«Звезды» возвращаются на Беговую. Интервью с Василием Панченко, директором Центрального Московского ипподрома

«Звезды» возвращаются на Беговую. Интервью с Василием Панченко, директором Центрального Московского ипподрома
Автор:

Традиционная «Гонка звезд «За рулем» возвращается на Центральный Московский ипподром. Это стало возможным благодаря инициативе известного коннозаводчика и ныне директора ипподрома Василия Панченко. С ним встретился главный редактор ЗР Петр Меньших.

Помпезное сооружение в центре Москвы, на Беговой улице одним своим видом вселяет веру в успех – мол, мы можем все! Психология победителя изначально заложена в самой архитектуре. И уж совсем не важно, что отовсюду на тебя смотрят не решетки радиаторов, а симпатичные лошадиные морды. Ведь если разобраться, автоспорт – генетический наследник конного. Те же боксы, паддоки, пит-стопы, дорожки, круги – тот же азарт! И, конечно же, порода!

Мы словно боимся этого слова: порода! – замечает Василий Яковлевич. – А зря! Порода исключительно важна – как для машины, так и для лошади. Как коннозаводчик, замечу, что держать среднюю лошадь никакого смысла нет – это чистой воды разорение!

Да, Василий Панченко – не только глава ипподрома, но и преуспевающий коннозаводчик – его 22 лошади постоянно выигрывают всевозможные призы. Видимо, здесь наши дела куда лучше, нежели в автопроме. Однако тут же выясняется, что за год эти лошадки принесли хозяину всего… 350 000 рублей призовых! Почему? Разве в конном спорте мы не на должном уровне?

Да, – усмехается Панченко, – на должном. Только этот уровень – «жигулевский», не выше! Мне в Италии один старый коннозаводчик на пальцах все объяснил. Смотри, говорит: если принять ожидаемый успех лошади за 100%, то 50% определяются ее матерью, 25% – отцом, а последние 25% – содержанием! Вот этих-то 25 процентов у нас сегодня и нет: купить – это еще не все! При серьезном подходе каждой лошади подбирают свое сено, обвешивают все вокруг температурными и прочими датчиками, берут кровь на анализ – понимаете? Если всем этим не заниматься, получатся «Жигули», а не «Феррари»! Ездить, конечно, можно, но про высший уровень лучше забыть. Между прочим, классную лошадку для выездки готовят 6–7 лет, и стоит она при этом до миллиона евро! Поэтому даже моя конюшня для парижей пока что не годится!

Действительно, очень похоже на автопром – как тут не вспомнить последний Франкфуртский салон? И надпись «Скудерия» – то есть конюшня – уместна именно на «Феррари-430». Порода дает себя знать – равно как и ее отсутствие. А роспись «Калины» под Хохлому – лишнее тому подтверждение.

Я рад, что в свое время жизнь заставила меня зарабатывать деньги! – возвращается к финансовой теме Василий Яковлевич. – Сегодня вновь предстоит научить этому ипподром. Будем подтягиваться к Европе: там это дело процветает и приносит всем хороший доход – и государству, и наездникам, и владельцам лошадей. В Париже, кстати, через неделю скачки: Гран-при – полтора миллиона евро! Половина – владельцу лошади: чувствуете размах? А в Гонконге призовые до шести миллионов доходят. У нас же победитель заезда сегодня получает 580 руб. – одни подковы куда больше стоят! Ну да ничего – до нового года проведем акционирование, тогда начнем распоряжаться нашим богатством по-деловому.

Действительно, ситуация! Ипподром десятилетиями демонстрировал невиданную в СССР самостоятельность, работая в одиночку как за казино, так и за прочие игорные заведения – ведь ничего этого в стране не было. А сейчас, как ни странно, он не имеет права зарабатывать! Престижнейшее и удобное место в центре Москвы: огромный паркинг, лучшие спортсмены – провести бы здесь «зарулевскую» «Гонку звезд», как тридцать лет назад… Что скажете, уважаемый директор?

Проведем! – он уверенно кивает головой. – Нам нужны интересные, яркие шоу подобного уровня – особенно зимой. Можно будет и тотализатор с автомобилями опробовать – почему бы нет?

Василий Панченко – один из тех немногих предпринимателей, кто «выжил» после угасания волны кооперативного движения. Он – владелец пяти предприятий, а как коннозаводчик начинал с одной лошадки. Сегодня его конный завод под Коломной, созданный с нуля, занимает семь гектаров. Кстати, а кто станет акционерами ипподрома?

