Первое китайское предупреждение. Интервью с Инь Тун-Яо, президентом фирмы Сhery Automobile

Первое китайское предупреждение. Интервью с Инь Тун-Яо, президентом фирмы Сhery Automobile
Автор:

На восьмидесятом году существования журнала трудно представить себе тему, не затронутую ранее. Тем не менее – факт: с первыми лицами китайского автопрома до сих пор беседовать не приходилось. И вот главный редактор журнала Петр Меньших встретился с г-ном Инь Тун-Яо, президентом фирмы Сhery Automobile.

ИНЬ ТУН-ЯО

Родился 6 октября 1962 года. С 1984 по 1989 г. – инженер компании Hongqi Auto, входящей в FAW Group. First Automobile Works объединяет 35 автозаводов по всей стране, 11 дочерних компаний, 12 холдингов и 14 СП. Самым известным из последних стало СП с Volkswagen. С 1989 по 1991 г. совершает по заданию компании FAW-VW деловые поездки в Германию и США. С 1991-го по 1996-й занимается логистикой и производством на FAW-VW. С 1996 по 2004 г. – заместитель генерального менеджера фирмы Chery Automobile. C марта 2004-го по настоящее время – президент и генеральный менеджер этой фирмы.

Китайские автомобили – тема долгоиграющая. В любой аудитории немедленно отыщутся как ярые приверженцы, так и категоричные оппоненты этих восточных пришельцев – сравнительно дешевых и странным образом что-то напоминающих. Еще буквально вчера Запад не воспринимал их всерьез – да и мы тоже. Но китайцы умеют удивлять.

Всем, чего добились, мы обязаны в первую очередь вашей стране!

Чери-А1

«Чери-А1» – та самая, что станет «Доджем».

Удивили? Да, бесспорно! Редкий собеседник – тем более представитель зарубежного автопрома – начинает беседу с искренних похвал в адрес… советско-российской автомобильной промышленности! Однако не похоже, что г-н Тун-Яо, президент одной из крупнейших автомобильных компаний Китая, лукавит – просто восточные люди иначе относятся к своей истории, нежели мы с вами. И он знает, что полвека назад именно советские специалисты тогдашнего ЗИСа фактически породили китайский автопром. А раз так, то и нынешний успех его компании – лишь эхо того знаменательного события.

Чери Истар

«Чери Истар»

Китайский бизнесмен многократно усиливает свою мысль: мол, мы для него – «учителя», «профессионалы», «специалисты». Да, его компании каких-то 10 лет, но это ничего не меняет! И не случайно все его вузовские преподаватели свободно владели русским. И он очень рад, что имеет возможность пообщаться с представителями такого журнала, как наш! Действительно, Восток воспитан иначе – и мыслит по-своему…

Чери Кэрри

«Чери-Кэрри»

Переводчик – как натянутая струна: он давно усвоил, что работать надо много, а переводить – правильно. Каждое слово босса фиксируется в блокноте, особенно когда тот переходит к цифрам. Фирма родилась в 1997 году, а с 2001-го стала продавать свои машины. Сначала – совсем немножко: 2800 штук, но уже в 2002-м – 50 тысяч, а в 2003-м – 90 тысяч. Кратковременный спад был вызван новой экономической политикой правительства: в 2004 году «Чери» продала только 83 000 автомобилей. Однако потом быстро пошла в гору: 2005 г. – 180 тыс. машин, 2006 г. – 300 тысяч.

В этом году будет 450 тысяч, – переводчик, боясь перепутать число, ловит утвердительный кивок президента, – а в 2008-м – 700 тысяч!

Чери Ковин

«Чери-Ковин», а по-русски – «Амулет»

«Чери» лихо несется по миру – продает машины, подписывает договоры и протоколы. Чего стоит один лишь контракт с «Крайслером»! Американцы изучили семь различных моделей «Чери» – новенькие машинки, произведенные на совместном предприятии, с 2008 года будут продавать в Америке: причем не как «Чери», а как «Додж»! Ни больше ни меньше…

Они к нам приезжали! – невозмутимо поблескивает очками г-н Тун-Яо. – И все сами видели. Исследовали что хотели. Будем делать машины, вести совместные научные разработки.

