Арас Агаларов, глава «Крокус Сити»: «Мечтаю поездить на Москвиче»

Арас Агаларов, глава «Крокус Сити»: «Мечтаю поездить на Москвиче»
Автор:

На этот раз дорога от редакции, из центра Москвы до «кольцевой», где раскинулся Агаларов – «Крокус Сити», заняла чуть меньше часа. До встречи оставалось еще время, и я по мобильной связи заглянул на сайт Международной ассоциации автопроизводителей.

Меня интересовали выставочные площади крупнейших европейских автосалонов. Вот они (в кв. метрах): Женева – 102 000, Париж – 180 000, Франкфурт – 215 000. Внушительно! Только наш «Крокус Экспо» к осени 2007-го наберет больше – 225 000 кв. м и станет крупнейшим в мире, составляя при этом часть города, которого до Араса Агаларова на земле не существовало.

Наша встреча началась с вопроса к основателю «Крокуса»:

Я слышал, у вас в гараже хранится «Москвич-412». Вы забыли о нем или бережете как экспонат для «Крокус Экспо»?

Это моя первая машина. Мне было двадцать, и когда я в нее садился, испытывал восторг, которого потом не ощущал даже за рулем «Мерседеса» или «Роллс-Ройса». Жалко было расставаться – она стоит в гараже в том виде, в каком с ней попрощался. Отреставрирую и оставлю, как память о моей молодости.

Сейчас вы много времени проводите в автомобиле?

Арас Агаларов

Минимум полтора часа в день. На работу и с работы. Я очень люблю автомобиль. Когда раньше ездил сам, мог, сев за руль, по ощущениям определить давление в каждом из колес. Сейчас иногда подсказываю водителю, что, к примеру, левое заднее нужно балансировать.

Что вас в Москве больше всего раздражает?

То, что скоро город станет непригоден для обитания. У Москвы с ее радиальной структурой всего три кольца – это крайне мало. В больших городах мира очень большая площадь дорог. В Москве, если все машины выедут на улицы, им скоро просто негде будет разместиться.

Осенью 2006 года в «Крокус Экспо» пройдет Московский международный автосалон. Приедут мировые производители автомобилей. Как сюда будут добираться? Проблема транспорта может загубить праздник.

Мы планируем сделать развязку, чтобы к нам можно было заехать со встречного потока. Это будет тоннель под МКАД. Возможно, закончится и строительство тоннеля от Крылатского до МКАД – он, кстати, готов. Со своей стороны мы хотим построить дорогу от Новой Риги к «Крокусу», минуя МКАД.

Скажите, а каково это за три года создать лучший в Европе выставочный центр и превратить Москву с ее убогими выставочными площадями в столицу мировой, в том числе и автомобильной моды?

Ну не за три, а за два года.

Я имею в виду и третий павильон.

Арас Агаларов

В этом случае будет не за три, а за четыре, поскольку его планируем закончить к сентябрю 2007-го. Ну а по поводу наших масштабов скажу только: все возможно. Надо ставить цель и идти к ней без оглядки. Обидно, что Россия продолжает терять позиции в автомобилестроении, и не только в нем. В авиастроении тоже. Бразилия, которая до последнего времени не знала, что такое самолет, выпускает сегодня аппарат бизнес-класса за 25 млн. долларов, на который записываются. А у нас КБ, авиационные заводы, школа, традиции, и не можем сделать подобного. Очень жаль, что нет в стране сил, которые определяли бы реальную стратегию ее развития. Некому сказать: давайте проложим автомобильную дорогу через всю Россию. Ведь это позор – в XXI веке у нас нет дороги из конца в конец страны. А что такое дорога? Это центр притяжения бизнеса. Построили МКАД, сколько центров возникло вокруг, включая и наш, выставочный.

Что вы использовали для продвижения и развития своего бизнеса из того, что дано вам, как говорится, от Бога?

Арас Агаларов

Сознание объективной необходимости. Я давно понял одну простую вещь: есть мировая практика, есть законы развития. В рыночной экономике выставка, а точнее, специализированная выставка – это место, где можно выбрать лучшее сырье, материалы, где можно сверить свой курс деятельности с другими. Появление «Крокуса» было объективно необходимо России, ставшей на рыночный путь.

Во всем мире правительства берут на себя расходы по созданию выставочных комплексов, поскольку это двигатель экономического развития. Я обращался в разные инстанции, чтобы получить хотя бы отсрочку по выплате налогов на период строительства. Ее мне не дали. Это пример того, что у нас до сих пор, даже на самом высоком уровне, нет понимания важности выставочной индустрии для экономики в целом. Если сравнить уровень развития страны и масштабы выставочных площадей, то можно установить прямую пропорциональную зависимость.

Еще мне Бог дал способность завершить то, за что взялся. Чтобы сделать большое дело, нужно все поэтапно продумать и потом отсчитывать время буквально с первого дня. Попутно скажу, чего мне Бог не дал. Способности к кому-то ходить и что-то просить. И еще: совсем не способен пользоваться ситуацией, когда можно что-то хапнуть и присвоить.

О моем выставочном комплексе иностранцы говорят, что я изменил имидж России. В мире выставочных центров такого уровня еще нет. Может быть, только в Гонконге, но там центр построен по другому многоуровневому принципу.

Значит, можно сказать, что имидж «Крокус Экспо» – это будущее России.

Наверное, да.

Вы бизнесмен, житель Москвы, россиянин, как вы смотрите на то, что уходят российские марки машин? Сначала «Москвич», теперь вот ИЖ.

Арас Агаларов

Мне как-то предложили арендовать производственные площади на АЗЛК, и мы поехали на завод. Увидел хорошо развитую инфраструктуру и пустеющие корпуса. Стало грустно. Цех, который мне предлагали, был с железнодорожной веткой, компьютеризованным складом, с огромными стапельными кранами и ящиками еще не распакованного оборудования. Я не в состоянии понять, как, имея все это, ничего не производить. Это такой капитал! Я-то создавал свой комплекс в чистом поле. У меня ничего не было. Как можно было развалить «Москвич»? Не представляю. Есть кузов, но нет двигателя – купи хороший двигатель. Нет гидроусилителя – купи. Автомобиль – это же конструктор. На современные автосборочные предприятия комплектующие приходят готовыми узлами.

Я люблю цветок крокус, который вдруг неожиданно по-солнечному засияет среди сугробов, как предвестник перемен. Даже немного опасаешься за него – выживет или нет. Почему вы так назвали свое детище?

Вы сами и ответили на свой вопрос. Действительно, это цветок, который цветет вопреки.

На каком автомобиле вы всегда мечтали поездить?

На «Москвиче».

P. S. Я не стал расспрашивать, как Агаларов представляет «Москвич» в своих новых мечтах, может, как возрожденную марку? В характере этого человека действовать вопреки. Я вспомнил свой «Москвич» 1977 года – тогда на автогонках болел только за эту марку – и, недолго думая, предложил: почему бы вам, господин Агаларов, – главе «Крокус Сити» – не организовать в своем городе автогонки по типу американского NASCAR? Уже сегодня здесь могли бы стартовать автомобили большой русской тройки – «Лада», «Форд», «Рено». В ту же минуту на нашем столе оказался чистый лист бумаги, и вопросы уже стали задавать мне. Не скрою: после этой встречи и у меня появилась маленькая-маленькая надежда, что к этой большой русской тройке когда-нибудь может присоединиться и «Москвич». Вопреки всему. И не обязательно, что возродит его Агаларов. Свой пример для подражения он уже показал.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.