С Volvo по жизни. Интервью с Хансом-Олофом Олссоном, президентом Volvo Car Corporation

С Volvo по жизни. Интервью с Хансом-Олофом Олссоном, президентом Volvo Car Corporation
Автор:

Немногие бизнесмены могут похвастаться таким постоянством и верностью одной компании, как Ханс-Олоф Олссон (Hans-Olof Olsson), президент-генеральный директор Volvo Car Corporation. Он пришел работать в компанию в 1966 году, не президентом, разумеется, и с тех пор не менял места работы. Но не это стало причиной встречи главного редактора «За рулем» Петра Меньших с первым человеком Volvo. Поводом послужили успехи компании на российском рынке.

Ханс-Олоф Олссон (Hans-Olof Olsson)

Родился в 1941 году в Швеции, окончил Гётеборгский университет (магистр политических наук) и Гётеборгскую школу экономики по специальности «информатика управления».

В «Вольво» работает на различных постах с 1966 года.
1982-1986 – директор по экспорту маркетинговой службы продаж.
В 1990– 1996 гг. – президент «Вольво карз Япония».
1996-1998 гг. – старший вице-президент «Вольво карз корпорейшн» по продажам в Европе.
1998-2000 гг. – старший вице-президент «Вольво карз корпорейшн», президент «Вольво карз Норд Америка». С 2000 года президент-генеральный директор «Вольво карз корпорейшн».

«Вольво» – одна из самых известных в России иностранных автомобильных марок. Как это получилось?

Вольво – одна из самых известных в России

Это началось давно. В Москве еще при МИД СССР создали департамент по обслуживанию туристов и дипломатов. Видимо, ориентируясь на северное происхождение, закупили автомобили «Вольво». Нам же поручили их обслуживание. И мы это делали на высоком уровне. Затем из Москвы сфера деятельности расширилась до Петербурга. Теперь эти два города – главные центры нашего бизнеса в России.

Россия очень важный для нас рынок. В прошлом году мы продали здесь более 5 тысяч автомобилей. И хотя это количество не ставит Россию в число десяти крупнейших рынков компании, думаю, что рост ее экономики открывает широкие перспективы для «Вольво». Для нас важно создать здесь стабильную дилерскую сеть. Сейчас в России 15 дилеров марки – из них семь в Москве и два в Санкт-Петербурге.

Ну, а насколько близка перспектива российской сборки, как делают, скажем, БМВ и «Форд»? Или, по-вашему, интереснее производить в Китае?

Мы уже рассматриваем возможность создания сборочного завода в районе Санкт-Петербурга, но пока это еще не оформилось в конкретный проект. Пока главная задача – поддержание дистрибьюторской сети. Прежде чем задумываться о производстве, надо убедиться, что оно будет оправдано, надо, чтобы на данном рынке продавалось минимум 10-15 тысяч автомобилей. Конечно, это во многом зависит и от властей, которые либо предлагают более выгодные условия для местного производства, либо вводят специальные импортные пошлины. «Форд», частью которого мы являемся, уже инвестировал средства в производство под Санкт-Петербургом, есть у этой компании и завод в Китае. Кстати, там действует весьма сложная система лицензирования, из-за которой мы не скоро сможем создать свое предприятие. Ситуация в России в определенном смысле похожа. Но, подчеркну, самое главное для нас – наращивать продажи машин, которые определяют дальнейшие действия на рынке.

На какие модели стоит рассчитывать, если начнется российская сборка «Вольво»?

Ханс-Олоф Олссон (Hans-Olof Olsson)

В первую очередь, это новые S40 и V50, которые, надеюсь, будут хорошо продаваться в России. Что касается остальной программы, то многое зависит от запросов клиентов. Например, XC90 – популярная машина, но дорогая. Для людей, которые любят скорость и мощь, прекрасно подошла бы S60 R.

Модель S80 прочно укрепилась здесь в сегменте престижных автомобилей. Повышенным спросом пользуется S60, а вот V70, да и вообще универсалы не очень популярны в России.

Новая линейка автомобилей «Вольво» разрушает представления о них, как о чисто семейных машинах.

Вольво

Я думаю, что «Вольво» – прежде всего, надежные автомобили и в широком смысле семейные. Это относится ко всему модельному ряду. Хотя в нем есть и быстрые машины, и машины с откидным верхом.

