Петер Сольберг, чемпион мира по ралли, пилот команды Subaru World Rally Team: «Я должен быть образцовым водителем»

Петер Сольберг, чемпион мира по ралли, пилот команды Subaru World Rally Team: «Я должен быть образцовым водителем»
Автор:

Чемпионат мира по ралли вступил в кульминационную фазу. После двух кряду побед Сольберга на Subaru (в Японии и Англии) борьба за титул еще больше обострилась. И все же даже в эти напряженные дни действующий чемпион мира норвежец Петер Сольберг нашел время для встречи с главным редактором «За рулем» Петром Меньших.

Начнем с вашего первого помощника, Фила Миллза. Каким должен быть штурман у чемпиона мира?

Прежде всего он должен обладать умом, хорошей реакцией. И в то же время, как у идеального секретаря, у него все должно быть зафиксировано на бумаге, четко организовано и трижды перепроверено. Самое главное – не ошибиться. У него должна быть уверенность в том, что он делает, не на сто, а на все сто пятьдесят процентов. Не говорю уже о том, что штурман должен быть стройным, по-спортивному легким.

У вас бывает чувство вины перед штурманом?

Subaru

Конечно, когда что-то по моей вине идет не так. В эти моменты я очень сержусь на себя и в случае аварии всегда стараюсь сам брать ответственность за риск. Кстати, авария, в которую мы попали в Германии, была очень серьезной. И в ней я, разумеется, виню только себя. Особая опасность тогда угрожала именно штурману. Я испытывал перед ним чувство вины и попросил прощения.

Кстати, со штурманом я провожу больше времени, чем с кем бы то ни было – таково ралли.

А если вас берет досада, по какой части автомобиля вы стучите?

На самом деле, во время гонок, даже если и ошибаюсь, нет возможности выплескивать гнев наружу. Я не могу это себе позволить: отвлекусь за рулем – потеряю время. Самое главное в таких случаях – уметь сразу же переключиться и мчаться дальше. Гонщики не позволяют себе сильных эмоций на трассе. Сегодня, чтобы быть лучшим, нужно быть перфекционистом, то есть безупречным во всем. Это касается и машины, и штурмана, и водителя.

Одно из суеверий гонщиков: женщина в машине – это неудача. Как вы считаете, почему женщина не может быть штурманом?

Subaru

Когда уйду из ралли, захочу, чтобы рядом со мной в машине была женщина, но не сейчас. Не так в общем-то важно, кто штурман – женщина или мужчина, самое главное в этой работе – все делать правильно. На мой взгляд, ралли – это мужской спорт. Правда, моя жена так не считает. Она принимала участие в гонках в Норвегии. И даже дважды становилась чемпионом. Я думаю, моя семья – самая «раллийная» в мире. В гонках участвовали мои родители, жена, братья и даже дяди и тети.

Вас не тошнит от ралли?

Нет. Я безумно люблю этот вид спорта. Я живу гонками. В десять лет я уже копался в двигателях гоночных автомобилей и ездил по территории, принадлежавшей родителям. Кроме того, в любом спорте, которым я когда-либо занимался, всегда добивался победы и становился лучшим.

Вы один из самых молодых чемпионов мира по ралли. Как долго можно заниматься ралли?

Subaru

Я считаю, в ралли можно ездить лет до сорока. При этом хочу заметить, что жизнь гонщика очень тяжелая. Тренировки отнимают массу времени и сил. И это еще не все. Для того чтобы в ралли быть лучшим, не менее важными, чем хорошая физическая подготовка, оказываются опыт и быстрота реакции.

Сегодня моему сыну исполнилось два года, а я большинство дней в году провожу вне дома, так что буду поздравлять его по телефону. Когда уйду из ралли, смогу больше заниматься семьей.

Какой должна быть машина у чемпиона мира?

Само собой понятно, я – член команды «Субару» (смеется). Но тренировался и на машинах «Форда». Во время тренировок случается всякое, могу сказать лишь одно: автомобиль «Субару» – это то, что нужно для гонок. Из него я могу выжать максимум. Машина легкая, маневренная, с низко расположенным двигателем и, я бы сказал, с максимальной эргономикой. Это следствие и того, что команда «Субару» очень тесно работает с заводами-изготовителями, в отличие, например, от команды «Форда», где такой связи почти нет.

В чемпионате мира принимают участие четыре команды, все на разных марках машин. В этом году он был чрезвычайно интересным. Разница в результатах участников исчислялась несколькими секундами! Когда это две минуты или даже полминуты – уже скучно, а когда всего несколько мгновений – совсем другое дело. В таких случаях, собираясь на гонки, мозги следует оставить дома, а с собой прихватить побольше смелости. В ходе такой напряженной борьбы пилот часто попадает в крайне рискованные ситуации.

Если все-таки отвлечься от того, что вы гонщик «Субару», каким в принципе должен быть автомобиль для ралли? Ближе к серийному или к чему-то уникальному?

Subaru

По правилам, в ралли должны быть использованы те же двигатели и карданные передачи, что и в серийном производстве. Просто для соревнований используют более прочные материалы при их изготовлении. Однако все-таки повторю: у «Субару» есть небольшое преимущество – оно в тесной связи с заводами-изготовителями, инженерами.

Я постоянно контактирую с президентом «Субару мотор» г-ном Киоджи Такенака и с другими лицами из высшего руководства компании. Мы работаем как никогда рука об руку и у нас очень хорошие отношения. Уверен – команду ждет большое будущее.

Вам в этом году не везло или дело все-таки в машине?

Мы – это команда, это одно целое. И любое поражение – это не поражение машины, а наше поражение. В том числе и мое личное.

В этом году в рамках чемпионата мы выступали в Аргентине, Мексике, Турции, на Кипре, в Японии, Германии, Англии и… Финляндии… Как раз здесь я не услышал штурмана, так что поражение – полностью моя ошибка. В Германии слишком поднажал – тоже моя вина. Таким образом, лично сделал две ошибки. В остальных четырех случаях – это наши общие поражения. А вообще, в гонках самое главное – это командный дух. Ни в коем случае нельзя никого и ни в чем винить.

Ваш стиль вождения на трассе и на улице? Как вы стираете покрышки?

Так случилось, что я оказался кумиром молодых людей и потому должен быть образцовым водителем. Если, скажем, в Швейцарии или Норвегии что-нибудь сделаю не так, то сообщения об этом сразу займут место на первых полосах местных газет. Так что приходится стараться.

А где любят вас больше – в Норвегии или в Монако, где вы сегодня живете?

Везде, но, наверное, в Норвегии больше. Если я дома пью кофе в каком-нибудь кафе, то немедленно подбегают люди, чтобы попросить автограф.

Желаем вам побольше той любви, что питает героев спортивных трасс.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Горячие темы

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.