Мини-вэн «Чери-В14»

Мини-вэн «Чери-В14»

Сотрудничать с «Чери» рассчитывают не только американцы, но и итальянцы. Совместное предприятие в Китае займется выпуском «Альфа-Ромео» и ФИАТов для местного рынка. Более того: «Чери» будет поставлять ФИАТу двигатели, не менее 100 тыс. штук в год – объемом 1,6 и 1,8 л. На какие модели? Ответ – ожидаемый: мол, работаем в этом направлении. Появятся ли китайские моторы на российских ФИАТах от «Северсталь-Авто»? Скорее всего нет – по крайней мере, в обозримом будущем. И все же, что это за двигатели?

Мы очень обеспокоены ухудшением экологии – как во всем мире, так и в Китае! Поэтому хотим выпускать моторы нового поколения. Возможно, для этого «Чери «приобретет акции одного из профильных предприятий – этот вопрос прорабатывается.

«Чери-А520», она же А21, она же «Фора»

«Чери-А520», она же А21, она же «Фора»

Рассчитывать на полную откровенность бизнесмена (тем более восточного), конечно же, наивно. Но Тун-Яо располагает к общению – искренне радуется удачным шуткам и совсем не похож на «акулу капитализма». Да и капитализм в Китае особенный – мы же отмечали, что они уважают собственную историю и не шарахаются из крайности в крайность. Управленцев его уровня там начали готовить давно – четверть века назад. Сегодня видно – получилось! Кстати, Тун-Яо назван в Китае «Человеком года» в области экономики.

Интересно, а насколько он волен в своих решениях? Коммунизм, партия – нам-то все это знакомо! Скажем, что он будет делать, если завтра ему позвонят «сверху» и предложат некую административную работу? Оставит «Чери» и подастся в чиновники?

Чери QQ

«Чери-QQ», которую часто называют сладкой – «Свит»

Вопрос пришлось повторить трижды – похоже, президент просто обдумывал ответ под прикрытием возможной неточности перевода. На переводчика жалко смотреть. Наконец выясняется, что в чиновники бизнесмена уже приглашали, но он… отказался. Звучит неожиданно: разве в коммунистическом Китае можно отказываться?

Но президент уже выстроил политически верный ответ.

Я – инженер! – поясняет он. – Чиновничий труд – не для меня: я там буду не на месте. Люблю разработки, проектирование…

Микроавтобус «Чери-Рич»

Микроавтобус «Чери-Рич»

Хорошо – зададим совсем уж необычный вопрос. «Чери» несется вперед, наращивая присутствие на рынке – а наш ВАЗ его столь же быстро теряет. Если пофантазировать: смог бы он возглавить предприятие типа АВТОВАЗа, поступи к нему такое предложение?

Вопроса с ходу не поняли ни переводчик, ни президент. Как это так – возглавить ВАЗ? ВАЗ – это учитель: его нельзя возглавить.

Я даже в Китае не пошел в чиновники! – Тун-Яо искренно удивлен необычным вопросом. – А ваш автопром сегодня лучше китайского! И я мечтаю о том, чтобы «Чери» стала частью именно российского автопрома!

Наша очередь удивляться – это чем же российский автопром лучше? В ответ – очередной пример уважения к своей стране.

Седан Чери QQ6

Седан «Чери-QQ6» в России пока не видели

Российский автопром лучше китайского! – повторяет довольный бизнесмен, видя наше удивление. – Национальный автопром – это серьезные заводы: у вас они есть, а у нас – сплошная «мелочевка», если не брать в расчет грузовики, которые вы помогли нам освоить! Да, количество фирм велико, но объемы производства у большинства крошечные. Поэтому в ближайшее время многие компании просто исчезнут – в этом не стоит сомневаться!

Что ж – перейдем к России. Мечта Тун-Яо – строительство собственного завода в нашей стране: он неоднократно об этом упоминал. Так будет он его строить или не будет?

Тут президент решил пошутить. Дескать, его «Чери» – это как красивая девушка: все хотят с ней познакомиться! Поэтому приходится вести бесчисленные переговоры, в том числе и с «Автотором». Географически его там все устраивает, а остальное… А остальное – обсуждается!

