Сергей Петров: «Мы должны убрать чиновников из бизнеса!»

Сергей Петров: «Мы должны убрать чиновников из бизнеса!»
Автор:

Основатель компании «Рольф», депутат Государственной Думы Сергей Петров июльское субботнее утро провел в редакции. Почти не перебивая, его слушали Петр Меньших и Михаил Колодочкин; фотографировал Александр Батыру.

Неумение договариваться – одна из главных проблем наших людей.

Сергей Петров

Будет ли у нас русский конкурентный автомобиль? Надо ли вливать деньги в АВТОВАЗ и ГАЗ?

С кого бы я сегодня начал реформы, так это с ГИБДД! Повышение гаишникам зарплат, обещание особых пенсий – все это чепуха: не сработает! Есть прекрасный способ преобразования нашей Госавтоинспекции: разогнать и набрать в новую структуру абсолютно других людей. От нынешних толку не будет…

Назовите мне хоть одного выходца из России, который стал бы топ-менеджером на серьезной фирме с мировым именем! Я таких не знаю – их просто нет! Да, чистить нужно прежде всего наверху – приглашать иностранцев надо на те должности, которые мы не тянем сами. Конечно, кого-то периодически зовем, но чаще для вывески, нежели для серьезной работы. Это с 90-х годов пошло – сплошные понты, имидж… Дескать, у меня бухгалтерией за бабки Адам Смит занимается.

Я на АВТОВАЗе сколько раз пытался объяснить разницу между «калинами» и «рено», а те отмахиваются: мол, эти французы не рубят ни в чем… Да как же не рубят, когда они за год делают столько моделей, сколько вы и за десять не можете? И каких моделей! Каждый год все должно быть лучше, дешевле, меньшим числом. Плюс сервисная сеть. Мы же не умеем этого! Вот возьмите УАЗ: 70 процентов гарантийных рекламаций вызвано исключительно конструктивными недостатками! А почему/? Западный инженер думает над общим техзаданием, стремясь решить его на уровне изобретения, творчества, прорыва, – а нашему суют под нос готовый чертеж и приказывают: «Сделать так!». Вот и делает, как начальник повелел.

Кто у нас способен сделать красивый руль? Или бампер? Никто! А мир сейчас пронизан множеством связей, нужно знать и использовать все самое лучшее. Мы думаем, что можем все сами, но забываем про командную работу. Бухгалтерия, программное обеспечение… В итоге изготавливаем один экземпляр, но в серию запустить не в состоянии. На Западе же все это работает, однако мы заранее приучены не уважать бизнес. Видим только врагов и не хотим ни с кем договариваться. Да и не умеем, кстати говоря. Если и пустим к себе руководителя «Рено» Карлоса Гона, то разве что из уважения. Станем исполнять, что он сказал, и так исковеркаем, что эффекта не будет. Потом скажем: смотрите, что он насоветовал…

Сергей Петров

Что посоветовать АВТОВАЗу – протянуть руку правительству или инвесторам?

Или взять молодежь, которая изначально во многом куда талантливее западной. Учатся прекрасно, схватывают все на лету – никаким иностранцам за ними не угнаться. Но проходит пять лет, и в них вползают нелогичность, ложь… И классный, казалось бы, инженер таковым не становится: его съедает наша среда! На Западе от этого давно избавились. Кроме того, молодой голландец или немец привык к свободному общению – у него нет ни языковых барьеров, ни географических. А у нас – все те же закрытость и консерватизм. И, кстати говоря, мнительность: всем кажется, что единственная цель любого западного коммерсанта – закрыть и развалить то, что у нас осталось. При такой логике с нами никто работать не будет. Я это называю «высшим образованием без среднего»! А результаты видят все: вместо машин уровня «трешек» от «ауди» у нас в основном бегают вазовские «четверки». Между ними – пропасть.

Как эту пропасть перешагнуть, если экономикой управляют люди с мышлением не экономистов, а силовиков, действующие по логике: сделали ракеты – и автомобили сделаем? Но одного задора типа «Мы – русские!» для реального дела мало. Нужны люди, которые уже делали ошибки и могут принимать самостоятельные решения.

