Московские ставки Renault. Интервью с Луи Швейцером, президентом Renault

Московские ставки Renault. Интервью с Луи Швейцером, президентом Renault
Автор:

Весть о строительстве нового завода в Москве обострила интерес к фирме Renault у российских автолюбителей. Немногие западные бизнесмены смогли отважиться на вложение капиталов в Россию. Тем более в автомобильную отрасль. Луи Швейцер, президент и генеральный директор фирмы Renault, смог. О мотивах этого решения, планах концерна в России и многом другом с ним беседовал в штаб-квартире «Рено» под Парижем главный редактор «За рулем» Петр Меньших.

ПЛАНЫ КОМПАНИИ В РОССИИ

ЛУИ ШВЕЙЦЕР (Louis Schweitzer)

Луи Швейцер родился в 1942 году в Женеве. Учился в Париже, окончил Институт политических наук и Национальную школу администрации. На «Рено» пришел в 1986 году. Руководил финансовой дирекцией и стратегическим планированием. С 1990 года генеральный директор, а с 1992-го президент-генеральный директор компании «Рено». После альянса с «Ниссаном» президент группы «Рено-Ниссан». На 2003 год избран председателем Европейской ассоциации производителей автомобилей.

«Рено» планирует создать завод в Москве и выпускать по 60 000 автомобилей в год. Но покупателями станут бывшие владельцы ВАЗов и подержанных иномарок. Какие характеристики будущих московских «рено» должны склонить клиента к выбору в вашу пользу?

Прежде всего, мы проанализировали рынок. Точнее, три рынка: новых иностранных автомобилей по цене свыше 10 тысяч долларов, новых российских по цене до 6 тысяч долларов и рынок подержанных иномарок, который условно занимает промежуточное положение. Так вот, новой моделью, получившей индекс Х90, мы хотим привлечь интерес покупателей третьего рынка, где продается около 400 тысяч машин в год.

Предлагаемый им автомобиль должен быть, во-первых, современным, как по концепции, так и по оснащенности, во-вторых, довольно большим по размерам, в-третьих, доступным по цене. (В данном случае мы ориентируемся на цены подержанных иномарок.) Одновременно машина должна соответствовать дорожным и климатическим условиям страны и, что очень важно, быть надежной.

Убежден, что автомобили с такими характеристиками – а мы планируем создать целое семейство на основе Х90 – найдут спрос в России и за ее пределами. При этом они не станут прямыми конкурентами «Лады», поскольку будут стоить немного дороже.

Покупатель ВАЗа уверен в том, что вместе с машиной получит недорогое обслуживание, дешевые запасные части и возможность ремонта в любом гараже. Какие услуги предложит «Рено»?

Здесь клиенты фирмы снова окажутся в выигрышном положении, поскольку продажа новых гарантийных машин предусматривает создание для них сети обслуживания, снабжение запчастями, на что не может, кстати, рассчитывать покупатель секонд-хэнда. Было бы неразумно продавать новые автомобили по доступной цене и предлагать запчасти по заоблачным ценам.

В России существовали фирменные сети обслуживания машин ВАЗ, «Москвич» и «Волга». Вы связываете ваши планы с какой-то из них или станете развивать собственную?

С 1997 года, когда «рено» стали активно продаваться на российском рынке, мы начали формировать собственную сеть обслуживания. Сообразно росту продаж будет развиваться и сервис. Мы не планируем выкупать полностью или частично существующие предприятия техобслуживания и не станем заключать с кем-то генеральные соглашения. В наши планы также не входит предоставление привилегий кому-либо из российских производителей автомобилей.

Какова, по вашему мнению, роль таможенных пошлин? Как мне кажется, те иностранные компании, которые уже наладили производство на российской территории, заинтересованы в создании барьеров на пути конкурентов. А председатель совета директоров ВАЗа Владимир Каданников считает это необходимым условием развития автомобилестроения в России.