Мы только что запустили новый седан S40 и показали универсал V50. Следующим на этой платформе появится кабриолет. Мы разрабатываем его с итальянским дизайнерским домом «Пининфарина», но выпускать будем в Швеции, в Уддевалле.

«Вольво» имеет славу производителя безопасных автомобилей. Ремень безопасности тоже детище компании. Но в последнее время звезды EuroNCAP украшают борта других моделей. Что нового готовит компания?

Вольво

Мы готовы поддерживать лидерство в этой области, и каждая новая машина выходит с чем-то новым и уникальным. Например, на XC90 установлена система, предотвращающая опрокидывание: она уникальна для автомобилей данного типа вообще. В моделях S40 и V50 введено предупреждение о непристегнутых ремнях на заднем сиденье. Эти машины также оснащаются весьма продвинутой системой, предупреждающей водителя об опасных маневрах и отключающей источники внешней информации в критических ситуациях, чтобы не отвлекать его от дороги.

Думаю, обеспечение безопасности езды и заблаговременное оповещение водителя – это те области, где мы будем энергично развивать наши усилия.

Сфера безопасности имеет фундаментальное значение для «Вольво», и мы намерены впредь поддерживать нашу конкурентоспособность на самом высоком уровне. Можно дискутировать относительно корректности внешних крэш-тестов, но наши автомобили были и остаются самыми безопасными.

Безопасность дорого стоит.

Вольво

Конечно, а сколького еще клиент не видит и не догадывается… Например, при изготовлении различных элементов кузова используются специальные марки стали. А исследовательская работа! Мы проводим обширные исследования, чтобы создать и выбрать наилучшие материалы для производства современных безопасных машин, что, естественно, увеличивает их цену.

А каким вы видите автомобиль «Вольво» через 10 лет? Ваши прогнозы насчет гибридных силовых установок, использования альтернативных видов топлива?

Вольво

Через десять лет гибридных автомобилей станет больше. Но еще раньше мы представим рынку новые технологии, которыми занимаемся уже двадцать лет. В Европе будут преобладать машины с новейшими дизелями, в Японии и некоторых других странах заметно прибавится гибридных автомобилей. Я думаю, не произойдет значительных перемен по сравнению с сегодняшним днем – скорее, большие инвестиции пойдут в экологически чистые технологии. Все развитие будет определять диалог законодателей и производителей. В конце концов, и вы, и я – потребители и должны платить за автомобиль, а «чистая» технология может оказаться настолько дорогой, что его приобретение окажется просто не по карману.

Автомобиль должен быть еще и привлекательным внешне. Что можно сказать о развитии дизайна?

Вольво

Язык дизайна «Вольво» изменился. Последние модели сильно отличаются от прежних коробообразных. Появились новые черты и формы, например, «плечи» и задние фонари, которых ни у кого больше нет. Решетка радиатора верна традициям. Но стоит обратить внимание на обновленный интерьер, особенно у машин S40 и V50. Например, центральная консоль, выполненная в новейшем стиле, выглядит весьма привлекательно. Судя по реакции клиентов, новые тенденции в дизайне «Вольво» пришлись по вкусу. Мы горды, что это заслуги собственного дизайнерского бюро.

Облицовка радиатора «Вольво» несет знак Марса. Что он означает для вас: приверженность традициям фирмы, победу над конкурентами или… это также и мужской знак?

Вольво

Вначале этот знак был символом сталелитейного производства. Для меня лично он связан с историей «Вольво»: я видел эмблему с тех пор, как был маленьким мальчиком. Признаюсь, никогда не думал о ней как о знаке воинственности или каком-то другом символе. Для меня это знак фирмы, стоящий на ее продукции, символ традиций и стабильности.

Как влияет на традиции «Вольво» интеграция в группу «Форд» и проводимая последним унификация?

Вольво

Когда «Форд» приобрел нашу компанию, его идея была – сохранить «Вольво» как «Вольво». Люди в городе Гётеборге и его окрестностях и есть гарантия того, что «Вольво» и впредь будет выпускаться. И все развитие производства, вся дизайнерская работа делается здесь, в Гётеборге. Я могу уверить вас, что машины «Вольво» останутся самими собой. И делать их продолжат люди, которые здесь живут и работают. Это основное ядро компании.

Но надо понимать и то, насколько важны сегодня глубокая кооперация, обмен технологиями и компонентами. Так и в последних моделях S40 и V50 происходит обмен разработками с фирмами «Форд-Европа» и «Мазда».

