирать проверенные бренды, а не играть в лотерею.

А стоит ли при выборе батареи внимательно изучать ее технические характеристики? Скажем, оценивать резервную емкость или ток холодной прокрутки?

Аккумулятор Daewoo

Эта корейская батарея – пример неинформативной этикетки. Что обещает нам ее изготовитель?

Обязательно стоит, только где их взять? Далеко не на каждой батарее все это указано – разве что заявленный ток! Да и тот, как показывает практика, зачастую ни о чем не говорит. Единственная объективная реальность – это габариты и полярность, но об этом мы и говорили в самом начале.

Если бы все производители батарей соблюдали стандарты, то на этикетках было бы море информации: дата изготовления (месяц и год), номинальная емкость (в А•ч, хотя многие по серости пишут А/ч!), ток холодной прокрутки, масса, полярность и т.п. Очень информативный параметр, к примеру, резервная емкость: она показывает, сколько минут протянет ваш автомобиль, если на нем неожиданно умрет генератор, а за бортом темно и холодно… При среднем токе потребления в 25 А (фары, борткомпьютер, дворники, обогрев стекла, вентилятор и т п.) батарея должна помочь вам дотянуть «до базы», где неисправность устранят. В общем, чем больше циферки на этикетке, тем лучше! Если, конечно, речь не о массе изделия…

Подольский аккумулятор

Подольские аккумуляторы можно ставить в пример как носитель образцовой этикетки.

А какую батарею выбирать – обслуживаемую или нет?

Сегодня эту терминологию окончательно запутали, благодаря новому стандарту, который явно нуждается в доработке. Формально говоря, у многих батарей есть доступ к банкам, а потому в них можно доливать дистиллированную воду. Такие изделия – назовем их обслуживаемыми – можно рекомендовать для старых авто с нестабильным напряжением в бортсети. А для любого современного автомобиля это некритично: новую батарею (с доступом к банкам или без него) ставят под капот и на несколько лет забывают о ней. Если, конечно, не ставить цель специально ее угробить раньше срока. Прием хорошо известен: ночные зимние пуски плюс полный набор включенных энергопотребителей плюс короткие пробеги в пробках… При таких условиях батарея не успевает подзаряжаться от генератора и потихоньку «помирает». Еще чаще водитель забывает выключить на машине фары – к вечеру такой аккумулятор разрядится полностью. Правда, наш эксперимент показал, что все подопытные батареи в итоге успешно ожили после трехсуточного пребывания « в коме», но современные изделия этого, тем не менее, не любят.

Спасибо, Михаил. Я знаю Вы пришли в журналистику из среды инженеров-электриков…

Хотите, чтобы я вспомнил анекдот о том, как нельзя трогать оголенные контакты мокрыми руками?!



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.