Гран-при Австрии F1: Курс на восток?

Гран-при Австрии F1: Курс на восток?
Автор:

Сентябрьское утро на деревенской улице в предместье австрийского городка Шпильберга. Из стойла доносится мычание коров, а совсем рядом, на лугу – столпотворение: автомобили, люди, автомобили – Гран-при Австрии. Сейчас не до коров – здесь стоянка для машин тех, кто хочет своими глазами увидеть гонки Формулы 1. А они, подумать только, не проводились в Австрии целых 10 лет!

ДЕЛАЙТЕ СТАВКИ, ГОСПОДА!

Фрэнк Вильямс и Берни Экклстоун

Могущественные господа формулы 1. В центре – Фрэнк Вильямс (впервые после аварии в 80-х мы видим его стоящим на ногах), справа – Берни Экклстоун.

Да, 21 сентября 1997 года на этом зеленом пятачке можно было неплохо заработать: 50 шиллингов (более $4) за парковку. «Жаль, что Гран-при у нас не каждое воскресенье», – шутит распорядитель.

А что творится в палаточном лагере, который, похоже, оккупировал все ближайшие лощины и высотки! За 1600 шиллингов вы можете со своим домиком на колесах на все три дня вписаться в местный ландшафт. Те, кто предпочитает жить покомфортнее, рассчитывают на гостиницы в окрестных городках и деревнях (400-500 шиллингов за одноместный номер). Ехать сюда, скажем, из Вены не меньше трех часов, но поторопитесь заранее – иначе застрянете в пробках (улицы-то в деревнях нешироки) и места у трассы достанутся самые плохие – на билетах указан только номер трибуны. Купить заветную «Eintrittskarte» (входной билет) не проблема – в кассе стоит 4 тысячи шиллингов, с рук – 3 тысячи.

В толпах болельщиков, шагающих к трассе, не только австрийцы. «Пусть победит сильнейший – значит, Шумахер!» – кричат парни, прибывшие из Франкфурта. Таких фан-групп тут хватает – того и гляди, вспыхнут искры немецко-австрийского противостояния. Местные до умопомешательства болеют за своего Бергера: «Только подождите до следующего года, — кричат они в ответ немцам. — Этот Шуми вам надоест. Столько Шумахеров вообще не должно быть». Легкая пикировка у ларьков с сосисками заканчивается мирно – распитием белого австрийского пива, а потом все дружно и не стесняясь метят заградительную сетку. Тем временем праздник, чем-то напоминающий восточный базар, разгорается.

Скудерия Феррари Мальборо

Успех гонки часто решается во время замены покрышек. Предприимчивые имиджмейкеры команды «Скудерия-Феррари-Мальборо» даже открыли на стадионе курсы для зрителей.

Трасса «Остеррайхринг» Гран-при Австрии, как уже упоминалось, была закрыта 10 лет назад. Сегодня после коренной реконструкции – это один из самых быстрых треков мира. Длина его – 4,319 км. И вот долгожданный дебют этапа формулы 1 при стечении огромного множества людей. Новая трасса, новые люди: много коротких стрижек, стильных джинсов, модных ботинок – восхищение автоспортом стало не просто хобби, а этаким шиком. Типичное движение руки сидящих на трибуне – «бросок» к мобильному телефону. «Маша, ты меня слышишь, – не удивляйтесь, среди зрителей есть русские, – быстро включай телевизор, может, меня увидишь. Я поставил на Вильнева». Немудрено: тот вчера показал лучшее время на круге и займет первую позицию на старте.

На квалификационные заезды гонщикам отводится один час. Но прошло уже целых 15 минут, а никто не хотел выезжать на трассу. Лидер чемпионата Михаэль Шумахер (Германия, «Скудерия-Феррари-Мальборо») появился только на 35-й минуте и, проехав круга три, исчез в боксах – у него оказалось только 9-е время. Вильнев добился лучшего показателя на предпоследней, 59-й (!) минуте.

