Жизнь в движении

Жизнь в движении
Автор:

Министр транспорта России Игорь Левитин вышел из черной служебной БMВ и быстрым шагом направился к нам. Пожал руки и сразу же кивнул в сторону гигантской пробки по обе стороны Ярославского шоссе. «Видите, что творится? И так каждый день…»

Игорь Евгеньевич Левитин

Родился 21 февраля 1952 года в поселке Цебриково Одесской области. В 1973 году окончил военное училище железнодорожных войск и военных сообщений в Ленинграде (специальность – инженер путей сообщения), а в 1983-м – Военную академию тыла и транспорта. Полковник запаса. С 1996 по 2004 год работал в ЗАО «Северстальтранс» (с 1998-го – заместитель генерального директора). Курировал транспортное машиностроение, железнодорожные и морские перевозки. Девятого марта 2004 года назначен министром транспорта Российской Федерации. Женат, имеет дочь.

В ответ на просьбу главного редактора журнала Петра Меньших дать интервью министр пригласил нас провести вместе с ним рабочий день. На одну из суббот у Игоря Евгеньевича была намечена поездка по Ярославскому шоссе. Хотел на месте ознакомиться с тем, как идут дорожные работы на трассе М8, нуждающейся в срочной реконструкции. Мы поехали с ним.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА. 10.00

Совещание о ходе неотложных работ на трассе М8

Совещание о ходе неотложных работ на трассе М8 начинается прямо на строительстве развязки в г. Мытищи…

Кое-как наш автобус добирается до стройплощадки, где работа кипит и в субботу – заканчивают многоярусную развязку в подмосковных Мытищах. Совещание с участием дорожников проходит оперативно, и мы отправляемся дальше по Ярославке.

– Я вижу, из нашего разговора вы поняли, в чем сегодня основная проблема, – начинает министр. – Да, да – в запутанности, неурегулированности земельных отношений! Вот вам пример – нам нужно срочно расширить мост в Мытищах, чтобы движение наконец-то «пошло», а город, областные власти и федеральный центр никак не могут решить, чья это земля! Вот уже пятнадцать лет новой России, а мы до сих пор не знаем, кто же у земли хозяин! И как, спрашивается, дороги строить? Вот мы и пытаемся сегодня навести порядок в этих отношениях.

Совещание о ходе неотложных работ на трассе М8

…и продолжается уже в автобусе, по дороге к следующему объекту.

Сколько же времени придется ждать?

К сожалению, правительство до сих пор не решило ряд вопросов земельных отношений. Представляете – нет даже единого порядка резервирования земель для развития транспортной инфраструктуры. А ведь говорим об этом не один год!

Но есть ли у правительства воля решать накопившиеся дорожные проблемы?

Есть. И конкретно у меня тоже. Сейчас вот исправляем чужие ошибки – достраиваем современные развязки в Королеве и Мытищах. Чтобы сделать это в кратчайшие сроки – снимаем людей, технику и средства с других объектов. Иначе нельзя. Сегодня тут многочасовая пробка, а завтра вообще будет «непроездная зона». Для нас эта дорога сейчас – приоритетное направление.

Но почему же? Крупных городов все-таки здесь нет, все больше дачники. Мне кажется, есть более важные направления – скажем, на Петербург, Нижний Новгород, Ростов…

На Ярославском шоссе идет реконструкция

На Ярославском шоссе невиданными темпами идет реконструкция.

Мы теми дорогами занимаемся, но по поводу «неважности» Ярославки скажу только одно: не согласен! Здесь самый большой подмосковный город Мытищи, здесь Пушкино, Королев… Все больше людей переселяются из столицы в пригороды – это мировая тенденция. А еще Ярославка ведет на Ярославль, Архангельск, Вологду, Иваново, Кострому, проходит через Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий… Вот оно – «Золотое кольцо» России! Сделай нормальную дорогу – по ней поедут миллионы туристов!

Мы уже изменили (впервые!) структуру федеральных средств, направляемых на ремонт и строительство дорог. Раньше на ремонт и реконструкцию тратили 25%, а с 2006 года – уже 50%. Надо немедленно «расшивать» все узкие участки на уже существующих трассах!