Что касается меня лично, то я стремлюсь быть ближе к людям, которые работают в компании, живу с ними одной жизнью. Может быть, я не знаю каких-то деталей, но стараюсь понять наш продукт – и старый и новый – настолько глубоко, чтобы быть частью этого процесса, эмоций и чувств, которые возникают при создании автомобиля.

На ваш взгляд, если бы известная иностранная компания решила купить Волжский автозавод в Тольятти, это стало бы благом или все-таки нужно надеяться на собственные силы?

Я считаю, надо стараться сохранить независимость до конца.

В беседе принимал участие Владимир Соловьев.

Традиционное шведское гостеприимство: в честь «За рулем» у штаб-квартиры «Вольво» подняли российский флаг.

«Volvo S40». Вторая по популярности модель компании на российском рынке уступает место преемнице (см. тест на с. 70). Выпускалась с 1995 года в Нидерландах. Оснащалась четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями 1,8-2,0 л, 109-200 л. с. и дизельными 1,9 л, 102-115 л.с.

«Volvo S60». Самая популярная в России машина шведского концерна выпускается с 2000 года. Комплектуется пятицилиндровыми двигателями: бензиновыми 2,3-2,5 л мощностью 140-250 л. с. и дизельными 2,4 л, 130-163 л. с. В 2003 г. появилась версия S60R c 300-сильным мотором.

«Volvo V70». Семейство вместительных универсалов оснащается теми же силовыми агрегатами, что и седан S60. Однако «семидесятый» несколько длиннее и больше по базе. Наиболее мощная версия – с бензиновым двигателем 2,5 л, 300 л. с.

«Volvo C70». Четырехместные кабриолеты «Вольво» делает с 1998 года. В настоящее время предлагаются варианты с шестью силовыми агрегатами и тремя бензиновыми турбонаддувными пятицилиндровыми двигателями 163, 200 и 245 л. с.

«Volvo S80». Эта престижная модель известна с 1998 года. Оснащается рядными пяти– и шестицилиндровыми моторами, устанавливаемыми поперечно: бензиновыми 2,0-2,9 л мощностью 140-272 л. с. и дизельными 2,4 л мощностью 130-163 л.с.

«Volvo XC70». Полноприводный универсал с усиленной подвеской и увеличенным дорожным просветом (200 мм) приспособлен для трудных дорог. Нижняя часть кузова имеет дополнительную антигравийную защиту. Двигатели – бензиновый 2,5 л, 210 л. с. и дизельный 2,4 л, 163 л. с.

«Volvo XC90». Автомобиль типа SUV для 5-7 человек. Создан на платформе XC70, имеет аналогичную трансмиссию, дорожный просвет 218 мм. Выпускается в США с 2002 года. Двигатели – бензиновые 2,5 и 2,9 л и дизель 2,4 л. Разгоняется до 100 км/ч за 9,9 с и достигает 210 км/ч.

Свободное время Ханс-Олоф Олссон проводит в загородном доме на западном побережье Швеции или на своей новой яхте.

Олссон о первых шагах в компании: «Я работал над информатизацией различных процессов, которые сегодня так привычны. Это управление ресурсами, закупки, логистика, планирование производства, складской учет. Короче, информатизировал все – от поставок извне до конечной продукции».

На вопрос, почему он так надолго задержался в Японии, Ханс-Олоф Олссон отвечает: «Если Япония вам нравится и к тому же отвечает взаимностью, то нужно бы там пожить лет пять. Из служебного досье: «За время работы Олссона в Японии годовые продажи «Вольво» увеличились с 7 до 20 тысяч автомобилей».

Олссон о нынешних задачах: «Моя задача – управлять компанией так, чтобы у нее было стабильное будущее, чтобы марка была в числе первых и встретить успех. Наша цель – быть лучше основных конкурентов».

Но это на работе, а в частной жизни этот человек влюблен в природу и свежий воздух. Он использует любую возможность, чтобы насладиться природой и заниматься спортом. Он увлечен бегом настолько, что участвует в гётеборгском полумарафоне (дистанция 21 км) вместе со многими работниками предприятия.

С укреплением «Вольво» как предприятия зародилось и понятие «дух «Вольво», которое объединяет очень многих людей. По этой причине, подчеркивает Ханс-Олоф Олссон, важно, что «Вольво карз» остается в Гётеборге, где есть многочисленные ассоциации, где крепки связи с родственниками, друзьями, теми, кто когда-то работал здесь.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.