Нельзя отдавать под козырек верховному боссу, который «думает за всех». Вот почему, например, проект покупки Сбербанком и «Магной» автомобильной компании «Опель» мне видится в высшей степени рискованным. Я не беседовал с руководителем «Магны», но, думаю, он отлично понимает, с какой экономикой имеет дело, а потому минимизирует свои риски. А у нас сильно рискует Сбербанк. Откуда ему знать, что делать с «Опелем», если целая Америка с ним не справилась? «Группа ГАЗ» как стратег у меня вызывает еще больше сомнений по вышеназванным причинам. Даже если вначале дело пойдет, то новую модель они выпустят неконкурентоспособной. Дайте ребенку молоток – он у вас в доме так накомандует…

Сергей Петров

Добрая фея выполнит любое желание… Чего хочешь ты?

В последние шесть лет мы прекрасно справлялись без советчиков: рынок рос как на дрожжах и, вообще говоря, нам никто не был нужен. Но сейчас, когда, как говорится, приперло, как раз и обнаружилось, что эйфория кончилась, а ясности в головах ни у кого нет. Вот и начинаются детские шараханья: то ли снизить цену на продукцию, то ли повысить… А западные ребята все это уже проходили, и не единожды: они прекрасно знают, что тупая смена ценника ничего не даст! Здесь-то и проявляется искусство управленца, который, к примеру, может предложить клиенту так называемые пакетные приемы: мол, вот за это платите вы, а это вам сделаем мы, а вот тут опять вы – в итоге посмотрите, сколько вы выигрываете! При этом зарплату сотрудник фирмы получает не за грабеж покупателя, а за доставленное тому удовольствие!

Все зависит от того, надолго ли строится бизнес! В зависимости от ответа на этот вопрос вы строите и работу с кадрами. Если я назначаю человека на должность, то даю ему возможность вести свою игру, пусть даже с ошибками. Конечно, проще корректировать каждый его шаг, но тогда из него вырастет не специалист, а бездумный исполнитель чужой воли. Для сиюминутных игр в бизнесе это вполне годится, но для долгосрочных проектов – категорически нет. Потому что директор – это полководец, который отвечает не за отдельное сражение, а за войну в целом.

Сергей Петров

О чем умолчал?

Мы думали, что создаем свой автопром, купив у «Форда» и ФИАТА заводы. Это была ошибка! Просто тогда никто не считал реальную цену того, что мы создали, – это сделано только сегодня. И выяснилось, что по рыночным понятиям работали себе в убыток: перерабатываемое нами сырье можно было продать куда дороже, чем произведенную из него продукцию! Мы создавали отрицательную прибавочную стоимость, поскольку с первой же секунды наши громыхающие заводы становились неконкурентоспособными! К сожалению, пожинаем плоды такого подхода по сей день: из-за него и миллиардные долги АВТОВАЗа. Коммунистов нет, но люди те же.

Нам нужен независимый суд! Мы должны убрать чиновников из бизнеса!

Сергей Петров

Сергей Петров

Так что же нужно делать – по-прежнему торговать ресурсами? Это неправильный вопрос! Правильный должен звучать так: что делать, чтобы привлечь инвесторов? Нужны реформы обычного демократического характера, чтобы показать инвесторам: мы начали двигаться! Как только мы решим создавать инвестиционный климат, дружелюбную среду для бизнеса, то кому-то в погонах уже нельзя будет командовать. Дальше включаются профессионалы, которым никто не мешает, и идет тонкая настройка. Либо мы продолжаем раздувать щеки, либо создаем реальную экономику. Напомню: мировые автомобильные компании начали строить у нас заводы не тогда, когда мы вводили ввозные пошлины на иномарки, а когда оживился рынок.

Нам нужен независимый суд! Мы должны убрать чиновников из бизнеса! Нам необходимы дешевые кредиты! И нельзя управлять нашей экономикой командными методами. Иначе получится «СССР, дубль два».

Лично я категорически против того, что депутатов обслуживают шесть автокомбинатов и 3600 машин с полуторным водительским составом. «Фольксвагены», БМВ… Это очень неэффективно – гоняют транспорт туда-сюда… В той же Англии таких автомобилей всего пять! Но понятно, что депутаты и правительство пойдут настолько далеко, насколько им позволит общество. В светлое будущее нам выбираться вместе. Для меня нет такого понятия – «Запад», есть другое – «сообщество людей». И мы должны чувствовать себя его полноценной частью!



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.