Государство! – поясняет Панченко. – Это – нормальная практика: в западных странах двигателем коннозаводства служит тотализатор, а тот в свою очередь является монополией государства – у него, как правило, 51% акций. У нас же будет два акционера – Минсельхоз и Минимущества. К 1 января 2008 года им достанутся 100% акций – надо полагать, они распорядятся ими должным образом. Во всяком случае, это было бы логично.

Породистые лошадки грациозно скачут по овалу ипподрома. Кстати, а насколько уместно сопоставлять действия водителя и наездника? Прекрасно помню, как когда-то, будучи совершенно неопытным всадником, пребольно стукнулся коленом о дерево…

Так лошадь-то при этом прошла нормально! – вступается за любимых животных Василий Яковлевич. – Она чувствует габариты, но оценивает их по себе. Зеркал заднего вида на ней, извините, конструкцией не предусмотрено – это уже наездник должен соображать, куда ее направлять! Собственно, как и на автомобиле: сколько бы там лошадиных сил под капотом ни было, управляет-то водитель. И никакая машина вас не вывезет, если вы по ошибке пришпорили ее, загнав в критическую ситуацию.

Да, все верно. Кстати, в той же Европе сегодня хорошо развивается драйвинг – катание на объезженных лошадях. У Панченко свой экипаж, конечно же, есть – и он уверяет, что управлять парой лошадей куда приятнее, чем автомобилем. Но…

Но лошадь – она не для Москвы! – убежденно восклицает он. – О ее использовании в качестве транспорта речь вообще не идет – это нереально. Беда в том, что ей и без этого здесь тяжело – даже если ее в прицепе везут! Животное в этом сумасшедшем потоке нервничает, дергается – даже смертельные случаи бывали… А за городом – другое дело.

Свой первый автомобиль Панченко прекрасно помнит – подержанный ВАЗ-21011 белого цвета с двигателем 2106. А если сравнить с первой лошадкой? Какая разница между ними – ведь на машине он ездил сам, а лошадь наверняка поручил кому-то? И как ее звали?

Варяг! – улыбается директор. – Вы правы – разница большая: машину гонял сам, а лошадку отдал конюху. Она, как ипподромный боец, стояла у мастера-наездника. Но лошадка меня прекрасно знала и всегда узнавала, когда приходил ее проведать! С машиной все не так.

Простите, Василий Яковлевич – непонятно… Вы же говорили, что от обыкновенной лошади никакого проку нет – разве не так? А ваш Варяг вроде бы ничего такого не выигрывал и по заграницам не ездил. Зачем же покупали?

Зачем? – усмехается директор. – А затем, что в душе мы всегда полагаем, что купили именно чемпиона! Как с машиной, так и с лошадью! Да и опыт приходит со временем, а не сразу. К тому же не секрет, что лошадки бывают разные – скажем, не только для скачек или выездки, но и просто – для дачи! Впрочем, подобного рода покупки для населения пока что в диковинку. Это – наследие советских времен – купить личную лошадь было теоретически невозможно. Впрочем, когда-то и с автомобилями в нашей истории было то же самое.

А история, между прочим, сделала неожиданный зигзаг. В первом номере ЗР 1928 года наши коллеги всерьез сравнивали перспективы автомобиля и лошади – мол, кто кого. Еще буквально вчера такая постановка вопроса казалась наивной, но ситуация меняется на глазах. Ведь личный автомобиль, как и личная лошадь, во всем мире теряет роль городского транспортного средства – десяток лет назад мы вряд ли поверили в это. И кто знает, не разделит ли вскоре автомобиль участь своей гривастой предшественницы? По городу нас будут возить метро, монорельсы и прочие транспортные средства, а личный автомобиль окончательно переедет за город. И, конечно же, на спортивные трассы, сменив свое сугубо утилитарное предназначение на духовное. Для того чтобы вместе с лошадками позволить нам вновь вспомнить о душе и просто получить удовольствие от общения с лошадиными силами в любом их обличье. Например, на Московском ипподроме!

Благодарим вас, Василий Яковлевич, за интересные инициативы.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Горячие темы

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.

Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/automps.ru/wp-content/plugins/slickquiz/php/slickquiz-front.php on line 59