Ну что ж: ваш покорный слуга, невзирая на девятое место Шумахера на старте, поставил на двукратного чемпиона мира.

КОГДА ОЧЕНЬ МНОГО ХОЧЕШЬ

Формула 1: настройка компьютера

За несколько минут до старта: настройка компьютера.

«Таков спорт: когда очень много хочешь – ничего не получается» – эти слова принадлежат любимцу австрийской публики Герхарду Бергеру. Словно в их подтверждение местный кумир по техническим причинам задержался в боксах. После старта он лишь замыкал группу отстающих. А возглавил гонку дебютант сезона – Ярно Трулли. Он не так давно пришел в команду Проста, заменив травмированного француза Оливье Пани. Ох, как хотелось 23-летнему итальянцу доказать, что выбор шефа правильный. Уже после первого круга он – лидер, опередивший финна Хаккинена, которому пришлось выруливать свой «Мак-Ларен» на обочину – возникли неполадки в двигателе «Мерседеса». Итальянец все дальше уходил от преследователей, ближайшим из которых на 24-м круге стал Вильнев.

На 37-м круге Трулли едет на заправку и инициативу перехватывает Вильнев. Шумахер был уже четвертым. И здесь – ох, плакали мои денежки! – двукратный чемпион мира «прокалывается» на желтом флаге (требование гонщикам не совершать обгоны). Еще не забыт Сильверстоун 1994 года, где Михаэль, как посчитали судьи, проигнорировал черный флаг, после чего был отстранен от двух гонок и чуть не упустил чемпионское звание – всего одно очко проиграл ему тогда англичанин Хилл. Теперь же на этом пути у Шумахера, да и у «Феррари» появилась «желтая опасность».

Михаэль Шумахер

Уже 20 минут идут квалификационные заезды, а Михаэль Шумахер даже не снял свою любимую куртку.

Попробую воспроизвести те драматические события, опираясь на личные впечатления и свидетельства самих гонщиков после финиша. На злополучном 37-м круге Алези и Ирвин после небольшой «потасовки» вылетают с трассы, судьи выбрасывают желтый флаг. Его-то и не заметил Шумахер. Потом он признал ошибку, но вряд ли кто усомнился, что сделана она умышленно. «В будущем, — сказал с досадой Михаэль, — сигналы должны быть более четкими. Здесь же флаги показывают только с внешней стороны – там, где обычно стоят коровы». Но как бы то ни было, за ошибку пришлось расплачиваться принудительной остановкой в боксе на 10 секунд.

Как курьез расценили журналисты тот факт, что гоночным комиссаром на австрийском треке был венский юрист Петер Зохе из того состава жюри в 1994-м, который дисквалифицировал Шумахера на две гонки. Это всего лишь версия, но, как мне показалось, судьи первыми начали опровергать тезис «Если очень много хочешь, ничего не получается».

На 40-м круге после недолгой остановки в боксе Вильнев обгоняет Трулли. Казалось, достать итальянца на трассе невозможно. Но в который раз уже в этом году все решила быстрота механиков при замене покрышек и заправке. Правда, если бы не десятисекундный штраф Шумахеру (он отбывал его на 50-м круге), красивая могла бы получиться борьба на этом этапе гонки: ведь на 46-м круге чемпион шел уже третьим. А когда на 59-м круге у Трулли задымил мотор, Михаэль мог быть уже вторым. Но из-за штрафа оказался лишь на седьмой позиции. Потом трибуны ахнули еще раз – когда Шумахер за два круга до финиша, порядком рискуя, обогнал своего давнего соперника Хилла. С единственным очком (за шестое место) он сохранил лидерство в чемпионате, но теперь уже весьма зыбкое. А в Австрии победил сильнейший – Жак Вильнев.