«Рено» выступает на российском рынке и как производитель, и как импортер: ведь помимо собираемых здесь, мы ввозим в Россию и другие модели. В этой связи хотелось бы обратить внимание на две вещи. Первое: нельзя нарушать правила конкуренции между новыми и подержанными автомобилями, а также вводить особые условия импорта. Неправомерно, чтобы один и тот же автомобиль, новый или подержанный, стоил по-разному в зависимости от того, как и кем он ввезен. То же касается разных ставок для физических или юридических лиц: все должны платить одинаково. Второе: нужно обязательно учитывать огромные российские просторы и перспективы рынка; это предпосылки для создания в России мощной автомобильной промышленности. Исходя из этого Россия вправе сохранить таможенные пошлины. Чтобы система работала эффективно, следует определить задачи на длительную перспективу индустриального развития – лет на пятьдесят вперед.

Наверное, каждому руководителю страны хочется иметь в ней развитую автомобильную промышленность. Каковы были бы ваши рекомендации, окажись вы советником президента Путина или российского премьер-министра?

При подписании соглашения с мэрией вашей столицы мне довелось встретиться с премьером Касьяновым. И я ему сказал то, что повторю сейчас: результатов можно добиться, когда система однородна, имеет определенную степень защиты и ясную перспективу.

Мы смогли убедиться, что «Рено» вывела заводы из Парижа в силу экологических и других причин. В Москве, наоборот, вы создаете производство почти в центре.

Прежде всего, замечу: «Рено», как и «Ситроен», родилась именно в Париже, здесь начиналась их деятельность. Что касается Москвы, в ее пользу сыграли следующие факторы. Нужен был довольно большой участок с развитой инфраструктурой: электро– и водоснабжением, подъездными путями. Иными словами, база, адекватная нашим планам. Кроме того, Москва – это экономический центр страны. А в нашем деле транспортные затраты, расходы на логистику весьма весомы – они составляют большую часть всех расходов. В этом плане мы получаем выигрыш.

Идя навстречу интересам большой армии читателей, не могли бы вы, господин Швейцер, рассказать, хотя бы в общих чертах, об автомобиле Х90?

Модель только разрабатывается, машина еще не может самостоятельно передвигаться. Облик уже определен, идет дальнейшая работа. Мне самому еще не все ясно. Пока сообщу, что автомобиль не будет маленьким: речь идет о семейном седане (автомобиль, в котором свободно размещается до пяти человек – ред.).

Вернемся к ситуации на рынке. Вызывает сожаление, что новые модели компании попадают в Россию с задержкой: например, «Лагуна» – почти на два года.

Чтобы утвердить позиции марки, нам хотелось бы сократить такого рода задержки. Вместе с тем мы заинтересованы продавать здесь автомобили, пригодные для эксплуатации в специфических дорожных и климатических условиях, а также на местном топливе. Кроме того, когда новая модель выходит на западноевропейский рынок, все сконцентрированы на том, чтобы «запуск» прошел успешно, а уж потом уделяют внимание изменениям, которые необходимо внести, чтобы машина продавалась, в частности, в России.

«Рено» объявила о прекращении производства модели «Авантайм» – а ведь она обещала быть перспективной. Чем продиктовано такое решение?

Мне нравится дизайн «Авантайма» и я очень сожалею, что его выпуск прекращен. Модель создавали совместно с компанией «Матра», для которой производство автомобилей не является стратегически важным: там решили сконцентрироваться на другом. К тому же объемы продаж оказались не столь велики, поэтому трудно было прогнозировать продолжительность выпуска. К сожалению, на других заводах «Рено» нет оборудования, подходящего для производства «Авантайма».

С одной стороны, «Рено» по праву считается одной из самых революционных фирм по части дизайна, а с другой – в числе немногих разрабатывает модели для стран «третьего мира», которые нельзя назвать авангардными. Как уживаются эти тенденции?

«Рено» производит автомобили для широкого круга покупателей, начиная с малого класса и заканчивая классом «Люкс». Они доступны во всех странах мира – каждый волен сделать свой выбор. Наше участие в формуле 1 подтверждает такой подход: ведь за соревнованиями следит весь мир, все наши потенциальные покупатели. В болидах формулы используются новейшие технические решения и технологии, применяемые в автомобилестроении, что полностью соответствует духу нашей компании.