Чери Тигго

Хорошо знакомый нам «Чери-Тигго»

Как в Китае дела с налогами? Как и всюду – плохо: «Чери» не имеет никаких налоговых преимуществ по сравнению с многочисленными СП – у тех сплошная выгода и по срокам, и по процентам. И российское правительство, по мнению президента, опять-таки ведет себя правильнее, поскольку поддерживает своих. Правда, с 1 января следующего года налоговое законодательство Китая должно измениться, а потому налогообложение выровняется.

Сегодня, как известно, «Автотор» собирает в Калининграде три модели автомобилей «Чери». Тун-Яо отмечает: список расширится – подробности будут объявлены на ближайших выставках. В этом году фирма рассчитывает продать здесь 40 тыс. своих машин. И уже известно, что совместно с «Автотором» компания «Чери» намерена производить не только автомобили, но и двигатели, а также коробки передач!

Очередь за нашими машинами сегодня растягивается на полгода, – констатирует президент. – Не готов сказать, хорошо это для нашего имиджа или плохо. Знаю, что многие китайские компании умышленно создают подобные ситуации, дабы подогреть интерес к своей продукции на волне искусственного дефицита. Я – противник подобных действий.

Хорошо. Но что уважаемый бизнесмен скажет о других «умышленных действиях» его сограждан – откровенном плагиате, свойственном китайскому автопрому вообще и «Чери» в частности? Взять, к примеру, ту же «кукушку» (Сhery QQ) и ее «крестного отца» – «Матиз»…

Нам всего десять лет! – удивление Тун-Яо выглядит неподдельным. – И у нас нет такого богатого опыта, как у вас, – ни в проектировании, ни в дизайне. Думаю, в таких условиях влияние чужих замыслов неизбежно. Да, были некоторые проблемы с «кукушкой», но сейчас все улажено. И в дальнейшем ничего подобного не будет.

Да, у «Чери» есть и новые разработки. И президент радостно сообщает – мол, перед пекинской Олимпиадой у нас будет выставка: приезжайте и оцените все сами. Не только автомобили, но и двигатели – в частности, есть серьезные намерения по разработке гибридных силовых установок.

Распорядок дня у президента довольно обычный. В 7.30 уходит из дому, с 8.00 приступает к работе – мэйлы, факсы, аудит, техдокументация, кадры. И так – примерно до 22.00. Помогают ему два секретаря – они работают поочередно. На конвейерах «Чери» трудится примерно 12 тысяч человек. Зарплата рабочего в пересчете на доллары – примерно 250 в месяц. Но сверх того фирма расходует еще около 500 – оплачивает страховку, обед, налоги и т.п.

Речь идет в основном о неопытных и молодых ребятах, – поясняет Тун-Яо. – Считаю, что для них такая зарплата – нормальная.

Любимый вопрос наших читателей – а на чем, мол, ездит этот начальник? – на сей раз вызвал некоторое удивление. Как на чем – на «Чери», естественно! На какой модели? Да на всех по очереди – это же своего рода испытания! Как еще президенту оценить уровень собственной продукции без «испорченного телефона»? Какие автомобили из зарубежных ему нравятся? Пожалуй, европейские: «Альфа-Ромео» – за дизайн и еще «Ауди» – за «технику исполнения». Есть ли у него хобби? Нет – ни хобби, ни семьи: все время занимает работа…

Кстати, а откуда вообще взялось это странное имя – «Чери»? На китайское не похоже, на европейские языки не переводится… Президент оживляется – он явно ждал этого вопроса! Ну как же – на то и расчет, что и не китайское, и не европейское! Ведь очень много слов имеет близкое звучание, а потому каждый клиент может услышать в нем что-то свое! Скажем, cheerful – это бодрый, веселый, а cheer – значит, ура! А cherry– это вишня, а cherish – нежно любить… По-китайски же – это нечто вроде «особого благословения».

Так что же несет в Россию «Чери» – особое благословение или, как некогда говорили, последнее китайское предупреждение? Пожалуй, ни то ни другое, а просто констатирует факт: китайцы уже пришли в Россию! Бизнесмен Тун-Яо, конечно же, опять улыбается – мол, «все хорошо». Вы – учителя, мы – ученики… И никакое это не «последнее предупреждение», а скорее – первое: ведь по объемам продаж «Чери» занимает именно это место! Как в Китае (среди национальных марок), так и в России – среди китайских брендов.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Свежие комментарии

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.