Своим шестым успехом в этом сезоне и десятой победой в гонках формулы 1 (всего за его плечами 30 этапов) франкоканадец вновь сделал ситуацию перед последними тремя гонками — в Германии, Японии и Испании — до предела накаленной.

ЧТО ЖДЕТ ВПЕРЕДИ

Х.-Х. Френтцен

Именно Х.-Х. Френтцена (слева) так неудачно обогнал М. Шумахер.

Когда выйдет этот номер журнала, сезон в формуле 1 уже закончится. Если бы не Гран-при Австрии, я поставил бы на итоговую победу Шумахера. Но, похоже, заглядывая в будущее формулы 1, нельзя руководствоваться одними эмоциями. Это касается не только личных пристрастий. 4 декабря Европейский Союз должен вынести решение о запрещении табачной рекламы. Это означает, что сильнейшие команды формулы 1 вполне могут оказаться без главных спонсоров: «Вильямс» – без «Ротманса», «Феррари» – без «Мальборо», а «Мак-Ларен» – без «Веста». В такой ситуации старый континент сможет провести от силы две-три гонки только в лояльных к табаку странах. Шеф и хозяин формулы 1 господин Экклстоун говорит, что поверит в это только тогда, когда закон ляжет ему на стол. Но как опытный бизнесмен с размахом и связями, он уже принял меры. Среди них возвращение формулы 1 в Австрию – к границам со славянскими землями. Забыты разговоры о закрытии трассы в Венгрии – все там теперь прекрасно окупается. Может, появится в календаре еще один этап в Японии; возможно, построят треки в Южной Корее, Китае и Малайзии. В Австрии Экклстоун объявил о планах возобновления этапа формулы 1 в США. Сомнительно, правда: янки любят свои гонки, до европейцев им нет дела, иначе формула 1 в свое время не ушла бы из Америки. Эти соревнования нужны Европе. И, думаю, последние три этапа должны еще раз доказать это всем. Вот почему организаторам так важно, чтобы до последнего круга на треках формулы 1 шла отчаянная борьба (а для этого сгодятся и черные, и желтые, и синие флаги), чтобы чуть ли не на последней минуте определился сильнейший.

Жак Вильнев

Жак Вильнев: «Сейчас таблица результатов становится интересной».

На том и держится интерес к автоспорту, в этом его гипнотизирующая привлекательность и красота. Если миллионы людей (только в маленькой Австрии гонки за три дня посмотрело около 220 тыс. зрителей) едут за сотни миль, чтобы услышать возбуждающие кровь звуки мотора, увидеть любимых пилотов, их умопомрачительные болиды – значит, формула нужна странам и континентам, без нее просто невозможно представить мировой спорт нынешнего и будущего веков.

Ну, а ежели формула 1 двинется на Восток – может, господин Экклстоун поставит и на Россию, в которую он, было время, стремился, а потом потерял к ней интерес. Но, похоже, ветер подул в нашу сторону.

Гран-при Австрии

  1. Ж. Вильнев (Канада, «Ротманс-Вильямс-Рено») – 1 ч 27 мин 35,999 с;
  2. Д. Култард (Великобритания, «Вест-Мак-Ларен-Мерседес»), отставание – 2,909 с;
  3. Х.-Х. Френтцен (Германия, «Ротманс-Вильямс-Рено») – 3,962 с;
  4. Д. Физикелла (Италия, «Джордан-Пежо») – 12,127 с;
  5. Р. Шумахер (Германия, «Джордан-Пежо») – 31,859 с;
  6. М. Шумахер (Германия, «Мальборо-Феррари») – 33,411 с.



Проверь себя!

Угадай авто на картинке.

Проверь себя! Угадай авто на картинке.

Подписка на рассылку

Стань автором на МПС

Ваш взгляд на автомобильный мир нам интересен, присоединяйтесь к нашей команде авторов – пишите, фотографируйте для своей страницы, зарегистрируйтесь.