Г-н Швейцер, многие проекты «Рено» ныне координируются с «Ниссаном». Здесь сталкиваются подходы двух автомобильных школ – европейской и японской. На чем основываются взаимодействие и специализация?

Конечно, различия между японской и французской марками существенны. И мы хотели бы сохранить индивидуальность каждой в дизайне. Но в техническом плане, касается ли это двигателей, коробок передач или платформ в целом, стремимся добиться унификации. Существует и третий, весьма важный аспект взаимодействия. Японцы учат нас точности и пунктуальности в работе, высокой производительности и тщательному контролю качества. Мы, в свою очередь, сильны в гуманитарных вопросах, будь то менеджмент или контакты с поставщиками, а также в умении создавать оригинальный продукт. Вот те аспекты, которые делают эффективным альянс «Рено» – «Ниссан».

Крупнейшие фирмы не оставляют поисков альтернативного вида топлива и источников энергии. «Тойота» продает серийный «Приус» с гибридным двигателем. Какой позиции придерживается «Рено»?

Что касается гибридных двигателей, «Ниссан» приобрел у «Тойоты» лицензию на изготовление. Теперь и «Ниссан», и «Рено» смогут делать такие же автомобили. Однако в наши планы пока не входит продажа подобных машин: считаем, что на данном этапе это экономически нецелесообразно. Совместно с «Ниссаном» мы ищем новые возможности моторизации.

Разрешите личный вопрос. Вас знают как человека твердого, способного в случае необходимости пойти на жесткие меры, каким стало, к примеру, закрытие завода в Бельгии. При вас «Рено» перестала быть государственной компанией. Какими качествами должен обладать лидер, руководитель крупного производства? В России очень хотели бы знать ваш ответ.

Не думаю, что в вашей стране лидеру нужны какие-то особые качества: есть общие характеристики. Первое: нужно быть стратегом и уметь видеть дальнюю перспективу. Второе – уметь быстро реагировать на изменение ситуации и использовать его в свою пользу, то есть быть прагматичным. И, наконец, третье: нужно сполна использовать компетенцию, знания и энтузиазм людей, которые вас окружают.

В России автомобиль часто называют средством самовыражения. Какие модели вам нравятся, на чем вы ездите?

Разумеется, на «Рено», но приходится пробовать и машины конкурентов. Сознаюсь, мне нравятся «феррари», которые выпускались лет 10-15 назад, последней из тех прекрасных машин была 456-я модель. Замечательным автомобилем, считаю, был ситроеновский «Траксьон Аван 11CV». Из «Рено» наиболее интересным, с точки зрения водителя, я считаю «Клио Рено-Спорт» с 2-литровым мотором.

А вы сами водите машину или пользуетесь услугами шофера?

В офис я езжу с шофером, что позволяет мне работать в машине. Но возвращаясь с работы или в выходные, вожу машину сам. В отпуск отправляюсь на «Эспасе», для коротких поездок, бывает, пользуюсь «Клио» жены.

Спасибо за откровенные ответы. Полагаю, в лице наших читателей вы найдете новых друзей в России.

В беседе принимал участие Владимир Соловьев.

По продажам новых иномарок в России «Рено» в прошлом году уверенно занимала 3-е место после «Дэу» и «Шкоды». Однако если принять во внимание родственные отношения «Рено» и «Ниссана», нетрудно догадаться, что суммарно автомобили группы «Рено-Ниссан» выиграли сражение за сердца российских автомобилистов.

Рост курса евро по отношению к доллару осложнил в 2003 году сбыт европейских машин и создал преимущество японским и американским автомобилям. С пуском московского завода «Рено» и выходом на полную мощность завода «Форд» во Всеволожске главная борьба на российском рынке пойдет между этими двумя марками.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Горячие темы

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.

Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/automps.ru/wp-content/plugins/slickquiz/php/slickquiz-front.php on line 59