Интервью с Карлосом Гоном: Директора не заменит никто

Интервью с Карлосом Гоном: Директора не заменит никто
Автор:

Карлос Гон: директора не заменит никто…

Карлос Гон (Carlos Ghosn)

Родился в 1954 году в Бразилии. В 1974 году окончил химфак Высшей политехнической школы в Париже, в 1978-м – Высшую горную школу. Работал в компании «Мишлен». С 1996 года исполнительный вице-президент «Рено». В 2001 году – президент и генеральный директор «Ниссан», с апреля 2005-го – президент и генеральный директор «Рено». Признан одним из лучших топ-менеджеров в автомобильной индустрии.

Для начала хочу попросить подписать для редакции вашу книгу «Гражданин мира». Вспоминаю, что у губернатора Самарской области Владимира Артякова она тоже есть. В свое время он воспринял приход «Рено» на АВТОВАЗ с большим энтузиазмом. Не может ли у него создаться впечатление, что сейчас, по прошествии некоторого времени, Карлос Гон несколько отходит от своих энергичных и напористых действий, медлит?

Сложно ожидать повторения событий в совершенно разных обстоятельствах, начиная от самих компаний и кончая экономической обстановкой. Книга эта – о возрождении «Ниссана» и создании альянса «Рено-Ниссан», ключевым для которого было мое пребывание на посту исполнительного директора «Ниссана», полностью независимого в своих решениях. Не было никого, кто указывал бы, что я должен делать. Да, я ощущал большую поддержку, но решения принимал только сам. Как и в ситуации с «Ниссаном», «Рено» является акционером – в данном случае АВТОВАЗа, но ответственность за успех компании несет ее директор – господин Алешин. Мы его всячески поддерживаем, подсказываем необходимые ориентиры, называем отправные точки, но никто не может его заменить, как никто не мог заменить меня, когда я возглавлял «Ниссан». Если случится успех, это будет его успех, а если провал – его провал. Конечно, в таком случае последствия коснутся и нас, как компанию-акционера. Самое опасное – назначив управленца, вмешиваться в его решения. Таков основной урок, который можно было извлечь в свое время из создания альянса «Рено-Ниссан». И здесь, будучи миноритарным акционером, мы не отходим от такого принципа. Не забудем: у нас только 25% плюс одна акция АВТОВАЗа. Мы весьма прозрачны. Когда нам что-либо не нравится, сразу же обращаем на это внимание: начинаются обсуждения в совете директоров, консультации с исполнительным директором. И, естественно, мы уважаем мнения друг друга. Ставки в этой игре для нас так же велики, как и ожидания российского правительства. У нас коллективная ответственность, и распределяется она так: основное ее бремя несет исполнительный директор, затем – крупные акционеры и лишь потом миноритарные акционеры, то есть мы. Это условия, которые были предложены в самом начале, мы их приняли и не намерены от них отступать.

Carlos Ghosn и Владимир Путин

Карлос Гон и Владимир Путин

Как акционеру АВТОВАЗа, вам волей-неволей приходится участвовать в принятии таких решений, от которых зависит сохранение рабочих мест в Самарской области. Подобное можно наблюдать сейчас также на примере ГАЗа и «Опеля» в Нижнем Новгороде. Насколько такие – во многом вынужденные – политические решения эффективны с позиций бизнеса?

Я не рассматриваю ситуацию под таким углом. Когда нас пригласили в качестве партнеров АВТОВАЗа, мы стали миноритарным финансовым участником. Наша задача – помогать технологиями и опытом управления. С этими функциями мы справляемся. Но нам никто не предлагал стать эксклюзивным иностранным партнером для всей российской автомобильной отрасли. То, что сейчас происходит, нас вовсе не удивляет. Рынок автомобилей в России велик и развивается. Я думаю, на нем не будет тесно двум крупнейшим национальным автопроизводителям с различным зарубежным участием. Все опасности для АВТОВАЗа на этом пути исходят не от сторонних партнеров, а изнутри. У него есть все для развития, но компания не развивается, хотя занимает доминирующие позиции на рынке – 25% всех проданных в стране автомобилей! И если дополнительно необходимы какие-либо технологии – есть «Рено» и «Ниссан», если нужны ориентиры – мы также способны помочь, требуется помощь в управлении – готовы ее предоставить. Словом, у АВТОВАЗа есть все, что необходимо для движения вперед, но проблема внутри.