Но и это требует очень больших затрат; дорожники, я знаю, всегда жаловались на нехватку средств. Может быть, огромный Стабилизационный фонд, который образовался от продажи нефти, пустить все-таки и на дороги? Я вас как члена правительства об этом хочу спросить.

Правительство часть средств из Стабилизационного фонда переводит в инвестиционный. В следующем году – это 60 млрд. рублей. Но если бы мне сейчас сказали: «Сколько тебе надо из этого фонда – столько и бери, строй дороги» – я бы не взял. Даже имея эти миллиарды, упрешься в нерешенные проблемы – в те же запутанные земельные отношения, а значит, просто не сможешь эффективно и в сроки освоить эти деньги. У нас от решения правительства до «первого колышка» проходит как минимум два года. Причем полгода – только на то, чтобы разобраться, чья земля. Считаю отсутствие механизмов реализации постановлений и решений – одной из основных проблем федеральной власти. К сожалению, и не все решаемые в дорожной сфере вопросы находятся в ведении Минтранса. Мы предложили правительству передать полномочия государства по урегулированию земельных и имущественных отношений, касающихся дорог, нашим федеральным агентствам. Пока не получается. Как только решим вопрос – двинемся и дальше, и быстрее.

Игорь Левитин, Петр Меньших

Игорь Левитин – Петру Меньших: «Представляете, через год из Москвы до Ярославля можно будет проехать за два часа?»

Ваш прежний опыт работы в бизнесе пригодился на новом месте?

В бизнесе я был «заточен» на результат. Есть цель – надо найти пути, как ее достичь. Теперь, работая в министерстве, пытаюсь упростить те правила, убрать те барьеры, которые преодолевал недавно и которые мешали нормально работать. Пока не все получается – государственная машина разворачивается очень медленно, а время уходит. И те пробки, которые мы видим, в которых стоим – это уже фатальность.

В ДВИЖЕНИИ. 11.00-12.00

За Пушкином трасса становится свободнее, да и качество ее сносное. Наш автобус на хорошей скорости движется в сторону границы Московской и Владимирской областей, где строится новый участок трассы.

А с каким министерством вам, Игорь Евгеньевич, проще всего работать в правительстве?

Проще всего с Министерством обороны, потому что все свои молодые годы прослужил в вооруженных силах (смеется). Так что душа моя там… А если серьезно, то чаще всего приходится общаться с Министерством экономического развития и торговли. И если мы хотим чего-то добиться, то только объединяя свои усилия с МЭРТ.

А с МВД? На ваших дорогах работает самое известное подразделение этого министерства – ГАИ, и к нему, кстати, у наших сограждан больше всего претензий…

в пробках простаивают здесь тысячи и тысячи машин

…а пока в пробках простаивают здесь тысячи и тысячи машин.

С 2006 года начнет действовать федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения. Она находится в ведении МВД, а Минтранс – один из ее участников. Вместе будем решать, как снизить аварийность в тех местах, где сегодня ДТП особенно часты. В самой ГИБДД будет меняться структура, и, надеюсь, она выйдет на уровень современных требований. В первую очередь нужно лучше оснащать эту службу технически. Отслеживать и фиксировать нарушения ПДД должна современная аппаратура, а вот многочисленные посты ГАИ с дорог надо убрать. Сейчас при разработке проектов платных дорог мы предусматриваем все необходимое техническое оборудование, радары и видеокамеры, и никаких постов. Должны быть дежурные экипажи ДПС – и все. Одна из наших главных претензий к ГИБДД – это избыток ее представителей на дорогах.

Считаю, государство очень мало внимания уделяет безопасности дорожного движения. То, что у нас в год на дорогах гибнет 35 тысяч человек и еще 250 тысяч получают травмы – само по себе ужасно, а если учесть еще нашу демографическую ситуацию? Федеральная целевая программа «Безопасность дорожного движения» – это очень хорошо, но очень мало. Я, вообще-то, сторонник того, чтобы передать ее не МВД, а Минтрансу – у нас больше ресурсов. Строительство и содержание дорог без учета безопасности движения – это ненормально. Уверен, что именно Минтранс может и должен комплексно заняться решением этих проблем. Пока наше предложение не принято. Посмотрим, как МВД справится с реализацией этой целевой федеральной программы; мы в любом случае будем активно помогать.

