Не споткнитесь о камень

Не споткнитесь о камень
Автор:

Телекомментатор торжественно ведет репортаж о закладке под Самарой камня – символа строительства моторного завода с объемом выпуска 660 тысяч двигателей в год.

Но сказать ему явно нечего – устроители шоу ничего не знают ни о самих моторах, ни о тех, для кого они предназначены. А через неделю – новое сообщение: одно из главных действующих в этом событии лиц, генеральный директор АВТОВАЗа Игорь Есиповский, подает в отставку. Но эта информация, в отличие от предыдущей, уже вполне конкретна!

Откровенно говоря, период правления бывшего директора запомнился как раз рекордным для нашего автопрома количеством заявлений и намерений что-то построить, увеличить, расширить и т.п. Было даже лихое предложение выкупить американскую часть совместного предприятия «Джи-Эм–АВТОВАЗ». А у меня в голове все время крутился один банальный вопрос – специально для спикеров из Тольятти: ОТКУДА ДЕНЬГИ ВОЗЬМЕТЕ?

Действительно – огромные суммы, обещанные кем-то родному автогиганту, уже легли в архивы телевизионных и издательских хранилищ вместе с неудавшимся шоу по раскрутке на миллиарды долларов не менее родного правительства. Оттуда, из уст высоких чиновников, теперь все чаще звучит холодный совет – мол, ищите инвесторов или привлекайте кредиты… А тут еще подоспела статистика продаж за первое полугодие 2006 года. Традиционные отечественные производители автомобилей продолжают терять свою долю рынка со скоростью 10% в год. А вот продажи иномарок за тот же период подпрыгнули на 54% – и это без учета «китайцев»!

Но ничего удивительного в этом нет – подобная динамика процесса была вполне предсказуема. Примерно половина рынка уже отдана иностранцам.

Последним бастионом того, что мы по привычке называем отечественным автопромом, все еще остается ВАЗ. Но упомянутые 10% годового падения предсказывают его судьбу достаточно ясно и жестко: страна может потерять и марку «Лада», и производство. Если только не произойдет что-то сенсационное – сродни тому, что уже наметилось в переговорах вазовцев с уважаемым господином Карлосом Гоном, главой альянса Рено – Ниссан.

Можно назвать это слухами, первой пристрелкой – как угодно, но в главном я уверен: маститый профессионал действительно изъявил желание всерьез сотрудничать с тольяттинским заводом. То, что он умеет работать, сомнению не подлежит – чего стоит легендарное вытаскивание из пропасти того же «Ниссана»! И если договоренность будет в итоге достигнута, то всю вышеприведенную арифметику придется пересмотреть – в этом я тоже не сомневаюсь. Предварительно речь шла о создании совместного предприятия под 450 тысяч автомобилей в год.

Каковы возможные плюсы и минусы такого события? Положительные моменты мне кажутся очевидными – впервые в российский автопром придет человек с мировым именем. И если он действительно получит реальную возможность влиять на ход дел, а не эфемерные «намерения о сотрудничестве», то в активе появятся современные безопасные автомобили, рабочие места, перспективные технологии. Кроме того, полагаю, уйдут в прошлое половинчатые решения, когда, закладывая камень в основание моторного завода, мы не знаем, кому и зачем он нужен. Что касается минусов, то их, честно говоря, просто не вижу. Конечно, номенклатурщику любого ранга куда приятнее неспешно осваивать «государевы миллиарды», чем самостоятельно добиваться прибыли в партнерстве с работящим мэтром… А разговоры в духе ура-патриотизма сразу вызывают желание переключить канал телевизора.

Для меня отечественный автопром – это современный автомобиль, сделанный в России. И если фигура уровня Карлоса Гона примет в этой работе активное участие, то можно будет сказать уверенно: сделано правильно. А тем, кто упорно ратует за особый, «нашенский» путь развития автопрома, задам все тот же вопрос: ОТКУДА ДЕНЬГИ ВОЗЬМЕТЕ?

Потому что, когда в бизнесе деньги заменяют лозунгами с первомайских демонстраций, вместо будущих заводов неизменно возникают разве что очередные камни…



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.