Интересует ли вас участие в СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ»?

У нас не было цели полностью замкнуть на себе АВТОВАЗ, мы позитивно относимся к любым формам его эффективного партнерства.

Концерн «Магна» после покупки «Опеля» становится владельцем масштабного автомобильного производства. Целесообразно ли в таком случае продолжать сотрудничество по комплектующим, можно сказать, с новоиспеченным конкурентом?

Конкуренция не исключает сотрудничества, особенно когда это выгодно. Мы развиваем наше сотрудничество с конкурентами по многим направлениям, например по трансмиссии и двигателям.

Ну а с какой стороны ожидать прихода поставщиков комплектующих в Россию?

Считаю, что в России уже сейчас есть база для производителей комплектующих – взять хотя бы АВТОВАЗ. Мы тоже заинтересованы в развитии наиболее конкурентоспособных поставщиков и приветствуем создание совместных предприятий – сочетание российской производственной базы и привнесенных технологий. В сущности, не важно, с какой стороны придут поставщики. Может быть, сразу с двух. Скажем, в альянсе «Рено-Ниссан» у каждого есть свои, причем совершенно разные. Для «Ниссана» они большей частью из азиатских стран – Японии, Кореи и даже Китая, – в то время как для «Рено» это в основном европейские компании.

Теперь обратимся к автомобилям. Вам не кажется, что концепция «Логана» нуждается в пересмотре?

«Логан» – не только успешный проект для «Рено», но и пример для других производителей, которые пытаются его копировать. Со временем, когда волна успеха уляжется, появится новый «Логан», безусловно, лучше предыдущего. Но не вижу никакого смысла в пересмотре самой концепции. Речь скорее может идти о модернизации весьма успешного проекта.

В Санкт-Петербурге, открывая завод «Ниссан», вы заявили о скором появлении недорогой модели в линейке фирмы. Уже думали о ее названии?

Имя пока не выбрали, так что даже не могу посплетничать по этому поводу. Важнее, что у нас есть представление, каким должен быть этот автомобиль, создаваемый в тесном сотрудничестве с «Рено». Если хотим сделать его доступным, надо снизить затраты на разработку и производство. Для этого есть проверенный путь максимальной унификации компонентов и комплектующих с автомобилями «Рено». Это позволяет найти общих поставщиков, оптимизировать взаимосвязи. А уж потом начнем придумывать имя.

В прошлом году в Каннах с вами была «Лагуна-Купе». На какой модели вас ожидать во Франкфурте?

Если вы во Франкфурте на автосалоне, абсолютно не важно, на какой вы машине. Иное дело на кинофестивале в Каннах.

Карлос Гон и Laguna Coupe

Карлос Гон и Laguna Coupe

Однажды вы высказались о гибридах как о надувательстве. Ваша позиция не изменилась?

Это не совсем так. Я говорил о другом: есть компании, лидирующие в этой сфере, а остальные играют роль догоняющих. В числе последних какое-то время находились и мы. Теперь у нас в альянсе есть гибридные технологии, но наша основная компетенция – электромобили. Здесь мы лидеры.

В одной из американских статей о российской автомобильной индустрии прочел, что ей нужен свой царь. Вы не хотели бы им стать? И вообще, многое ли зависит здесь от способностей и воли одного человека?

Так или иначе, ключевой импульс перемен исходит от одного человека – при том, что он прекрасно понимает: один не сможет ничего переменить. То есть процесс всегда инициируется конкретным человеком, но лишь при условии, что он осознает необходимость поиска коллективных действий для реализации своих замыслов.

В заключение вернусь к вашей книге. Мне очень запомнился рассказ о вашем деде-ливанце, который, 13-летним мальчишкой без гроша в кармане перебравшись в Бразилию, в конце концов возглавил там три производства…

Да, это важная для меня и моей семьи история. Но, к сожалению, взять у него интервью вы не сможете.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.