Мне кажется – и журнал об этом давно пишет – что МВД и ГИБДД взяли на себя часть несвойственных функций. Зачем милиционерам заниматься регистрацией транспорта или техосмотром?

Мы уже предложили передать Минтрансу технический контроль за состоянием автотранспорта. У нас развитая сеть транспортных инспекций, где работают специалисты. И регистрацию автомобильного транспорта – тоже. Но МВД, естественно, эти функции отдавать никому не хочет. Все зависит от воли правительства. Надеюсь, мы этот вопрос решим…

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА. 12.10

Мы обогнули старинный Сергиев Посад и по трассе М8 подъезжаем к конечной цели нашего маршрута – границе Московской области. Здесь шоссе уже двухполосное и километров двадцать тянется по Владимирской области, то поднимаясь на очередную крутую горку, то спускаясь в низину. Место это известно тем, что то и дело тут возникают огромные пробки. А еще – местными гаишниками, которые прячутся по кустам и азартно ловят тех, кто обгоняет по «встречке» медленно ползущую на подъем колонну грузовиков. Сейчас в обход старой дороги быстрыми темпами строится новый, скоростной участок. Первый отрезок уже готов – отличного качества четырехполосное шоссе с разделительным заграждением посредине.

Мы выходим из автобуса. Левитин осматривает все вокруг:

– Красота-то какая! И сама дорога, и лес рядом… Если такая будет везде, в хорошую погоду сюда за час можно будет из Москвы добраться. Представляете, вся дорога на Ярославль может быть 1-й категории! А когда в следующем году сдадим мост через Волгу, в обход города, – откроется сквозная скоростная трасса до самой Вологды…

– Что у вас на этом участке? – это уже министр обращается к командиру дивизиона ГИБДД, который обслуживает Ярославское шоссе.

– Главная проблема здесь, особенно зимой – многокилометровые заторы. Занесет на склоне фуру – и все, движение стало. Однажды несколько часов в пробке просидел сам святейший Патриарх. Очень нужна объездная дорога!

– А можно найти инвестора для долевого участия в строительстве этого участка? – министр обращается к руководителям дорожной отрасли. – Думаю, его можно сделать платным…

– Мы разрабатываем варианты, обсуждаем возможные доли государства и инвесторов в предполагаемом проекте,

– объясняют дорожники. – Чтобы привлечь компании, хотим предложить им в одном пакете несколько перспективных участков автодороги «Холмогоры». Левитину такой вариант нравится.

– Эту дорогу можно сделать первоклассной, – считает он, – не когда-то в далеком будущем, а уже за полтора-два года… Представляете, из Москвы до Ярославля за два с небольшим часа! Я уверен: сразу, как только заработает новая дорога, появится вокруг инфраструктура…

Игорь Евгеньевич, а самому хоть иногда удается сесть за руль?

Только в воскресенье. Вожу машину с удовольствием! Вот в Сочи проехал в 21-й «Волге» нашего президента – очень понравилось (смеется). Хорошая машина, в прекрасном состоянии.

А свой автомобиль у вас есть?

Да, «Мерседес» С-класса. Для моей небольшой семьи это очень хорошая машина. А первыми моими автомобилями были два подряд ВАЗ-2104, о которых вспоминаю с нежностью. Сколько вместе проехали, сколько грузов перевезли, особенно когда дачу строил в Подмосковье, – не сосчитать. «Четверка» – это моя первая любовь…

…Еще одно рабочее совещание на дороге, тоже короткое, и министр собирается обратно, в столицу. Сегодня у него еще плановая встреча с министром экономразвития Германом Грефом, а в самом начале будущей недели – рабочая поездка по нескольким регионам России. В четверг, как всегда, – заседание правительства, а в пятницу – лететь в Армению и Грузию. И так – каждый день. Жизнь – в движении.

Анкета участника презентации Audi A8 «Искусство опережать»                                       

5-6 апреля 2010

г. Берлин, Германия



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.